Развитие переходной экономики Республики Беларусь

Автор: t**********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
· определить сущность, основные черты и особенности функционирования переходной экономики в Беларуси;
· рассмотреть модели переходной экономики на примере зарубежных стран;
· изучить исторические этапы перехода к рыночным отношениям;
· определить проблемы и пути решения переходной экономики в Беларуси.

Содержание

Введение. 3
1. Содержание, функции и цели развития национальной экономики переходного периода 5
1.1 Понятие переходной экономики и ее основные черты: 5
1.2 Закономерности функционирования переходной экономики. 8
1.3 Главные цели и задачи переходного периода и пути их решения: 9
2. Мировые тенденции и развитие переходной экономики. 13
2.1. Тенденции развития национальной экономики в переходный период. 13
2.2 Модели переходной экономики на примере зарубежных стран. 16
3. Развитие переходной экономики Республики Беларусь. 24
Заключение. 32
Список использованных источников. 35

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 62.93 Кб (Скачать)

Четвертый пакет  мер — макроэкономическая стабилизация, которая предполагает ужесточение  налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление  различных диспропорций, порожденных  «избытком» денежной массы (т. е. накопленной  суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить  равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности.

Разработанная до деталей программа вряд ли может  быть с одинаковым успехом применена  в разных странах. Специфические  особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые  эффекты. В то же время, по мнению разработчиков  этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно  с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая  к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

Выводы: Переходная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Переходная экономика  имеет ряд отличительных признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных  институтов рынка; масштабность и глубина  идущих преобразований; альтернативный характер и другие.

Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:

1.         Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.

2.                    Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

3.                    Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

4.         Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

5.         Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

Существуют две  противостоящие друг другу концепции  к определению переходной экономики. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия».

Градуализм - это  экономическая концепция, которая  предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству  главную роль в формировании рынка.

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая  считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных  расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма.

 
3. Развитие переходной  экономики Республики Беларусь

Cпецифика переходного периода в Республике Беларусь может быть выражена категорией системно-экономического кризиса, включающего кризис самого трансформационного процесса.

Проявления этого  системного кризиса можно расценивать  как специфические особенности  переходной экономики нашей республики. Основные из них:

1. Длительный экономический спад. Несмотря на прирост ВВП за 5 последних лет на 36 %, преждевременно делать вывод о переломе тенденции нарастания этого кризиса.

Во-первых, ВВП  в 2000 г. составил лишь 87,9 % от уровня 1990 г.

Во-вторых, показатель ВВП, рассчитываемый по производственному  методу, существенно завышает показатель уровня жизни народа Беларуси. Это  объясняется включением в ВВП  республики помимо стоимости произведенной  и реализованной продукции также  стоимости нереализованной продукции.

В-третьих, наукоемкость ВВП составляет около 1 %, что в соответствии с мировыми канонами как минимум в 2 раза ниже порогового значения для экономической безопасности страны (показательно, что сектор наукоемкой продукции в экономике развитых стран занимает до 40 % от валового внутреннего продукта).

И, наконец, увеличение объемов производства в республике в 1996—2000 гг. происходило в ущерб  показателям эффективности —  прибыльности, рентабельности, платежеспособности. Рост ВВП сопровождался ухудшением состояния реального сектора  экономики: в рейтинге стран по критерию эффективности экономики Беларусь занимает лишь 136 место из 165.

2. Кризис технологий. В республике доминируют традиционные индустриальные и доиндустриальные технологии. Вложение инвестиций в поддержание этих технологий без их кардинального обновления и перехода к постиндустриальным технологиям фактически бесперспективно — 10 дол, инвестированные в основные производственные фонды, в целом по народному хозяйству обеспечивают только 1 дол. прироста ВВП в год.

3. Углубление структурных диспропорций в экономике. В широком спектре проявлений такой диспропорциональности ведущее место занимает технологический и региональный монополизм, преобладание крупных предприятий над средними и мелкими.

Экономика Республики Беларусь базируется на таком уровне концентрации и специализации, который  был сформирован с учетом союзного разделения труда. Исполнение роли сборочно-перерабатывающего  цеха республики спровоцировало ситуацию, когда более 80 % ВВП Республики Беларусь было "завязано" на межрегиональном обмене. Такая ситуация привела к технологическому монополизму подавляющей части крупных республиканских предприятий (Гродненское производственное объединение "Азот", Минский тракторный завод, ''Беларуськалий", Гомельский химзавод, Минский завод сельскохозяйственных машин и пр.).

В настоящее  время все они занесены в Государственный  реестр предприятий-монополистов и  подпадают под действие государственного антимонопольного регулирования в  соответствии с принятым в республике законодательством.

4. Деградация экономического потенциала страны, проявляющаяся главным образом в старении основного капитала. По свидетельству мировой практики, если третья часть ВВП не идет через сбережения в инвестиции, то обеспечение устойчивых темпов экономического роста в стране недостижимо. В Беларуси фактические инвестиции в основной капитал составляли в 1996 г. — 16,2 % ВВП; в 1997 г. -19,2; в 1998 г. - 23,9; в 1999 г. - 21,6; в 2000 г. - 17 % ВВП, что практически вдвое ниже указанного уровня. Прямые иностранные инвестиции составили лишь 6—7 % вместо запланированных 46 %.

Если в постсоциалистических Польше и Словакии инвестиции составляют 50 долл. на человека, в Чехии и  Эстонии — порядка 100 дол. на человека, то в нашей республике — лишь 1 долл. на человека. При такой скудости объемов инвестирования в последние 10 лет в Беларуси не происходило даже простого воспроизводства основных производственных фондов. Капитальные вложения в промышленности меньше амортизации на 13—15 %, в сельском хозяйстве — на 60—65 %. Согласно экспертным оценкам, в целом по народному хозяйству на начало 1999 г. выбытие основных фондов в 11 раз превышало их обновление. В результате сложившейся инвестиционной ситуации средний уровень изношенности активной части основных фондов в республике составляет порядка 75—80 %, что превышает критический уровень и свидетельствует о "проедании" накопленного в советский период потенциала.

5. Переходный характер отношений собственности, выражающийся в их высокой подвижности и изменчивости. Движение от общественной к частной собственности происходит многократно и разнонаправлено в разных сферах и в разные периоды времени. К примеру, при теоретическом осознании оправданности существования двух форм собственности — частной и государственной — в действующем законодательстве республики вновь фиксируется наличие в Беларуси устоявшихся трех.

Сам характер присвоения, отчуждения и распоряжения в республике находится в процессе трансформации. Складывается ситуация, в которой  не только с формально-правовой, но и с экономической точки зрения неизвестно, какими правами обладает собственник, за что, какую и перед  кем он несет ответственность.

Характеристикой темпов трансформации собственности  в республике служит факт, что доля государственной собственности  в настоящее время составляет порядка 85 %, в то время как согласно мировому опыту критическим уровнем  сосредоточения собственности в  руках государства расценивается  уровень 20—25 %. На сегодняшний день Беларусь имеет самые низкие среди 25 стран с переходной экономикой оценки степени завершенности малой  приватизации, приватизации крупных  предприятий, банковской реформы, либерализации (как внутренней, так и внешней).

6. Падение жизненного уровня населения при декларировании социальной ориентированности реформ. Рост доходов населения страны нестабилен и характеризуется противоречивыми тенденциями, усиливающимися высоким уровнем инфляции.

Доминирующими в структуре доходов населения  республики остаются продукты питания (порядка 80 %). Что же касается предметов  культурно-спортивного назначения, то их доля крайне незначительна. Такие  пропорции приближают структуру  доходов населения Беларуси к  структуре доходов населения  слаборазвитых стран.

Падает средняя  продолжительность жизни: если в  конце 80-х гг. она составляла 72 года, то в середине 90-х гг. упала до 68 лет.

7. Наличие противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Поскольку определенная часть экономики республики является уже рыночной, то экономическая эффективность в ней сводится к максимизации доходов и прибыли. Что же касается социальной справедливости, то ее реализация осуществляется главным образом благодаря перераспределительным механизмам. Эти механизмы используются государством и рядом общественных организаций посредством вычетов из доходов одних групп населения и добавок к доходам других. Однако такой подход является внутренним барьером, серьезным препятствием для развития рыночной экономики в стране.

8. Значительные масштабы государственного регулирования переходного процесса. Цены на основные продукты питания и другие товары первой необходимости регулируются государством. Подавляющее большинство промышленных предприятий находится в государственной собственности. Это позволило избежать развала промышленности и сдержать темпы роста безработицы [3, c. 100-106].

Ситуацию в  экономике осложняют крупные  расходы на социальные нужды, в том  числе на чернобыльскую программу. Правительство, стремясь решить одну из наиболее острых проблем — жилищную, выделяет крупные кредиты на индивидуальное и кооперативное строительство.

Также огромную роль в переходе к рыночным отношениям в нашей республике сыграли следующие  факторы:

ü   наличие доиндустриальных, индустриальных, постиндустриальных подсистем производительных сил;

ü   система производственных отношений, которая находилась в своеобразном «переходном» состоянии;

ü   процессы свертывания общественного разделения труда и перехода к натурализации производства.

Существенной  чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Он возникший как результат краха  командно-административной системы.

Для Беларуси этот кризис характеризуется следующими основными чертами:

1) наиболее заметной  чертой экономического кризиса  является длительный обвальный  спад, последствия которого сохраняются  до настоящего времени. Он особенно  ощутим в таких областях, как  реальное потребление населения,  инвестиции и т.д.;

2) углубляющаяся  структурная диспропорциональность;

3) сохраняются  высокие темпы инфляции;

4) значительный  дефицит государственного бюджета;

5) снижение инвестиционной  активности, переходящее в инвестиционный  кризис;

6) продолжается  падение курса белорусского рубля;

7) остается относительно  низким жизненный уровень населения  при усиливающейся дифференциации  его по уровню доходов;

8) значительных  масштабов достигла скрытая безработица.

Кризис поразил  и внешнеторговые отношения. Так, снизился экспорт продукции белорусских  предприятий на российский рынок  из-за разницы в ценах. Постоянное удорожание энергоносителей, поставляемых из России, привело к растущему  дефициту в торговле с этой страной. При отсутствии в стране достаточного количества валюты, расчеты за энергоносители осуществляются посредством бартерных  поставок продукции ведущих машиностроительных предприятий Беларуси. В результате республика теряет часть своего национального  продукта. Кроме того, предприятия, работающие на импортируемом сырье  и энергии, вынуждены повышать цены на свою продукцию, что снижает ее конкурентоспособность на внешних  рынках [1, c. 21-22].

Информация о работе Развитие переходной экономики Республики Беларусь