Развитие переходной экономики Республики Беларусь

Автор: t**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
· определить сущность, основные черты и особенности функционирования переходной экономики в Беларуси;
· рассмотреть модели переходной экономики на примере зарубежных стран;
· изучить исторические этапы перехода к рыночным отношениям;
· определить проблемы и пути решения переходной экономики в Беларуси.

Содержание

Введение. 3
1. Содержание, функции и цели развития национальной экономики переходного периода 5
1.1 Понятие переходной экономики и ее основные черты: 5
1.2 Закономерности функционирования переходной экономики. 8
1.3 Главные цели и задачи переходного периода и пути их решения: 9
2. Мировые тенденции и развитие переходной экономики. 13
2.1. Тенденции развития национальной экономики в переходный период. 13
2.2 Модели переходной экономики на примере зарубежных стран. 16
3. Развитие переходной экономики Республики Беларусь. 24
Заключение. 32
Список использованных источников. 35

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 62.93 Кб (Скачать)

Республика оказалась  среди наиболее пострадавших от развала  Советского Союза в силу своей  роли "сборочного цеха" и ориентации на Россию как главного рынка сбыта  своей продукции.

Способы, применяемые  в республике для разрешения обозначенных выше противоречий, в основной своей  массе неэффективны, что предопределяет высокие трансформационные издержки и медленные темпы перехода к  рынку.

На сегодня  в Беларуси более 80% активов в  городе и деревне являются государственной  и кооперативной собственностью. Здесь нет олигархов и крупных  частных состояний. Но государственные  предприятия и колхозы, а также  совхозы работают лучше, чем в  советские годы. В обществе сохранились  в основном советские формы хозяйствования, хотя здесь нет правящей партии, а две маловлиятельные компартии  находятся в оппозиции.

В стране сохраняются  очень низкие цены на основные потребительские  товары и услуги ЖКХ - благодаря дотациям из бюджета. Частная инициатива развивается  главным образом в сфере мелкого  и среднего производства и сфере  услуг. По уровню преступности и коррупции  Белоруссия самое благополучное  государство в СНГ. Средняя зарплата в 2005 году была выше, чем в России, средние размеры пенсий поднялись  до 83 долл. Безработицы в Беларуси фактически нет, и в поисках работы сюда приезжает немало людей из соседней Украины.

Товарооборот  с Россией превысил 16 млрд. долл. в годовом исчислении. Белорусские  тракторы, самосвалы, телевизоры, продукцию  химической промышленности покупают в 66 странах мира. В СНГ хорошо продаются  холодильники и морозильные устройства. По структуре экспорта и импорта РБ - промышленно развитая страна, а не сырьевой придаток России или стран Запада.

Беларусь - единственная страна в СНГ, где фактически не уменьшилась  площадь сельскохозяйственных угодий (на Украине - в 2 раза), а урожайность  основных культур возросла по сравнению  с советским периодом.

По существующим критериям Беларусь можно определить как социалистическое государство, но устроенное более разумно, чем  СССР[6, c. 64-65].

Экономика Беларуси в первом полугодии 2006 года развивалась  достаточно высокими темпами. ВВП вырос  на 10,1% при годовом прогнозе 7-8,5%, промышленное производство выросло  на 12,6%, сельскохозяйственное – на 6,9%. Уровень инвестиций превысил прогноз  в 2-3 раза. Выше верхней границы прогнозных параметров был рост денежных доходов  населения, розничного товарооборота  и платных услуг. Выполнены 14 из 16 важнейших параметров прогноза (исключением  стали импорт товаров и услуг  и снижение энергоемкости ВВП). Внешнеторговое сальдо сложилось отрицательным  в размере 423,4 млн. долл. США, тогда  как в 2005 году за этот период оно  было положительным и составляло 748,2 млн. долл. США. Промежуточный импорт по многим позициям растет быстрее, чем  экспорт товаров, для которых  он осуществлялся. Чрезмерно высок  импорт продовольствия.

По темпам прироста ВВП за первое полугодие наша страна по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уступает лишь Азербайджану и Армении.

По темпам роста  промышленного производства и розничного товарооборота наша страна среди  стран СНГ занимает третье место.

В первом полугодии 2006 года индекс физического объема продукции промышленности к уровню 2005 года за этот же период составил 112,6% при прогнозе на 2006 год 106,5-108%. Объем  производственной промышленной продукции (работ, услуг) в текущих ценах  достиг 36 трлн. рублей (приложение А). В  течение полугодия сохранялась  общая тенденция к росту промышленного  производства. Наиболее существенными  факторами роста промышленного  производства являлись:

ü   увеличение импорта нефти для переработки;

ü   увеличение инвестиций производственного назначения как источника спроса на машиностроительную продукцию;

ü   расширение спроса населения на потребительские товары;

ü   рост экспорта промышленной продукции, расходов на жилищное строительство.

Для обеспечения  устойчивого экономического роста  и повышения эффективности развития промышленного комплекса страны необходимы: снижение себестоимости  производимой продукции, ее материалоемкости и энергоемкости, уменьшение амортизационных  отчислений через консервацию неиспользуемых основных средств; реорганизация убыточных  предприятий; создание и освоение производства новой продукции; сокращение товарных запасов, дебиторской задолженности, особенно ее просроченной части. Последнее  требуется для ускорения оборачиваемости  оборотных средств, высвобождения  их в целях своевременного погашения  кредиторской задолженности, уменьшения потребности предприятий в заемных средствах и суммы уплачиваемых по ним процентов.

В целом Республика Беларусь по повышению уровня жизни  населения, росту ВВП и промышленного  производства находится в числе  лидеров среди стран СНГ.

Выводы: Современное состояние экономики Республики Беларусь свидетельствует о незавершенности трансформационных процессов ( сложился рынок с серьезными деформациями, утвердилась квазирыночная система хозяйствования). Сегодняшнюю экономику Беларуси еще пока нельзя назвать «рыночной». Для решения проблем переходной экономики необходимо в первую очередь точно определить состав и очередность действий. Их последовательное выполнение позволит продвигаться по пути реформ более уверенно и с меньшим количеством остановок на исправление допущенных ошибок. Если бы реформы последнего десятилетия в налогово-бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической и социальной сферах изначально опирались на набравшую достаточный ход реформу на уровне предприятий, включая формирование необходимой правовой среды, подготовку эффективных собственников и много другого, то и результаты могли бы быть лучше.

 
Заключение

Переходная экономика  представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в  период перехода общества от одной  сложившейся исторической системы  к другой. Переходный период — это  период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит  в новое, качественно иное состояние  в связи с кардинальными реформами  экономической системы.

Переходная экономика  имеет ряд отличительных признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных  институтов рынка; масштабность и глубина  идущих преобразований; альтернативный характер и другие.

Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:

6.         Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.

7.                    Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

8.                    Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

9.         Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

10.       Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

Сложились две  противостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия».

Градуализм - это  экономическая концепция, которая  предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству  главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство  должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики  рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая  считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных  расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма. Согласно монетаристской доктрине, главная  задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без  стабильной денежной единицы рынок  существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.

В нашей стране существуют некоторые особенности  перехода к рыночной экономике:

·           длительный экономический спад;

·           кризис технологий;

·           углубление структурных диспропорций;

·           высокая подвижность и изменчивость отношений собственности;

·           значительные масштабы государственного регулирования;

·           «переходное» состояние производственных отношений.

Процесс перехода к рыночным отношениям начался в 1991 году. Это было обусловлено экономическим  кризисом, начавшимся в 1990-ом году. Этот период характеризуется резким спадом производства и высоким уровнем  инфляции. Катастрофически обесценивался  основной и оборотный капитал  предприятий и денежные сбережения граждан, резко упали реальные денежные доходы населения. Резко сузились рынки  сбыта продукции. Резко сократились  объемы капитального строительства.

Для предотвращения надвигающейся национальной катастрофы, обеспечения роста производства и стабилизации экономики требовалось  принятие решительных мер.

Была разработана  программа неотложных мер по выходу экономики страны из кризисного состояния. Реализация этой программы обеспечила макроэкономическую стабилизацию: возобновился экономический рост, стала проводиться  жесткая денежная и кредитная  политика, стабилизировался курс белорусского рубля.

На сегодняшний  день Беларусь находится в числе  лидеров среди стран СНГ по повышению уровня жизни населения, росту ВВП и промышленного  производства.

Однако существует и ряд отрицательных тенденций, среди которых следует особо  выделить преимущественно экстенсивный путь развития экономики и неэффективных  предприятий. За 2001 год по приросту ВВП среди десяти стран Беларусь занимала девятое место, по приросту общего объема промышленной продукции  и инвестиций в основной капитал  – седьмое, по индексу потребительских  цен – девятое, росту цен на промышленную продукцию – десятое. А по уровню инфляции Беларусь держится на первых местах. Все это результат продолжения политики экстенсивного развития.

В Беларуси проявляется  тенденция обострения инфляционных процессов. Это одна из причин, препятствующих притоку иностранных инвестиций в нашу страну. Все это приводит к снижению конкурентоспособности  отечественной продукции и услуг, которое усугубляется еще и наличием дискриминационных мер со стороны  отдельных государств-участников мировой  торговли, неразвитостью инфраструктуры внешней торговли и товаропроводящих сетей белорусских предприятий.

В реальном секторе  экономики наблюдается тенденция  снижения важнейшего показателя экономической  эффективности производства – рентабельности реализованной продукции, работ  и услуг.

Экономика Беларуси очень чувствительна к налоговым  изменениям. Эта зависимость в  последние годы усиливается, о чем  говорят высокие значения налогового мультипликатора и его рост.

Имеются проблемы и в банковской сфере. В связи  с ужесточением денежно-кредитной  политики углубилось противоречие между  монетарной и фискальной политикой. В сфере внешней торговли наблюдается  тенденция сохранения высокого отрицательного сальдо, а также неустойчивости развития белорусско-российского рынка.

Финансовое положение  предприятий ухудшилось. Низкий уровень  рентабельности, а также недостаточная  инвестиционная база не позволили продвинуться предприятиям в решении проблем  расширения рынков сбыта продукции  и сокращения просроченной внешней  задолженности.

 
Список использованных источников:

1.         Теория переходной экономики. Макроэкономика. Ч. 2: учеб. пособие для ВУЗов / под редакцией Е.В. Красниковой. – М.: Теис, 1998. – 231 с.

2.         Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси : науч.-метод. пособие / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 70 с.

3.         Рощенко, А.В. Особенности переходной экономики и ее специфика в Республике Беларусь // Веснiк БДЭУ. – 2002. - №3 – с. 100-106

4.         Полоник, С.С. На пути к рыночной экономике // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2002. - №6 – с. 3-12

5.         Головачев, А. Экономика Республики Беларусь: проблемы и пути их решения // Директор. – 2002. - №5 – с. 13-17

6.         Медведев, Р. Экономика стран Содружества // ЭКО. – 2006. - №6 – с. 62-65

7.         Рудый, К. Переходная экономика: сущность и варианты стабилизации // Банк. веснiк. – 2005. - №22(жн.) – с. 17-23

8.         Социально-экономическое развитие РБ в I полугодии 2006 года // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. – 2006. - №6 – с. 4-60

9.         Ткачев, С.П. Теоретические аспекты развития переходных экономик: некоторые выводы из опыта Беларуси // Белорусский экономический журнал. – 2001. - №4 – с. 4-12

10.       Дорина, Е.Б. Особенности проведения рыночных реформ в Российской Федерации и Республике Беларусь // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2003. - №1 – с. 15-25

Информация о работе Развитие переходной экономики Республики Беларусь