Развитие малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Цель моей работы заключается в том, чтобы изучить содержание понятия малый бизнес, охарактеризовать этапы развития малого предпринимательства в России и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом и пути их решения.

Содержание

Ведение
Развитие малого бизнеса в России
1.1 Что такое малый бизнес
1.2 Виды малого бизнеса в России
1.3 История развития малого бизнеса в России
1.4 Состояние малого бизнеса в России
1.5 Роль малого бизнеса в экономике России
2. Современные проблемы и пути их решений в развитии малого бизнеса в России
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в России
2.2 Решение проблем малого бизнеса
3. Государственная поддержка малого бизнеса
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

referat_ekonomika.docx

— 142.28 Кб (Скачать)

 

1.5 Роль малого бизнеса в экономике  России

Для того чтобы понимать роль малого предпринимательства, необходимо иметь представление  о том, какое место оно занимает в национальной экономике страны и какие имеет особенности.

Длительное  время считалось, что стержнем хозяйственного развития, опорой любой национальной и мировой экономики почти во всех странах мира, является крупный бизнес. Он выступал в качестве основы экономического роста, лидера новых начинаний, источника прогресса. Малый же бизнес считали второстепенной, дополнительной, формой производства, которая являлась в лучшем случае придатком большого бизнеса. Однако данные утверждения оказались ошибочными. [3]

Несомненно, роль малого бизнеса в экономике  велика. За счет него функционирует  и развивается рыночная экономика. Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

Развитие  мелкого и среднего производства создает благоприятные условия  для оздоровления экономики и является важным фактором успешного решения следующих проблем:

  • развитие конкурентной среды;
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг;
  • создание дополнительных рабочих мест сокращает уровень безработицы (в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере);
  • сглаживается дифференциация общества по уровню благосостояния;
  • расширяется потребительский сектор;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие деятельности крупных предприятий.

Значимость  малого бизнеса в экономике России можно разделить на три роли: социальную роль, политическую и экономическую роли.

 Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой, в том числе и России. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Сектор малого бизнеса способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Политическое  влияние малого бизнеса в различных  странах достаточно велико. Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений.

В экономической жизни существенная роль малого предпринимательства стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств.

В итоге  можно сделать небольшой вывод, определяющий роль малого предпринимательства в экономике страны. Малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Малое предпринимательство России является реальным сектором, который оказывает достаточное воздействие на показатели и развитие нашей страны. Тем самым необходимо развивать тактику и стратегию по достижению желаемого результата в данной области, с целью улучшения экономического благосостояния.

 

  1. Современные проблемы и пути их решений в развитии малого бизнеса в России
    1. Проблемы развития малого бизнеса в России

Малые предприятия  в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями  и проблемами. К числу факторов, препятствующих динамичному и эффективному развитию малого бизнеса в России, эксперты и исследователи в этой области относят:

  • недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Для развития малого бизнеса ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но налоговая политика в нашей стране не  неэффективна. Неоправданно высокое налогообложение «убивает» в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 15 25% полученной прибыли);
  • следующая проблема — законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Система юридической защиты малого бизнеса отсутствует;
  • отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, почти отсутствует отчетность по показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению;
  • материально – техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат;
  • следующая важная проблема — кадры. С обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом;
  • непростая проблема связана с социальной защитой предпринимательской деятельности;
  • отсутствие цивилизованной конкурентной среды;

Рассмотрев, проблемы, препятствующие нормальному  развитию малого предпринимательства, можно лишь посочувствовать такому положению. Явно необходимо разрешение существующих проблем.


Таблица 3

 

Анализируя вышеприведенные проблемы, препятствующие нормальному развитию малого предпринимательства, можно прийти к выводу, что они поддаются решению. Но для этого необходимо только понять, как можно решить данные проблемы.

    1. Решение проблем малого бизнеса

Проблема  правовой основы малого предпринимательства, будет убедительно решена лишь тогда, когда удастся избавиться от правового  недоверия. Это, конечно, никак не исключает  необходимости специальных законодательных  мер регулирования малого бизнеса.

Исходя  из проблем, государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
  • поддержка малых предприятий, оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;
  • финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства;
  • предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;
  • льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства;
  • предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки.

К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

 

  1. Государственная поддержка малого бизнеса

В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном  уровне и на уровне субъектов Федерации. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе  функциональную), относятся Президент  РФ и его Администрация, Федеральное  собрание РФ, Правительство РФ, федеральные  министерства, службы, государственные  комитеты. Так, в реализации федеральных комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономического развития и торговли, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, развития конкуренции и поддержки предпринимательства, юстиции, образования и др. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах.

Большую роль в механизме поддержки развития малого предпринимательства ранее играл Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, но указом президента РФ в сентябре 1998 г. комитет был ликвидирован.

В настоящее  время на федеральном уровне непосредственное участие в поддержке и развитии малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение  федеральной политики в области  государственной поддержки малого предпринимательства. Большую роль в развитии малого инновационного предпринимательства  играет Фонд (федеральный) содействия развития малых форм предприятия  в научно-технической сфере, который  создан постановлением Правительства  РФ 3 февраля 1994 г. Значительное место  в инфраструктуре предпринимательства  принадлежит Российской торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей.

Планомерную деятельность по подготовке кадров для  субъектов малого предпринимательства  осуществляют высшие учебные заведения  страны, например Российская академия предпринимательства, Государственный  университет управления и др. так  в Государственном университете управления впервые в России образована и действует кафедра предпринимательства, разработан учебный план подготовки специалистов с высшим образованием по специализациям «предпринимательство», созданы современные учебные  и учебно-методические материалы. В июне 2007 г. осуществлен уже одиннадцатый выпуск специалистов с высшим образованием по предпринимательству.

 

 

 

 

 

4. Заключение

Социальная  значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и  их наемных работников, общая численность  которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик  любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного  населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Малое предпринимательство  ведет к оздоровлению экономики  в целом. Следовательно, лучшим выходом  из создавшейся в России кризисной  ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие малого предпринимательства  в нашей стране. Поэтому хочется надеяться, что в ближайшее время наша страна,  пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса.

 Малое  предпринимательство является очень  перспективным сектором в экономике  России. Без него невозможно реализовать  стратегию экономического роста.  Вот почему возникла актуальность  государственного регулирования  данного сектора.

Подводя итог, можно сказать, что от развития  малого бизнеса в России, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом. 
5. Список использованной литературы

  1. Валигурский Д.И. «Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы»
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части I, II, III) – Официальный текст.-М.: “Издательство ЭЛИТ”, 2004.
  3. Лапуста М. Г. «Предпринимательство»
  4. Литвак Е.Г., Мигин С.В., Нехаев А.А., Шестоперов А.М. «Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес»
  5. Россия в цифрах. 2011: Краткий статистический сборник /Росстат- M., 2011
  6. Российский статистический ежегодник: Стат. сб.- М., 2002
  7. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”

Информация о работе Развитие малого бизнеса