Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:48, реферат
Цель исследования: анализ развития международного туризма, его особенности и факторы развития.
Были поставлены следующие задачи:
– дать определение понятия туризм;
– рассмотреть классификацию международного туризма;
– рассмотреть развитие международного туризма;
Введение 3
1. Международный туризм: сущность и классификация 5
1.1 Определение туризма 5
1.2 Классификация туризма 9
1.3. Организация международного туристического бизнеса 13
1.4. Всемирная туристская организация (ВТО) 15
1.5. Перспективы развития международного туризма 17
2. Анализ региональных особенностей международного туризма 20
2.1. Факторы развития и задачи экономики регионального туризма 20
2.2. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма 21
2.3 Международный туризм на современном этапе 23
Заключение 31
Список использованной литературы 33
перераспределение собственности в регионах;
качественное изменение управленческих региональных функций;
необходимость обеспечения экономической самодостаточности территорий на основе прежде всего эндогенных процессов регионального общественного воспроизводства;
специализация экономических регионов на определенных видах экономической деятельности.
Основными задачами экономики регионального туризма являются:
разработка теории экономики регионального туризма с учетом конкретной и перспективной социально-экономической ситуации;
перенесение центра тяжести экономики регионального туризма в условиях суверенизации республик и районов, входящих в состав России, с вопросов размещения на проблемы социального и экономического развития туризма в регионах;
изучение проблем размещения туристских производительных сил по регионам и выработка принципов управления этим процессом в пределах региона;
исследование тенденций в межрегиональных связях в сфере туризма (производственная и социальная интеграция регионов);
разработка принципов формирования новых туристских регионов;
анализ территорий со сложившимися туристскими ресурсами и их места и роли в развитии промышленного и сельскохозяйственного производства;
обоснование размещения в конкретных регионах крупных туристских объектов как очагов концентрации туристского бизнеса в целях их последующего увеличения или рассредоточения;
разработка схем производственной интеграции регионов для экспорта региональных туристских продуктов.
Основные цели государственной политики регионального туризма таковы:
1) Анализ проблемы размещения туристских услуг выводит на глобальную государственную цель – решение проблемы взаимодействия регионов.
Эта цель связана с решением следующих вопросов:
производители внутри региона;
потребители, представляющие свой регион;
вопрос о производстве и потреблении тупродукта за пределами региона;
2) Рациональное территориальное разделение труда внутри и между регионами и их экономическая кооперация.
3) Реформирование структуры регионального туристского комплекса, его социологизация, преодоление депрессивного состояния, создание социальной инфраструктуры, стабилизация экономических процессов, развитие транспортных систем и систем связи, поддержание экологической обстановки.;
4) Ориентация деятельности туристских предприятий на работу с местным населением;
5) Перестройка управленческой структуры региональной туристской системы по спросу и предложению.
Основные направления государственной региональной политики могут быть следующие:
1) Региональное финансирование. Преодоление отсталости региона за счет разработки региональных программ. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальнх единиц и налогов бюджетов.
2) Создание средств субъектов хозяйствования. К ним относятся, во-первых, финансовые ресурсы предприятий и фирм, находящихся в муниципальной собственности; во-вторых, территориальные внебюджетные фонды (заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, страховые сборы, поступления из централизованных внебюджетных фондов. В-третьих, финансовые ресурсы предприятий, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
3) Сохранение единого экономического пространства и общих принципов функционирования структур туристского бизнеса на всей территории России.
4) Привлечение общественности и различных служб городов и районов региона к процессу планирования туризма.
5) Развитие туристско-экскурсионной активности населения, освоение туристских территорий, возобновление и приспособление памятников истории, культуры, архитектуры, природы для целей туризма, экскурсий и отдыха.
6) Помощь в преодолении различий в уровне жизни населения отдельных регионов.
7) Организация и управление экономикой туристского комплекса на основе кооперации общественных государственных организаций и личных возможностей граждан.
Международный туризм в России и других странах СНГ переживает не самые лучшие времена, что связано, прежде всего, с политической и экономической нестабильностью. Эти обстоятельства отпугивают, с одной стороны, потенциальных иностранных гостей от визитов в вышеназванные страны, а с другой – иностранных бизнесменов от вложения денег в развитие туристской инфраструктуры этих стран.
Туристский бизнес в России находится в стадии глубокой структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. В полной мере это относится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, системы государственного регулирования туристской деятельности».
Для решения этих проблем российское правительство 26 февраля 1996 г. утвердило разработанную ГКФТ России Федеральную программу развития туризма в Российской Федерации.
«Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса как основной цепи программы связано с решением ряда актуальных задач, таких, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, интеграции России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма».
Программа будет проводиться в два этапа. Первый этап рассчитан на полтора года, в основном, по мнению авторов, для вывода туризма из состояния структурного кризиса, формирования правовых и организационных механизмов его защиты, а также предполагает развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом. В результате реализации первого этапа программы ожидаются стабзация и начало постепенного роста внутреннего и въездного туризма на 4% ежегодно, а при определенных благоприятных условиях рост достигнет 8–9%, а ежегодный прирост валютных поступлений составит 1 млрд. долл. Согласно прогнозным оценкам к концу этого этапа в сфере туризма и сопряженных отраслей будет создано 60 тыс. рабочих мест. [8]
Второй этап более продолжительный, чем первый, с 1998 по 2005 г., предполагает активное строительство новых объектов для размещения туристов и туристской инфраструктуры, модернизацию существующей материальной базы, а также проведение широкомасштабной рекламной кампании по продвижению туристского продукта России на мировом рынке. В результате реализации второго этапа авторы Федеральной программы ожидают дальнейшего роста туристских потоков на 14–15%.
В программе планируется реализовать мероприятия по кадровому и научному обеспечению, а к 2000 г. предполагается завершить работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма.
В рамках рекламно-информационного обеспечения развития международного туризма планируются следующие мероприятия:
подготовка и создание базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях российского рынка;
участие организаций в проведении международных туристских выставок;
проведение рекламных кампаний в прессе с целью формирования положительного имиджа России;
создание информационных банков данных об отечественных и зарубежных туристских фирмах;
создание единой туристско-информационной сети на территории России, ее интеграция с аналогичными международными сетями;
реформирование сети заграничных представительств ГКФТ с целью придания им функций национальных рекламно-информационных туристских центров России за рубежом.
Для проведения всех перечисленных мероприятий по рекламно-информационному развитию международного туризма, кроме последнего, по программе выделялось на 1995–1997 гг. около 5,4 млрд. руб. (в ценах 1995 г.). Для проведения последнего мероприятия 4,2 млн. долл. было распределено поровну по годам.
Членство России в ВТО, участие в генеральных ассамблеях, заседаниях исполкома и других мероприятиях, проводимых по линии ВТО, в указанный трехгодичный период обошлось бы по 100 тыс. долл. в год, а что касается участия России в организации и проведении международных туристских выставок, создании единого национального стенда, то на такое международное сотрудничество из казны пришлось бы выделить по 56 тыс. долл. в первые два года и 58 тыс. долл. в третий год.
Для столицы России московское правительство также разработало Концепцию развития международного туризма в Москве до 2005 г., согласно которой планируется произвести реконструкцию существующих гостиниц и построить новые на 38 тыс. гостиничных мест. По предварительным оценкам, на это потребуется 5,9 млрд. долл., которые Правительство Москвы намерено получить от приватизации, валютных отчислений от гостиниц в бюджет города, налогов на проживание иностранных гостей и др.[9]
К 2005 г. число прибытий иностранных туристов в Москву достигло 10,6 млн. человек, валютные поступления при этом составили 2,4 млрд. долл.
Для формирования нормативно-правовой базы развития туризма очень важным и своевременным стало принятие в конце 1996 г. Федерального закона о туризме. «Закон определил принципы государственной политики, которая направлена на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, на регулирование отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, туризм и путешествие»
Как гласит статья 3 Закона: «Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку туристов, туроператоров, турагентов и их объединений».
Приоритетным направлением государственной поддержки является развитие внутреннего и въездного, социального и самостоятельного туризма, из которых первые два вида нацелены на устранение дефицита платежного баланса РФ.
Из других стран бывшего СССР аналогичные законы уже приняты на Украине и в Грузии. Межпарламентской ассамблеей стран-членов Содружества принят рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в областях туризма».
В ближайшем будущем в России большое внимание будет уделено стимулированию инвестиционной активности в сфере туризма. Допускается возможность прямых государственных инвестиций с последующим возмещением расходов из бюджета с помощью реализации государственной собственности на фондовом рынке. А для привлечения частного капитала для строительства объектов индустрии туризма государство планирует освобождать от налогов средства, направляемые на эти цели, а также от таможенных пошлин на импорт материалов и оборудования и т.д. [10]
В будущем индустрия туризма в России и других странах СНГ может возрасти за счет франчайзинговых договоров и контрактов на управление. Этот подход подразумевает следующую схему: государство владеет землей, приватизированная государственная гостиница гостиничная компания владеет имуществом, а иностранная компания инвестирует деньги на реконструкцию восстановление гостиницы, в дальнейшем возвращая их за счет доли в прибыли.
От делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие высокоразвитых отелей в крупных городах – деловых центрах. Согласно структурной теории спроса в гостиничном бизнесе Клейнуорта-Бенсона страны Восточной Европы и бывш. СССР находятся в первой фазе, когда в экономике доминируют добывающие и производственные отрасли. Деловые путешественники в основном являются работниками служб маркетинга и сбыта разных учреждений. По мере роста сферы услуг страны войдут во вторую фазу и число бизнес-туров увеличится. В третьей фазе, когда установлены корпоративные структуры в сфере услуг, количество деловых путешественников остается на высоком уровне, однако темпы роста ниже, чем во второй фазе.
Для сравнения континентальная Европа по этой теории входит во вторую фазу, а Великобритания – в третью. Это говорит об огромном потенциале делового туризма в России и странах СНГ.[11]
Факторы, способствующие развитию международного туризма в России.
Несмотря на то, что въездной туризм сдерживают многие факторы: политическая и экономическая нестабильность, обострение криминогенной обстановки и террористические акты, законы стран ближнего зарубежья, формальности стран и дополнительные сборы, сокращение маршрутов, которые прежде, как правило, проходили через республики, отсутствие необходимой материальной базы, массированная антиреклама России на Западе, негативная информация об общественном и политическом положении России и многие другие, Россия обладает потенциалом развития международного туризма.