Развитие малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Цель моей работы заключается в том, чтобы изучить содержание понятия малый бизнес, охарактеризовать этапы развития малого предпринимательства в России и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом и пути их решения.

Содержание

Ведение
Развитие малого бизнеса в России
1.1 Что такое малый бизнес
1.2 Виды малого бизнеса в России
1.3 История развития малого бизнеса в России
1.4 Состояние малого бизнеса в России
1.5 Роль малого бизнеса в экономике России
2. Современные проблемы и пути их решений в развитии малого бизнеса в России
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в России
2.2 Решение проблем малого бизнеса
3. Государственная поддержка малого бизнеса
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

referat_ekonomika.docx

— 142.28 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории и предпринимательства

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Экономическая теория» 

 

на тему:

 

Развитие малого бизнеса в России

 

 

 

 

 

Выполнила: Смирнова В.О.

Группа: УП – 12 – 2

Руководитель:

доц. Комарова О.Г.

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

Содержание

Ведение

  1. Развитие малого бизнеса в России

1.1 Что такое малый бизнес

1.2 Виды малого бизнеса  в России

1.3 История развития малого бизнеса в России

1.4 Состояние малого бизнеса в России

1.5 Роль малого бизнеса в экономике России

2. Современные проблемы  и пути их решений в развитии  малого бизнеса в России

2.1 Проблемы развития малого бизнеса в России

2.2 Решение проблем малого  бизнеса

3. Государственная поддержка  малого бизнеса

4. Заключение

5. Список использованной литературы

 

Введение

Я выбрала данную тему, потому что считаю ее достаточно актуальной на сегодняшний день. Малый бизнес в России формирует стабильную рыночную структуру и регулирует социально-экономические задачи.

Таким образом, малое предпринимательство  сегодня - неотъемлемый элемент современной  рыночной системы хозяйствования. Без малого бизнеса экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться.

Цель моей работы заключается в том, чтобы изучить содержание понятия малый бизнес, охарактеризовать этапы развития малого предпринимательства в России и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом и пути их решения.

 

 

  1. Развитие малого бизнеса в России
    1. Что такое малый бизнес

Термин  «бизнес» имеет английское происхождение и означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес  — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды.

«Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующим сущность этого понятия». [3, с. 534]

По закону РФ «О развитии  малого и среднего предпринимательства» к  субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:

- совокупный  размер годовой валовой выручки  не превышает шестидесяти миллионов  рублей;

- средняя  численность работников (с учетом  работающих по договорам подряда  и совместительству) за календарный  год для хозяйствующих субъектов,  занятых строительством, добычей  полезных ископаемых, обрабатывающими  производствами, производством и  распределением электроэнергии, газа  и воды, не должна превышать  100 человек;

- средняя  численность работников (с учетом  работающих по договорам подряда  и совместительству) за календарный  год для хозяйствующих субъектов,  занятых иными видами экономической  деятельности, не должна превышать  50 человек. [2]

Международная организация экономического сотрудничества развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек — как «малые», от 100 до 499 человек — как «средние» и свыше 500 — как «крупные».

1.2 Виды малого бизнеса в России

Производственный бизнес. Это самый распространенный вид бизнеса среди предпринимателей. К этому виду относятся любые предприятия, которые занимаются выпуском продукции.

Плюсы данного  рода деятельности: сильное общественное значение и государственная поддержка.

Минусы  этого бизнеса: зависимость от развития рыночной экономики. От некоторых предприятий  страдает окружающая среда, так как из нее черпаются необходимые для производства ресурсы.

Коммерческий бизнес. Основная задача данного вида заключается в реализации продукции. Этот бизнес достаточно популярен.

Плюсы:  низкий уровень риска. Быстрота создания данного бизнеса.

Финансовый бизнес. Сфера деятельности данного вида это денежный оборот и выдача кредитов. Прибыль предприниматели получают за счет финансовых операция и получений процентов от сделок.

Плюсы: простота операций. Быстрая аккумуляция ресурсов.

Минусы: данный бизнес является достаточно рискованным, поэтому в основном им занимаются крупные фирмы.

Консультативный бизнес. Этот вид в данное время активно развивается. К этому виду относятся услуги переводчика, няни, репетитора. Бизнес зависит от качества персонала, ведь именно он ведет работу с клиентами.

Плюсы: не требует особых капиталовложений. Широкий  спектр идей для развития. Также  можно отметить высокую мобильность  и простоту операций.

В России вести бизнес достаточно нелегко, потому что существует много фактором, препятствующих развитию дела.

 

1.3 История развития малого бизнеса  в России

Зарождение  малого предпринимательства России берет свое начало с 80-х гг. после  «застойного» периода. В то время  партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные  объединения и научно-технические  центры не рассматривались как отдельные  субъекты производства, но именно их деятельность послужила предпосылкой к развитию малого бизнеса в России.

В конце 80-х годов произошли большие  изменения в политической и социально-экономической  сферах страны. У предприимчивых людей  появилась возможность на легальной  основе заниматься предпринимательской деятельностью. В то же время появлялись первые кооперативы и объединения предпринимателей, так же был учрежден Союз менеджеров СССР. Членами этого союза стали многие предприниматели.

Отсутствие  законодательства, регулирующего предпринимательскую  деятельность, заставляло кооператоров, защищать свои интересы самостоятельно, выступать перед чиновниками, с экранов телевизоров. Отдельные активисты баллотировались на выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР и РСФСР. Таким образом, активная агитация привела к сплочению и объединению ряды предпринимателей. В результате сформировались отраслевые предприятия малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества. В начале 90-х годов государственным предприятиям стало тяжело выдерживать конкуренцию. В результате произошла приватизация государственных предприятий, что поспособствовало еще большему развитию предпринимательства. В этот же период в сфере малого предпринимательства начала развиваться теневая экономика. Ее развитие связано с большими налоговыми сборами, которые способствовали использованию предпринимателями «черной» кассы, «серых» схем, двойной бухгалтерии и т.д.

Развитие  малого предпринимательства привело  к проблемам в экономическом  секторе. Произошла смена ориентиров с развития наукоемких, высокотехнологичных  и инновационных технологий на торгово-посреднические отношения.

В период 1991-1993 гг. в России происходит политическая неразбериха и экономический  развал, что привело к переходу большой части малого бизнеса  на коммерческую деятельность. Предприятия, не перешедшие вовремя на новую рыночную экономику, были ликвидированы. Основным видом деятельности в сфере бизнеса стала торговля.

После 1993 года малое предпринимательство  и частный сектор экономики начинают снова понемногу развиваться. Создается правовая основа предпринимательской деятельности, которая включает Гражданский кодекс, Закон «О некоммерческих организациях» и т.д.

С 1998 года требования к предприятиям малого бизнеса  ужесточаются. Для их регистрации  необходимо пройти регистрацию нескольких инстанциях.

В настоящее  время планируется упрощение  процедуры регистрации субъектов  малого предпринимательства. Разрабатываются  государственные программы, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства  в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1


 

1.4 Состояние малого бизнеса в России

В России малый бизнес пребывает в состоянии  неподвижности. С 2000 года число предприятий малого и среднего бизнеса сокращается.

Начало  реформ 90-х годов в России ознаменовалось большим притоком людей в малый  бизнес. Достаточно сказать, что к 1995 году почти 60% всех российских частных  предприятий были малыми. Последовавший  после этого кризис 1998 года, пришелся тяжелым ударом по малому бизнесу. Лишь к началу 2000 года число малых предприятий  вновь составило 891 000, приблизившись  к отметке 1994.

На 1 января 2004 г. число малых предприятий  по отраслям экономики распределялось следующим образом (от общей численности  всех предприятий в %): торговля и общественное питание — 46,0; строительство — 14,5; промышленность — 14,8; наука и научное обслуживание — 3,4; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка — 4,1; другие отрасли экономики — 17,2.

За последние  годы число малых предприятий  не увеличилось. Если на конец 1994 г. их численность составляла 896,9 тыс., то на начало 2004 г. — 890,9 тыс. [2, с. 164].  Число малых предприятий снизилось в строительстве, информационно-вычислительном обслуживании, науке и научном обслуживании и других отраслях, но увеличился объем продукции работ, произведенной малыми предприятиями. Так, в 2001 г. малые предприятия произвели продукции на сумму 852705,2 млн. руб. В промышленности —214571,1 млн., в строительстве - 220 419,7 млн., в торговле и общественном питании - 197 940,3 млн., руб. К сожалению, медленно уменьшается количество убыточных малых предприятий, удельный вес которых к общему числу малых предприятий составил в 2000 г. 33,8%, но нужно отметить, что убыточных крупных и средних предприятий было несколько больше (в 1997 г. -50,1%, в 1998 г. - 53,2, в 2001 г. - 37,9%). [5, с. 320]

Также за последние годы сократилась и численность работающих на малых предприятиях. Если в 1997 г. средняя численность работников, занятых на малых предприятиях, составила 8639,2 тыс., то на начало 2002 г. — 7435,8 тыс. человек.

До настоящего времени сохраняется неравномерность  распределения малых предприятий  на территории России. Так, около 30% всех действующих фирм расположены в  центральном районе. Среди городов  сохраняют лидерство Москва и  Санкт-Петербург. В них сосредоточено  соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий. Структура сферы  малого бизнеса за последние годы не изменилась. По-прежнему лидируют торговля и общепит – ими занимается половина предприятий. В целом уровень  развития малого предпринимательств в  России, по сравнению с Европой, невелик. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий.

Малый бизнес в России постепенно, медленно и  непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в  структуре экономики и является органической ее частью.

Таблица 2

Количество малых предприятий  в России и их распределение по отраслям экономики

 

Предприятия

Года

1995 год

1999 год

2003 год

2007 год

Промышленные

127,2 тыс. (14,2%)

128,5 тыс. (14,7%)

129,3 тыс. (15,6%)

138,1 тыс. (15,8%)

Строительные

123,5 тыс. (13,8%)

145,5 тыс. (16,58%)

137,0 тыс. (16,54%)

138,3 тыс. (15,8%)

Торговли и общепита

419,4 тыс. (46,8%)

374,6 тыс. (42,7%)

353,1 тыс. (42,7%)

387,0 тыс. (44,3%)

Коммерческие

51,9 тыс. (5,8%)

42,4 тыс. (4,8%)

35,0 тыс. (4,2%)

37,2 тыс. (4,3%)

Науки и научного обслуживания

51,7 тыс. (5,8%)

48,8 тыс. (5,6%)

46,0 тыс. (5,6%)

37,6 тыс. (4,3%)

Других отраслей

123,2 тыс. (13,7%)

137,5 тыс. (15,7%)

127,6 тыс. (15,4%)

135,4 тыс. (15,5%)

Всего

896,9 тыс. (100%)

877,3 тыс. (100%)

828 тыс. (100%)

873,6 тыс. (100%)

Информация о работе Развитие малого бизнеса