Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:58, реферат
Цель моей работы заключается в том, чтобы изучить содержание понятия малый бизнес, охарактеризовать этапы развития малого предпринимательства в России и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом и пути их решения.
Ведение
Развитие малого бизнеса в России
1.1 Что такое малый бизнес
1.2 Виды малого бизнеса в России
1.3 История развития малого бизнеса в России
1.4 Состояние малого бизнеса в России
1.5 Роль малого бизнеса в экономике России
2. Современные проблемы и пути их решений в развитии малого бизнеса в России
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в России
2.2 Решение проблем малого бизнеса
3. Государственная поддержка малого бизнеса
4. Заключение
5. Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории и предпринимательства
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему:
Развитие малого бизнеса в России
Выполнила: Смирнова В.О.
Группа: УП – 12 – 2
Руководитель:
доц. Комарова О.Г.
Екатеринбург
2012
Содержание
Ведение
1.1 Что такое малый бизнес
1.2 Виды малого бизнеса в России
1.3 История развития малого бизнеса в России
1.4 Состояние малого бизнеса в России
1.5 Роль малого бизнеса в экономике России
2. Современные проблемы и пути их решений в развитии малого бизнеса в России
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в России
2.2 Решение проблем малого бизнеса
3. Государственная поддержка малого бизнеса
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Введение
Я выбрала данную тему, потому что считаю ее достаточно актуальной на сегодняшний день. Малый бизнес в России формирует стабильную рыночную структуру и регулирует социально-экономические задачи.
Таким образом, малое предпринимательство сегодня - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования. Без малого бизнеса экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться.
Цель моей работы заключается в том, чтобы изучить содержание понятия малый бизнес, охарактеризовать этапы развития малого предпринимательства в России и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом и пути их решения.
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и означает дело, деятельность, занятие.
Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды.
«Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующим сущность этого понятия». [3, с. 534]
По закону РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:
- совокупный
размер годовой валовой
- средняя
численность работников (с учетом
работающих по договорам
- средняя
численность работников (с учетом
работающих по договорам
Международная организация экономического сотрудничества развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек — как «малые», от 100 до 499 человек — как «средние» и свыше 500 — как «крупные».
1.2 Виды малого бизнеса в России
Производственный бизнес. Это самый распространенный вид бизнеса среди предпринимателей. К этому виду относятся любые предприятия, которые занимаются выпуском продукции.
Плюсы данного рода деятельности: сильное общественное значение и государственная поддержка.
Минусы этого бизнеса: зависимость от развития рыночной экономики. От некоторых предприятий страдает окружающая среда, так как из нее черпаются необходимые для производства ресурсы.
Коммерческий бизнес. Основная задача данного вида заключается в реализации продукции. Этот бизнес достаточно популярен.
Плюсы: низкий уровень риска. Быстрота создания данного бизнеса.
Финансовый бизнес. Сфера деятельности данного вида это денежный оборот и выдача кредитов. Прибыль предприниматели получают за счет финансовых операция и получений процентов от сделок.
Плюсы: простота операций. Быстрая аккумуляция ресурсов.
Минусы: данный бизнес является достаточно рискованным, поэтому в основном им занимаются крупные фирмы.
Консультативный бизнес. Этот вид в данное время активно развивается. К этому виду относятся услуги переводчика, няни, репетитора. Бизнес зависит от качества персонала, ведь именно он ведет работу с клиентами.
Плюсы: не требует особых капиталовложений. Широкий спектр идей для развития. Также можно отметить высокую мобильность и простоту операций.
В России вести бизнес достаточно нелегко, потому что существует много фактором, препятствующих развитию дела.
1.3 История развития малого
Зарождение
малого предпринимательства России
берет свое начало с 80-х гг. после
«застойного» периода. В то время
партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные
объединения и научно-
В конце 80-х годов произошли большие изменения в политической и социально-экономической сферах страны. У предприимчивых людей появилась возможность на легальной основе заниматься предпринимательской деятельностью. В то же время появлялись первые кооперативы и объединения предпринимателей, так же был учрежден Союз менеджеров СССР. Членами этого союза стали многие предприниматели.
Отсутствие
законодательства, регулирующего
Развитие малого предпринимательства привело к проблемам в экономическом секторе. Произошла смена ориентиров с развития наукоемких, высокотехнологичных и инновационных технологий на торгово-посреднические отношения.
В период 1991-1993 гг. в России происходит политическая неразбериха и экономический развал, что привело к переходу большой части малого бизнеса на коммерческую деятельность. Предприятия, не перешедшие вовремя на новую рыночную экономику, были ликвидированы. Основным видом деятельности в сфере бизнеса стала торговля.
После 1993 года малое предпринимательство и частный сектор экономики начинают снова понемногу развиваться. Создается правовая основа предпринимательской деятельности, которая включает Гражданский кодекс, Закон «О некоммерческих организациях» и т.д.
С 1998 года требования к предприятиям малого бизнеса ужесточаются. Для их регистрации необходимо пройти регистрацию нескольких инстанциях.
В настоящее
время планируется упрощение
процедуры регистрации
Таблица 1
1.4 Состояние малого бизнеса в России
В России малый бизнес пребывает в состоянии неподвижности. С 2000 года число предприятий малого и среднего бизнеса сокращается.
Начало реформ 90-х годов в России ознаменовалось большим притоком людей в малый бизнес. Достаточно сказать, что к 1995 году почти 60% всех российских частных предприятий были малыми. Последовавший после этого кризис 1998 года, пришелся тяжелым ударом по малому бизнесу. Лишь к началу 2000 года число малых предприятий вновь составило 891 000, приблизившись к отметке 1994.
На 1 января 2004 г. число малых предприятий по отраслям экономики распределялось следующим образом (от общей численности всех предприятий в %): торговля и общественное питание — 46,0; строительство — 14,5; промышленность — 14,8; наука и научное обслуживание — 3,4; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка — 4,1; другие отрасли экономики — 17,2.
За последние годы число малых предприятий не увеличилось. Если на конец 1994 г. их численность составляла 896,9 тыс., то на начало 2004 г. — 890,9 тыс. [2, с. 164]. Число малых предприятий снизилось в строительстве, информационно-вычислительном обслуживании, науке и научном обслуживании и других отраслях, но увеличился объем продукции работ, произведенной малыми предприятиями. Так, в 2001 г. малые предприятия произвели продукции на сумму 852705,2 млн. руб. В промышленности —214571,1 млн., в строительстве - 220 419,7 млн., в торговле и общественном питании - 197 940,3 млн., руб. К сожалению, медленно уменьшается количество убыточных малых предприятий, удельный вес которых к общему числу малых предприятий составил в 2000 г. 33,8%, но нужно отметить, что убыточных крупных и средних предприятий было несколько больше (в 1997 г. -50,1%, в 1998 г. - 53,2, в 2001 г. - 37,9%). [5, с. 320]
Также за последние годы сократилась и численность работающих на малых предприятиях. Если в 1997 г. средняя численность работников, занятых на малых предприятиях, составила 8639,2 тыс., то на начало 2002 г. — 7435,8 тыс. человек.
До настоящего
времени сохраняется
Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью.
Таблица 2
Количество малых предприятий в России и их распределение по отраслям экономики
Предприятия |
Года | |||
1995 год |
1999 год |
2003 год |
2007 год | |
Промышленные |
127,2 тыс. (14,2%) |
128,5 тыс. (14,7%) |
129,3 тыс. (15,6%) |
138,1 тыс. (15,8%) |
Строительные |
123,5 тыс. (13,8%) |
145,5 тыс. (16,58%) |
137,0 тыс. (16,54%) |
138,3 тыс. (15,8%) |
Торговли и общепита |
419,4 тыс. (46,8%) |
374,6 тыс. (42,7%) |
353,1 тыс. (42,7%) |
387,0 тыс. (44,3%) |
Коммерческие |
51,9 тыс. (5,8%) |
42,4 тыс. (4,8%) |
35,0 тыс. (4,2%) |
37,2 тыс. (4,3%) |
Науки и научного обслуживания |
51,7 тыс. (5,8%) |
48,8 тыс. (5,6%) |
46,0 тыс. (5,6%) |
37,6 тыс. (4,3%) |
Других отраслей |
123,2 тыс. (13,7%) |
137,5 тыс. (15,7%) |
127,6 тыс. (15,4%) |
135,4 тыс. (15,5%) |
Всего |
896,9 тыс. (100%) |
877,3 тыс. (100%) |
828 тыс. (100%) |
873,6 тыс. (100%) |