Развитие малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:34, реферат

Описание работы

Малое предпринимательство как субъект экономики существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период – период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Развитие малого предпринимательства
Характерные особенности малого предпринимательства. . . . . . . . . 4
Проблемы развития малого предпринимательства и пути их преодоления в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Государственная поддержка малого предпринимательства
Государственная политика в области малого
предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Участие государственных органов и фондов поддержки малого предпринимательства в его развитии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности малых предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Система законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Работа содержит 1 файл

Развитие малого бизнеса в России.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

      Федеральная программа государственной поддержки  малого предпринимательства  была создана и на 2000-2001 годы.

      Основные  мероприятия данной программы содержат следующие направления:

    • нормативное обеспечение малого предпринимательства;
    • развитие прогрессивных финансовых технологий;
    • реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства, повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
    • повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем, научно-методическое и кадровое обеспечение;
    • международное сотрудничество в данной сфере;
    • усиление взаимодействия со средствами массовой информации.

      Таким образом, хорошая сбалансированная политика может помочь достигнуть положительного эффекта при решении множества проблем возникающих в сфере малого предпринимательства.

 

2.2. Участие государственных  органов и фондов  поддержки малого  предпринимательства  в его развитии

      В соответствии с Законом от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке  малого предпринимательства» федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и представляют в Правительство Российской Федерации Федеральную программу развития и государственной поддержки малого предпринимательства, которая после утверждения согласно требованиям Бюджетного кодекса РФ вносится в Государственную Думу как составная часть проекта федерального бюджета на предстоящий год.

      Кроме того, согласно названному выше закону Правительство Российской Федерации  создало Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства.

      Государственными  и муниципальными фондам поддержки  малого предпринимательства являются также фонды, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных  образований составляет не менее 50 %.

      Фонды имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства, льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.

      Связующим звеном между государственными и  муниципальными органами, занимающимися  развитием и поддержкой малого предпринимательства, и малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями – это некоммерческие организации (союзы, ассоциации и т.п.).

      Сегодня поддержку малому предпринимательству  в России стремится оказывать  ряд предпринимательских ассоциаций и объединений (в том числе путем представления интересов российского предпринимательства в органах государственной власти).

      Среди отечественных негосударственных  организаций, занимающихся поддержкой малого предпринимательства, наиболее известны Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Морозовский проект, ассоциация «Технопарк»  и Торгово-промышленная палата РФ.

      Морозовский проект – широкомасштабная программа  развития предпринимательской активности путем подготовки и переподготовки предпринимательских кадров; содействия в разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, соответствующих мировым стандартам; отбора наиболее перспективных из них и поиска потенциальных инвесторов для финансирования отобранных проектов; информационной поддержки предпринимателей и инвесторов и др. Реализуются цели и задачи Морозовского проекта через систему взаимодействия вузов – учредителей Академии менеджмента и рынка и сети учебно-деловых и опорных центров во многих регионах России.

      Перспективная цель Морозовского проекта – создание системы поддержки малого предпринимательства в регионах России.

      Другой  пример общественной организации, оказывающей  всестороннюю поддержку отечественным  предпринимателям – Торгово-промышленная палата РФ, свыше 80 % членской базы которой составляют малые и средние предприятия.

      Среди конкретных примеров поддержки отечественного малого бизнеса ТПП можно назвать  участие в подготовке федеральной  и региональных программ развития малого бизнеса , в обсуждении Налогового кодекса  и федерального бюджета. ТПП категорически возражает против отмены так называемых налоговых каникул для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса, считает недопустимым тот факт, что в федеральном бюджете на 1998 год не предусмотрено было выделение средств на нужды малого предпринимательства и другое.

      Нельзя  не упомянуть о различных международных  программах поддержки российского  предпринимательства. В роли «доноров»  выступают правительства зарубежных стран и международные финансовые институты (Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития). Поддержка оказывается в виде консультаций, а также различных форм финансирования.

      Так, по данным группы поддержки программ Большой семерки в России со стороны  стран и организаций-доноров приходится примерно 2,6 млрд. долларов.

 

      2.3.Упрощенная  система налогообложения,  учета и отчетности  малых предприятий

      Упрощенная  система налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства преследует цели развития и поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации; снижения налогового бремени для данной категории налогоплательщиков; упрощения ведения бухгалтерского учета. Данная система налогообложения, учета и отчетности предусматривает добровольный порядок перехода на ее применение субъектами малого предпринимательства вне зависимости от вида осуществляемой ими деятельности.

      По  состоянию на 1 января 2001 года упрощенную систему налогообложения, учета  и отчетности применяли около 3 % малых предприятий и 4,2 % индивидуальных предпринимателей от общего числа поставленных на налоговый учет. Ежегодное снижение числа индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, объясняется введением в действие региональных законов о едином налоге на вмененый доход и переводом части индивидуальных предпринимателей по определенным видам деятельности на его уплату.

      Нельзя  не отметить положительные стороны  упрощенной системы налогообложения  учета и отчетности:

    1. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» малые предприятия с численностью работающих до 15 человек и объемом выручки от реализации продукции не более 100 000 МРОТ имеют право вести бухгалтерский учет по упрощенной форме – в Книге учета доходов и расходов.

      Кроме того, указанные предприятия вместо множества налогов, предусмотренных  ст.19-21 Закона РФ от 27.12.91 г. № 2118-1 «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации», уплачивают единый налог и ряд неналоговых платежей (таможенные платежи, госпошлину, лицензионные сборы, отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды).

      Таким образом, субъектам малого предпринимательства  предоставлены преимущества в виде сокращения издержек на ведение бухгалтерского учета и составления налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков.

    1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности снимает необходимость постоянно следить за изменениями в налоговом законодательстве, что оценивается бухгалтерами как неоспоримое преимущество. В большей степени это относится к исчислению единого налога от валовой выручки, в меньшей – к исчислению единого налога от совокупного дохода.

    В то же время применение упрощенной системы  выявило и ряд  недостатков:

    1. В целях применения Федерального закона № 222-ФЗ отсутствует определение статуса субъекта малого предпринимательства.

      В настоящее время единственным законодательным  актом, определяющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный  закон от 14.06.95 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который не относится к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

      Кроме того, действующая норма об отнесении  всех физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица, к субъектам малого предпринимательства без каких-либо ограничений по численности наемных работников в настоящее время приводит к массовой перерегистрации юридических лиц как индивидуальных предпринимателей и следовательно, к потерям бюджетов всех уровней.

      2)  В связи с тем, что Правительством  РФ до настоящего времени не 

           определен  орган государственной  власти, занимающийся 

           регистрацией субъектов малого  предпринимательства. Данный

           пробел в законодательстве затрудняет  работу как налоговых

           органов, так и органов государственной  власти, занимающихся

           вопросами поддержки и развития  малого предпринимательства.

    1. Федеральным законом №222-ФЗ не определенпорядок подтверждения налогоплательщиком статуса субъекта малого предпринимательства, т. е. неясно, в каком перпиде необходимо подтверждать данный статус – при сдаче квартального отчета или при получении нового патента.
    2. В Федеральном законе № 222-ФЗ порядок перевода организаций-субъектов малого предпринимательства на общеустановленную систему налогообложения прописан не полностью. В настоящее время такой порядок определен только для случаев превышения установленной численности работающих, в то время как существует условие и по ограничению размера валовой выручки. Бесконтрольность за размером валовой выручки позволяет налогоплательщикам, принимающим данную систему налогообложения часть выручки, которую следует облагать налогами в общеустановленном порядке.
    3. В упрощенной системе налогообложения не соблюден принцип равенства налогообложения в отношении индивидуальных предпринимателей. Так, уплата индивидуальными предпринимателями годовой стоимости патента не освобождает их от уплаты прочих налогов и сборов, как юридических лиц.
    4. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями не освобождает их, в частности, от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Поэтому для организаций по-прежнему оказывается невыгодным показывать в полной мере заработную плату своих работников. Работники получают зарплату иным образом, минуя предусмотренную из касс организаций.

      Подводя итог, можно отметить, что действующая  упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства несовершенна и требует серьезной доработки.

      Как показала практика, рассмотренная система  налогообложения целесообразна  для применения организациями, осуществляющими  не более одного вида деятельности при численности работников, не превышающей 5-7 человек, где не требуется ведение бухгалтерского учета в полном объеме 

 

2.4.Система  законодательных  актов, направленных  на развитие и  поддержку малого  предпринимательства

      Рассматривая  законодательные документы, необходимо отметить, что регламентирование деятельности малых предприятий осуществляется в хронологическом порядке. Этапы более раннего закрепления развития малого предпринимательства отражены в приложении.

      К более поздним нормативным документам относятся:

    1. Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности»
    1. Указ Президента РФ от 08.07.1994 года № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий  и предпринимателей на территории Российской Федерации»
    2. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
    3. Гражданский кодекс РФ

      Эти нормативные документы составили  правовое поле государственного регулирования  предпринимательской деятельности в РФ.

      Кроме того, принято достаточно много законов, указов, постановлений, регламентирующих различные стороны деятельности малых предприятий. Один из первых примеров: постановление Правительства РФ «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Им были определены критерии отнесения предприятий к малым, а также основные направления их государственной поддержки.

      Особую  роль в развитии малых предприятий  сыграл закон РФ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации», определивший основные позиции Правительства  в отношении малых предприятий, а также Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Кроме того, следует отметить постановление Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1045 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства», постановление Правительства РФ от 14.12.1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства», постановление Правительства от 23.04.1996 г. № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд», Соглашение Правительств государств-учасников СНГ от 17.011997 г. № б/н «Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ» и многие другие.

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в России