Развитие рыбохозяйственного комплекса Приморского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:18, реферат

Описание работы

Неуправляемость рыбохозяйственного комплекса и отсутствие какой-либо координации приобретали угрожающие размеры и грозили еще большими негативными последствиями. Вместе с тем мировой опыт показывал, что полная свобода и абсолютная самостоятельность возможны лишь в условиях дикой природы. Любая же разумная хозяйственная деятельность обязательно должна предусматривать и планирование, и координацию, и процесс управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Аналитическая часть………………………………………………………………….3

1.1. Оценка современного состояния рыбной промышленности Приморского

края ………………………………………………………………..………….….3

1.2. Оценка сырьевой базы рыболовства………………………………………..8

1.3. Анализ инвестиционного климата…………………………………………11

2. Проектная часть……..………………………………………………………………...15

2.1. Основные направления развития рыбохозяйственного комплекса……...15

2.2. Влияние НТП на деятельность отрасли……………………………………17

2.3. Оценка программы «Прибрежное рыболовство…………………………..19

Заключение……………………………………………………………………………….21

Список использованной литературы……………..………………………………….….22

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

Донные и природные  ресурсы этого участка морского дна весьма разнообразны (морской окунь, палтус, камбала, скат и некоторые другие виды рыбы, кальмар и другие беспозвоночные). Места скопления некоторых из них известны, но промысел ведется недостаточно, а то и вообще отсутствует по причине технических трудностей широкого применения траловых орудий лова из-за сложности рельефа дна. Другие орудия лова (сети, ярусы, ловушки) на этих скоплениях пока почти не применяются. Недостаточно разработана или не освоена промышленностью и технология обработки данных объектов лова. Наиболее

многочисленные  на свале рыбы – макрурус и другие виды – почти не облавливаются. Их мясо не отвечает необходимым технологическим требованиям, а вот икра и печень отличаются высоким качеством и пригодны для выпуска ценных пищевых продуктов и лекарственных препаратов.

Особо внимательно  следует отнестись к ресурсам «территориального моря» - 12- мильной зоны Дальнего Востока. В настоящее время промысел здесь базируется на достаточно хорошо изученных объектах, таких как сельдь, навага, камбала, треска, лосось, краб, креветка, водоросли. Кроме того, в связи с недостаточной изученностью, неосвоенной пока остается  многочисленная группа разных гидробионтов, которые очень перспективны в плане наращивания уловов (бычок, мойва, песчанка, ликоды, некоторые виды ракообразных, иглокожих, моллюском). Вовлечение в их сферу рыболовства могло бы дать дополнительный вылов на несколько сот тысяч тонн.

В пределах территориального моря Приморья возможен промысел лосося, сельди, минтая, терпуга, трески, бычка, ската и ряда других видов рыб, вылов которых может составить 30-50 тыс. тонн. Значительную роль могут играть и названные выше пелагические виды, мигрирующие с юга, - скумбрия и анчоус. Численность их находится на подъеме в основных районах обитания, что проявляется в расширении нагульный ареалов и повышении миграционной активности. В перспективе ожидаются их массовые подходы к берегам Приморья, что позволит существенно (на 50-100%) увеличить масштабы вылова рыбы и кальмара. Вылов нерыбных объектов в Приморье возможен в объеме 25-45 тыс. тонн. Сюда

включены краб, креветка, двустворчатые моллюски, осьминог, многие другие беспозвоночные, водоросли. Если принять во внимание и ресурсы мигрирующего с юга пелагического тихоокеанского кальмара, который в отдельные годы подходит к берегам Приморья в большом количестве, а лов его возможен без ограничений, на первых порах следует – только по высокоценным объектам – на объем вылова в 50 тыс. тонн. Общий возможный вылов доступных гидробионтов в Приморье составляет 70-110 тыс. тонн.

Не менее значительными, чем в Приморье, представляются (по приблизительным оценкам) ресурсы прибрежной зоны других краев и областей Дальнего Востока (табл. 7).

                                                                Таблица 7

Ресурсы прибрежного рыболовства краев и областей Дальнего Востока на период

до 2005 г., тыс. т.    

Регион Показатели
Возможный вылов В т.ч. рыбы Нерыбных объектов
Приморский  край 70-100 (90) 30-50 (40) 40-60 (50)
Сахалинская область 225-366 (295) 110-200 (155) 115-166 (140)
Хабаровский край 13-39 (26) 12-37 (25) 1-2 (1,5)
Магаданская область 28-125 (76) 25-121 (73) 3-4 (3,5)
Камчатская  область 180-350 (265) 165-323 (243) 17-28 (23)
Корякский АО 40-95 (67) 35-85 (60) 5-10 (7,5)
Чукотский АО 5-7 (6) 0,5 5,6 (5,5) -
ВСЕГО 560-1100 (830) 376-816 (596) 185-275 (230)
 

Можно констатировать, что ресурсы территориального моря Дальнего Востока России в целом весьма велики и при их освоении можно выйти на дополнительный вылов порядка 560-1100 тыс. тонн, из которых примерно 600 тыс. тонн составляет рыба и 230 – нерыбные объекты (ракообразные, моллюски, иглокожие, водоросли, морские млекопитающие).

В территориальном  море южных районов российского  Дальнего Востока (Южные Курилы, Приморье) в теплое время года формируются единовременные запасы субтропических мигрантов, таких как анчоус, скумбрия, сайра, тихоокеанский кальмар, за счет которого может быть значительно увеличен вылов. Для их полного и биологически обоснованного освоения потребуется серьезная проработка международно-правовых вопросов совместного с определенными странами освоения этих запасов.

    

1.3. Анализ инвестиционного  климата 

Приморский край имеет все необходимые предпосылки  для вхождения в XXI-век в качестве одного из лидеров в области рыбохозяйственной деятельности. Разработанные в последние годы инвестиционные проекты направлены в основном на строительство и реконструкцию рыболовных судов и береговых рыбообрабатывающих предприятий, разработку и выпуск биологически активных веществ, различной продукции на основе морепродуктов и отходов от их переработки, создание информационных мониторинговых систем.

Строительство и модернизация флота – первоочередная задача рыбной промышленности не только Приморского края, но и всего Дальнего Востока. Известно, что социально-экономическая обстановка на всей территории дальневосточного побережья очень сложная. Существующий добывающий флот, занятый в прибрежном рыболовстве, экономически не эффективен и физически излишен. Маломерные суда, составляющие 31,8% от общей численности добывающего флота Приморья и являющееся основой прибрежного имеют устойчивую тенденцию к утрате своих позиций. При нормативном списании малотоннажного флота к 2005 году может остаться только 8 судов подобного типа, так как в настоящий момент 76% таких судов имеют более, чем 15-летний срок службы (рис. 2). Возрастной состав малотоннажного флота Приморского края. 

                                                                       Рис. 2 

В течение ближайших 10 лет необходимо провести их замену и обновление. Одним из приоритетных направлений в этой области является строительство маломерного флота – стеклопластиковых судов и промысловых лодок. Как показывает опыт японских судостроителей, цех для постройки небольших ботов (до 100 единиц в год) имеет в длину 60, в ширину – 40, в высоту – 8 м. В цехе, наряду со стапельными площадками, размещаются помещения для стекловолокна, плотницкая, установка пескоструйной очистки и кладовая. Склад для сырья занимает площадь в 150 кв. м. Число работающих составляет 120 человек, из них 110 рабочих.

В рамках деятельности Инициативной рабочей группы «Российский  Дальний Восток – Западное побережье США» администрацией Приморского края и Ассоциацией рыбохозяйственных предприятий Приморья в октябре 1997 года на рассмотрение Комиссии «Черномырдин – Гор» был предложен проект «Развитие прибрежного рыболовства. Строительство судов для прибрежного рыболовства». Предполагалось совместное с американской стороной строительство порядка 600 судов и реконструкция рыбообрабатывающих предприятий. Полная стоимость проекта составляет свыше 600 млн. долл., срок реализации – 10-15 лет. После того, как проект получил положительную оценку Комиссии было предложено в качестве испытания претворить «Пилотный проект», предусматривающий строительство 12 судов на сумму в 15 млн. долл. в течение 1,5 – 2 лет.

Подобные разработки имеются и на предприятиях рыбохозяйственного комплекса Приморья. Например, ОАО «Находкинский судоремонтный завод» направил в подразделение ООН по промышленному развитию (UNIDO) проект «Строительство

рыболовных судов». В проекте рассмотрена возможность  диверсификации судоремонтного производства в области судостроения, получены приемлемые показатели коммерческой эффективности инвестиций при лизинговой схеме финансирования. Цель проекта – при минимальных затратах на модернизацию оборудования возобновить работы по судостроению и освоить строительство высокоэффективных малых рыболовных судов в количестве до 20 единиц в год.

Для осуществления  проекта на заводе имеются соответствующие  производственные

мощности – слипы, площадки, причалы и технологические схемы. Получены положительные результаты экспертизы специализированных организаций г. Владивостока о технических возможностях и готовности компании к строительству данных типов судов (табл. 8). 

                                                                Таблица 8

Характеристика  судов инвестиционного  проекта ОАО «НСРЗ»    

Типы  судов Длинам. Водоизмещение, т. Объем трюма, куб.м. Мощность главного двигателя, кВт Автономность, суток Экипаж, чел.
МДСм  «Курилы» 34,5 390 145 390-440 12 8
МРДС-650 44 800 240 650 24 20
МДС - 165 19,37 - 20 165 3 5
ПрБ - 90 17,6 - 20 90 5 5
РПБ - 125 11,4 - 10 93 2 3
 

Проекты предлагаемых типов судов имеют значительные преимущества перед действующими аналогами: универсальность видов лова, высокая экономичность силовой установки, повышенная автономность, возможность заморозки рыбопродукции, небольшая численность экипажа.

Выгодное расположение на пересечении морских и железнодорожных  путей, на берегу незамерзающей бухты обеспечивают бесперебойную поставку материалов и оборудования, круглогодичные постройку, испытания и сдачу судов.

Потенциальными  потребителями являются рыбопромышленные предприятия различных форм собственности Дальневосточного региона России, а также страны АТР. Экспортно-импортные операции предполагается осуществлять через собственный таможенный склад. Руководством компании проведены переговоры с рядом рыбопромышленных предприятий и выявлена их заинтересованность в строительстве и эксплуатации судов по лизингу. Проект сможет обеспечить до 30% ежегодной потребности Приморского края в малых рыболовных судах. Общая сумма инвестиционных затрат составляет 62,26 млн. долл., из них доля российских инвесторов – 19,43 млн. долл., иностранных партнеров – 42,83 млн. долл.

С выходом рыбопромышленных предприятий на внешний рынок  особое значение приобретают вопросы снабжения их тарой и тарными материалами, которые могли бы отвечать современным требованиям в этой области и обеспечивать привлекательность и конкурентоспособность отечественных продуктов. ОАО «Находкинская жестяно-баночная фабрика» в будущем предполагает реализовать три перспективных проекта в этом направлении.

Первый проект – производство изделий из полипропилена (полипропиленовых мешков), которые будут продаваться российским предприятиям рыбной, пищевой промышленности и на экспорт, в страны АТР. Второй проект предусматривает производство изделий из полимеров – стаканчиков, подложек, различных видов пленок. Третий выпуск изделий из картона, в том числе тары для пищевой и рыбной промышленности. Характеристика проектов дана в табл. 9.

                                                               

Таблица 9

Характеристика  проектов ОАО «НЖБФ»    

Вид производства Стоимость проекта, млн. долл. NPV, млн. долл. PI IRR, % Срок окупаемости, лет
Производство  изделий из полипропилена 6 1,96 1,12 34,9 3,4
Производство  изделий из полимеров 3,75 2,5 1,09 48,5 3,1
Производство  изделий из картона 4,5 1,96 1,12 34,0 3,4

Информация о работе Развитие рыбохозяйственного комплекса Приморского края