Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:11, реферат
Целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ понятия собственности; изучение разнообразных форм собственности, ее сущности в условиях рынка; рассмотрение теорий прав собственности, а также анализ развития собственности в России.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность понятия "собственность" как экономической категории;
понятие "собственность" рассмотреть в экономическом и юридическом аспектах;
изучить систему форм собственности, их характеристику;
показать право собственности в условиях рынка;
проанализировать преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям;
дать характеристику современного состояния основных форм собственности в Российской Федерации
выявить проблемы собственности и ее изменений в ходе либеральных экономических реформ в России.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Собственность и социально-экономические отношения…………………….5
1.1. История возникновения собственности и развития ее форм……………...5
1.2. Собственность как экономическая категория………………………………7
2. Теория прав собственности………………………………………………….10
2. 1. Теоретические предшественники прав собственности…………………..10
2. 2. Особенности методологии прав собственности………………………….13
2. 3. Основные положения теории прав собственности………………………17
3. Развитие собственности в России в конце ХХ века……………………….25
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы………………………………………….35
2) исключительность права (usus fructus) предполагает, что на собственника и только на него падают все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Он поэтому оказывается заинтересован в максимально полном их учете при принятии решений;
3. Развитие
собственности в России в
Основой экономической системы в СССР являлась общественная собственность на средства производства, которая выступала в виде государственной собственности. Уже в 30-е годы она была объявлена преобладающей, а к началу 90-х годов социальная структура собственности имела следующий вид: государственная — 89,2, колхозная — 8,3, кооперативов по производству товаров и услуг (в т.ч. — ЖСК) — 1,4, собственность граждан — 1,1%. Если учесть, что колхозная собственность по существу была государственной, то можно прийти к выводу обабсолютной государственной монополизации средств производства в этот период. [15, с. 80-81]
С конца 80-х годов в социалистических странах обозначился переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономики отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем.
Экономическая
система, основанная на общественной собственности,
позволяла концентрировать материальные
и людские ресурсы общества на важнейших
направлениях и обеспечивать мощные прорывы
на решающих участках хозяйственной деятельности.
Однако исторически эта система была обречена
на поражение. Нормальное функционирование
усложняющегося хозяйства пришло в противоречие
с централизованным директивным управлением.
СССР оказался не в состоянии в полной
мере освоить достижения научно-технической
революции во второй ее части и экономика
страны вступила в стадию угасания. Возникла
необходимость в изменении отношений
собственности как основы всей системы
экономических отношений. Возрождение
различных форм частной собственности
путем разгосударствления предприятий
началось с конца 80-х годов. Приватизация
была направлена на повышение эффективности
хозяйственной деятельности через развитие
рынка и формирование слоя частных собственников-
Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В России приватизация началась в октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.
Второй этап – ваучерной приватизации ставились. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества иоткрытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс».
Результатом этой борьбы
и стала государственная
Приватизация, являясь одним из важнейших направлений разгосударствления, означает переход объекта собственности от государства в частные руки.
Первый этап (1992 — 1 июля 1994 г.) так называемой «малой приватизации» начался с предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, производства товаров народного потребления. За это период было приватизировано свыше 70% всех малых предприятий, которые перешли в частную собственность, было создано более 25 тыс. акционерных обществ, составивших основу корпоративного сектора.
«Большая приватизация» (второй этап) предполагала продажу государственной собственности по конкурсу или на аукционах; продажу акций предприятий (акционерных обществ); полный или частичный выкуп госимущества, сданного в аренду; продажа недвижимости и земли и т.д.
О результатах приватизации
можно судить по распределению предприятий
и организаций по формам собственности
в России (табл. 1).
По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%. С 1 июля 1994 г. был объявлен третий – денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности.
На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:
· Большое количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.
· 75% предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу.
· Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.
Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.
В чем состояли основные особенности процесса приватизации в России?
1. Директивность.
Решение о приватизации принималось не
трудовыми коллективами или руководителями,
знавшими специфику финансового и технологического
состояния предприятий, а Госкомимуществом.
Регионам директивно предписывались даже
количественные масштабы приватизации
с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы
государственных предприятий не имели
права выбора сроков и механизма преобразования
собственности.
2. Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации.
3. Приоритетность
одной формы. В качестве приоритетного
направления было ипревращение государственной
собственности в частную. Недооценивались
и даже игнорировались другие формы преобразований
государственной собственности, связанные
с перераспределением прав собственности.
В результате российская модель была жестко
нацелена на перераспределение экономической
власти между социальными слоями общества.
4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения. Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг. В результате приватизации изменилась структура собственности.
5. Форсирование
развития фондового рынка. К изменениям
в структуре собственности не сводятся
результаты приватизации по российской
модели. Поскольку основная масса средних
и крупных предприятий директивно приватизировалась
в виде превращения государственных предприятий
в открытые акционерные общества, сам
процесс приватизации явился сильным
фактором развития фондового рынка, Следует
отметить, что акции приватизированных
предприятий и образуемый ими фондовый
рынок существенно отличаются от их классических
аналогов. Особенность состоит в том, что
если классические (обычные) акции являются
порождением реального инвестиционного
процесса и обмена акций на реальные активы,
то акции, вошедшие в фондовый рынок, берут
свое происхождение из обмена на фиктивные
активы в виде ваучеров и за ними не было
реального инвестиционного процесса.
Указанные обстоятельства существенно
влияют на формирование фондового рынка
и движение акционерного капитала. Курсовое
поведение акций предприятий, акционированных
в порядке приватизации, не отражало реальные
инвестиционные процессы или экономическую
эффективность представляемых ими предприятий.
На курсовое поведение акций названного
типа влияли иные, не вполне обычные для
фондового рынка факторы: стремление к
перераспределению экономической власти
через формирование контрольных пакетов
акций. Подтверждением тому служили факты
роста курса акций (в реальном измерении)
при спаде производства на предприятиях.
Стремительное развитие рынка фиктивного
капитала сопровождалось столь же стремительным
сужением и деиндустриализацией реального
сектора, спад в котором к 1997 г. Превысил
50% от уровня 1990 г. К 1997 г. сложилась ситуация,
которая может спровоцировать новое масштабное
перераспределение прав собственности,
т. е. новый этап приватизации и переприватизации.
Система неплатежей, в которую «вползли»
практически все отрасли реального сектора
экономики, после резкого повышения масштаба
цен с 1992 г. привела к тому, что большинство
предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения
государства, оказались хроническими
должниками. Покупателями в новых условиях
могут быть банки и иные финансовые структуры,
обладающие денежным капиталом. В переходной
экономике России наметились тенденции
обратных преобразований собственности
из частной в государственную, кооперативную,
муниципальную. Примерами могут служить
многочисленные факты возвращения приватизированного
жилья в муниципальную собственность;
объединение паев акционированных сельскохозяйственных
предприятий; приобретение муниципальными
органами власти контрольного пакета
акций приватизированных предприятий
с целью подъема производства и др. Несмотря
на то, что пройдены крупные этапы в процессе
приватизации, перераспределение прав
собственности еще не завершено. Не найдена
еще оптимальная концентрация правомочий
у физических и юридических лиц, дающая
наиболее эффективные формы функционального
движения собственности. Критерий экономической
эффективности должен выдвинуться на
передний план в процессе перераспределения
прав собственности на новых этапах преобразования
собственности.
Заключение
Подводя итог,
отметим, что собственность - это
отношение между людьми, классами
и социальными группами общества,
а также хозяйствующими субъектами
по поводу присвоения ресурсов, условий
производства, технического и технологического,
научного и интеллектуального
Традиционно
проблема собственности всегда связывалась
с проблемой власти или "силы".
В исследованиях теоретиков прав
собственности эта