Развитие лизинга как новой нетрадиционной формы инвестирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

В большинстве случаев под лизингом понимают аренду машин, оборудования, транспортных средств и сооружений производственного назначения. Другими словами, речь идет о передаче хозяйственного имущества во временное пользование на условиях срочности, возвратности и платности или, иначе, о получении и производственном использовании имущества, не являющегося собственностью пользователя.

Содержание

Теоретическая часть

1.Экономическая сущность лизинга………………………………………3

2.Роль лизинга, как нового финансового механизма в привлечении инвестиций в развитие и воспроизводство основных фондов………………7

3.Организационно-экономические и финансовые аспекты его использования……………………………………………………………….…..8

4.Значение и масштабы лизинга в зарубежной практике……………... 10

5.Отечественный опыт лизинговой деятельности……………………… 12

6.Причины слабого использования лизинга в России………………… 13

7.Перспективы и условия дальнейшего развития лизинга…………….14

Практическая часть

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инвест.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

      В последнее время распространяется гибридная схема. Данная схема используется для снижения налоговой нагрузки и очень эффективна в условиях функционирующего бизнеса. Данная схема сочетает в себе схемы классического финансового и возвратного лизинга. Предприятие располагает достаточными средствами для приобретения основных средств (или имеет часть необходимых средств), но в целях уменьшения налогов предпочитает приобретать основные средства по договору лизинга.

      Лизинговые  платежи – это плата лизингополучателя  за владение и пользование объектом лизинга лизинговой компании. Сроки уплаты, общая сумма платежей, методы начислений обязательно оговариваются в договоре лизинга. По Федеральному закону «О лизинге» лизинговые платежи должны полностью возмещать стоимость основных средств переданных в лизинг, в том числе и затраты связанные с приобретением, передачей в эксплуатацию объекта лизинга, а также стоимость услуг лизингодателя, налоги, относимые на финансовые результаты, налог на имущество, страховые взносы при условии, что лизинговое имущество страхует лизингодатель, дополнительные затраты, предусмотренные договором лизинга, налог на добавленную стоимость. Если лизинговая компания использует кредит, взятый для приобретения объекта лизинга, то плату за пользование заемными средствами также должен возместить лизингополучатель. В стоимость основных средств должны включаться таможенные платежи, если один из участников лизинговой сделки не является резидентом России.

      Существуют  различные методы начисления лизинговых платежей. Если платежи выплачиваются  строго по графику в определенной сумме, то это фиксированные платежи. Платежи могут быть неопределенными. В этом случае, договором предусматривается выплата процента от определенного показателя (например, прибыли, объема реализации продукции и т.д.).     Договор лизинга может предусматривать выплату аванса, который выплачивается в момент заключения договора.

      Платежи могут быть в денежной, компенсационной (продукцией или услугами лизингополучателя) или смешанной форме. Производить  лизинговые платежи можно равными  долями, а также в убывающих или возрастающих размерах и ежемесячной (ежеквартальной, ежегодной и т.д.) периодичностью. 

4.Значение  и масштабы лизинга  в зарубежной практике

     В современном понимании финансовый лизинг сложился в США в начале 50-х годов. К концу 50-х началу 60-х годов лизинг пришел в Европу, в 70-е годы в Южную Америку, Азию и Африку. В настоящее время на рынке лизинговых услуг около 100 стран мира. Из них половина стран развивающие. В этих странах лизинг развивается ускоренными темпами. Особенно лизинг промышленного оборудования и транспортных средств. Это можно объяснить более высокой надежностью лизинга, по сравнению с другими формами инвестиций. Это позволяет странам с ограниченными финансовыми ресурсами ввозить промышленное оборудование, а вместе с ним и передовые технологии развитых стран. Таким образом, лизинг способствует росту инвестиционных потоков, а значит, и растут объемы производства, развивается конкуренция. Поэтому лизинг всячески поддерживается различными международными структурами. Такими как, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Комиссия Евросоюза, Европейская экономическая комиссия и др.

      Отраслевая  структура лизинга зависит от региона. В Европе широко используется лизинг автотранспорта, а также производственного  оборудования, морских судов, самолетов, компьютеров и т.п. В Западной Европе лизинг составляет 1/5 часть инвестиций. При этом до 80% лизингового бизнеса Западной Европы приходится на Великобританию, Германию, Италию и Францию. Тем не менее, активно лизинг развивается и в странах Восточной Европы (Венгрия, Чехия, Словакия, СНГ). Несомненным лидером лизинговых сделок являются США (и по масштабам, и по уровню развития). В экономически развитых странах всячески поддерживают предпринимательство, которое развивается с помощью лизинга. Возможность учитывать лизинговые платежи в себестоимости, делает лизинг более выгодным, чем другие источники инвестиций.

      Внутренние  законы, регулирующие лизинговую деятельность, существуют не во всех странах. Так, например, Франция, Португалия, Швеция нормативными документами оговаривают права участников лизинговых сделок, а Великобритания, Дания, Германия специальных законов не имеют и используют обычное коммерческое право.

      Наиболее  благоприятные условия для лизингового  рынка созданы в Великобритании, Германии, Ирландии, Норвегии, США. Так, например, в Ирландии для стимулирования лизинга лизинговым компаниям предоставляются государственные субсидии, возможность использовать ускоренный режим амортизации и другие льготы, что благотворно сказалось на лизинговом рынке. В результате Ирландия стала мировым центром лизинга самолетов, в стране функционирует Международный центр по оказанию финансовых услуг и др. Существуют страны, где развитию лизинга препятствуют некоторые ограничения. Например, в Греции запрещен лизинг недвижимости, а также грузового автотранспорта и автобусов, тормозом являются и нормы амортизации, которые регулируются государством.

      Международный лизинг по своей структуре несколько  отличается от национального рынка  лизинга. На внутреннем национальном рынке преобладает производственное оборудование, автомобили, то на международном рынке – суда, самолеты, железнодорожный транспорт и другое дорогостоящее имущество. В настоящее время единого рынка лизинга нет, так как в каждой стране лизинг развивается по национальным законам, однако идут процессы сближения национальных рынков.  

      5.Отечественный опыт лизинговой деятельности

      Активное  развитие лизинга в России началось в начале 90-х годов. В это время  в России появляются первые коммерческие лизинговые компании, принимается ряд постановлений правительства. В 1998 году принимается Федеральный Закон «О лизинге», противоречивый и чрезмерно детализированный. Банк России также пытался усилить контроль над потоками капитала. Банковский кризис 1998 года способствовал развитию лизинговых сделок, как альтернативе банковских кредитов. В 2002 году отменяется лицензирование лизинговой деятельности, вносятся изменения в действующее законодательство. Это привело к росту лизинговых компаний. Росту лизинговых компаний способствует государственная поддержка и его восстребованность на рынке. Растет количество договоров финансового лизинга, а также его удельный вес в общем объеме инвестиций. Данные Росстата показывают, что основными объектами финансового лизинга являются машины и оборудование, а также транспортные средства. В последние годы появились новые объекты лизинга, например, скот. Данные Росстата показывают, что основными потребителями лизинга являются обрабатывающие производства (24,3 %), сельское и лесное хозяйство, охота (16,2%), строительство (14,7 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (12,7 %), транспорт и связь (12 %). Доля остальных потребителей незначительна.

      В России активизация развития лизинга  осуществляется по ограниченным направлениям инвестиционной деятельности, государственной поддержки, учетной политики и налогового обложения объектов и субъектов лизинговых отношений. К этим направлениям относятся использование механизма ускоренной амортизации; отнесение сумм лизинговых платежей, включая платежи по процентам за кредиты банков, на себестоимость продукции, производимой лизингополучателем, налоговое стимулирование, а также финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов. 

      6. Причины слабого использования лизинга в России.

      Развитие  лизинга в России сдерживается следующими причинами. Существуют разногласия  между положениями закона «О лизинге» и методическими рекомендациями с нормативными документами, принятыми ранее. Предприятия и организации недостаточно информированы обо всех преимуществах лизинга. Финансовые институты проявляют инертность при внедрении лизинговых операций. В России ощущается явный недостаток специалистов, знающих тонкости лизинговых сделок. Слабо развит вторичный рынок оборудования. Трудно спрогнозировать лизинговый процент и лизинговую премию. Также в стране высокий уровень теневой экономики. Региональные власти не проявляют должного участия в развитии лизинга. Крупные лизинговые компании не желают продвигаться в регионы, а местные лизинговые компании достаточно слабые и зачастую их деятельность сводится к минимизации налогов крупных корпораций. Свободные финансовые средства обращаются в основном в европейской части России, поэтому в стране испытывается явный недостаток средств для долгосрочных вложений. 
 

      7.Перспективы и условия дальнейшего развития лизинга

      Мировой финансовый кризис нашел свое отражение  в лизинговой деятельности. Объем  новых сделок сократился почти в 4 раза. Одной из причин сокращения объемов лизинга явилось ухудшение финансового положения предприятий, что привело к ужесточению требований. Большинство предприятий сократили свои инвестиционные планы минимум на 30 – 40 %. Стоимость лизинга подорожала в среднем на 8 – 10 % из-за удорожания кредитования. Сократились сроки лизинговых сделок. Практически отсутствуют лизинговые сделки сроком более 3 лет. Претерпели изменения и предложения лизинговых компаний. Рынок поворачивается к оперативному лизингу и лизингу с остаточной стоимостью. Востребован возвратный лизинг, так как он позволяет предприятиям пополнить оборотные средства и решить проблемы с прочими кредиторами. Сокращение объемов лизинговых сделок может привести к сокращению лизинговых компаний. Выжить в условиях кризиса будет значительно легче компаниям, созданным при производителях, а также банках, пользующихся государственной поддержкой. В наиболее сложном положении оказались небольшие независимые компании. Я считаю, что эти компании либо поменяют сферу деятельности, либо уйдут с рынка лизинговых услуг, продав свои инвестиционные портфели более крупным, устойчивым компаниям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическая  часть

      Провести  сравнительный анализ инвестиционной привлекательности двух проектов по показателям чистой текущей стоимости доходов и по ставке их доходности.

Исходные  данные:

Показатели Проект А Проект Б
Суммарный приведенный доход, ед

Затраты по проекту, ед

1055

900

482

325

 

Решение:

     Доходность  инвестиций определяется как отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных затрат (накопленным платежам).

     Чистая  приведенная стоимость проекта А = 1055 – 900 = 155 

       Чистая приведенная стоимость проекта Б = 482 – 325 = 157

     Доходность  инвестиций, % проекта А = 1055 : 900 ∙ 100 = 117,2 

     Доходность инвестиций, % проекта Б  = 482 : 325 ∙ 100 = 148,3

Вывод:

     Сравнивая проекты А и Б можно сделать  вывод, что они оба являются эффективными, так как чистая приведенная стоимость равна 155 и 157. Оба эти проекта смогут возместить вложенные средства и принести дополнительный доход. У проекта Б чистая приведенная стоимость выше на 2  значит дополнительный доход будет больше. Доходность инвестиций по проекту Б выше, чем по проекту А. Инвестиционные доходы у проекта Б значительно выше, чем у проекта А. На основании проведенного анализа инвестиционной привлекательности можно сделать вывод, что проект Б является более предпочтительным. 
 
 

Список  литературы:

1. «О лизинге», Федеральный закон РФ от 29 октября  1998 г. № 164-ФЗ

2. «Об инвестиционной  деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон РФ от 15 июля 1998 г. № 39-ФЗ

3. Налоговый  кодекс Российской Федерации,  Часть вторая от 19.07. 2000 г.

4. Гражданский Кодекс Российской Федерации

5. Лещенко М. И. Основы лизинга: учебное пособие, М.: Финансы и статистика. 2002 год, 336 с.

6. Шабашев, Федулова, Кошкин, Лизинг – основы теории и практики: учебное пособие, М.: Кнорус, 2005 г. стр. 184

7. Щеголева Н.Г., Лизинг: учебное пособие, М.: МФПА, 2005 г., стр. 98

8. Корчагов Дмитрий, Рынок лизинга идет ко дну, 16.04. 2009. www.dpmoney.ru

Информация о работе Развитие лизинга как новой нетрадиционной формы инвестирования