Развитие экономики Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Интерес к Японии во всем мире огромен. И это понятно. Впечатляющие достижения страны восходящего солнца, особенно в экономике, общеизвестны и привлекают пристальное внимание, вызывают смешанные чувства: от удивления и восхищения до зависти и опасения. Действительно, как это удалось Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, практически в течение одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в первоклассную экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности торговли, науки и техники. Каждый из нас стремиться купить японский магнитофон, телевизор, компьютер и именно, когда это не подделка всяких других дочерних предприятий, мы знаем это всегда качество. Сейчас как никогда возрос интерес к Японии именно в нашей стране, в связи с новыми экономическими отношениями, появлением в нашей экономике новых слов менеджмент, маркетинг, а как мы знаем, что самый передовой опыт в менеджменте, именно в Японии, самые передовые технологии, что вызывает стремление критически осмыслить и по возможности применять его у себя, в наших условиях.

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------------ 2
1.Экономико-геграфическая характеристика и национальная специфика Японии --------------------------------------------------------------------------------------3
2.Особенности послевоенного развития Японии-----------------------------------5
3.Модели развития японской экономики--------------------------------------------10
4. Экономическая ситуация в Японии в 1990-е годы, кризис японской модели экономики и перспективы ее дальнейшего развития-----------------------------14
5.Внешенеэкономические связи Японии --------------------------------------------18
Заключение-------------------------------------------------------------------------------- 21
Список используемой литературы--------

Работа содержит 1 файл

Япония.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

5. Внешнеэкономические  связи Японии 

      Основу  внешней торговли Японии составляет продукция обрабатывающей промышленности. Регулирование внешнеэкономической  деятельности осуществляется Министерством  внешней торговли и промышленности, главными функциями которого являются поддержание объемов закупок сырьевых и топливных ресурсов; содействие структурной перестройке промышленных отраслей и их рациональному предпринимательству; защита прав интеллектуальной собственности.  Министерство готовит аналитические, статистические и прогнозные материалы для определения главных направлений развития внешнеэкономических связей Японии. За весь послевоенный период физический объем экспорта Японии увеличился в 70 раз. В основе успеха лежит конкурентоспособность продукции, которая формируется за счет высокого качества, новейших технологий, кадровой политики и авторитета фирм. Один из методов конкурентной борьбы японских фирм – быстрая смена моделей.

      В 2005 году Япония находилась на четвертом  месте после Германии, США и Китая по величине экспорта. Однако она занимает первое место в мире по производству многих видов продукции машиностроения  - станков с ЧПУ, судов, бытовой электроники, электронных компонентов и промышленных роботов, второе место по объему выпуска химической продукции и производству автомобилей (примерно 10 млн. автомобилей в год). Объем внешней торговли примерно равен 10% мирового товарооборота.

   Япония  занимает ведущее место в мире по экспорту прямых капиталовложений. Восемь японских компаний по объему заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов в мире («Хитачи», «Тойота», «Сони» и другие. У Японии самые большие в мире активы (в 2004 годе они составляли 4,18 трлн. долл.) и золотовалютные резервы (844,5 млрд. долл.).

Специфической чертой японской экономической политики в отношении развивающихся стран является предварительное изучение особенностей их внутреннего рынка, определение свободных ниш.

      Отношения со странами Центральной и Восточной  Европы (Чехия, Венгрия и другие японская сторона строит исходя из относительного уровня их развития. В отношении же государств СНГ, Китая, стан Юго-Восточной Азии  японские фирмы учитывают неразвитость инфраструктуры, уязвимость кооперационных поставок, а также дефицит энергии и сырья в некоторых из них.

   Российско-японские отношения определяются следующим  образом – внимание сторон постепенно смещается к решению чисто  практических проблем экономического сотрудничества: между Россией и  Японией ведутся переговоры о  сотрудничестве в различных отраслях, в том числе о разработке трех крупных проектов  - добыча нефти на шельфе Сахалина, освоение лесных ресурсов Сибири, прокладка линии связи между Москвой и Хабаровском. Япония дала согласие на присоединение России к ВТО на саммите АТЭС в 2004 году , несмотря на территориальные разногласия. Японские капиталовложения в Россию не превышают 1,3 % общей величины ПИИ в России, что не соответствует экономическому потенциалу обеих стран. По данным Росстата, общий объем накопленных в России японских инвестиций в 2005 году оценивается в 727,1 млн. долл., в том числе прямых -139,8 млн. долл. Доля России в японском экспорте ПИИ 0,1 %.

   Для решения инвестиционного вакуума  в апреле 2005 года была создана российско-японская организация содействия торговле и  инвестициям (РЯОСТИ). Реализуются новые инвестиционные проекты в сфере машиностроения (строительство автомобильного завода фирмы «Тойота» в Санкт-Петербурге), угольной промышленности  и атомной энергетики (проект ИТЭ). Согласно договоренности японские корпорации должны будут построить для российской стороны порядка десяти газоналивных танкеров. Планируется участие японской компании «Itochu» в поставках глубоководных труб для строительства морского участка североевропейского газопровода.

   Япония  имеет устойчивое положение в  системе международного разделения труда как экспортер капиталов. Государство является крупнейшим чистым кредитором в мировой экономике, на которого приходится 53% объема международного кредитования. Кроме того, ввиду различных ограничений на внешнюю  торговлю, как в развитых, так и в развивающихся странах, Япония внедряется на рынки других стран  через прямые зарубежные и портфельные инвестиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Таким образом, изучив эту непростую тему, мы поняли, что  своеобразие Японии как одного из трех ведущих экономических центров мира заключается в том, что страна как бы балансирует между позицией США, стремящихся к доминированию во всех сферах деятельности, и Европой, занимающейся своей внутренней интеграцией. Япония, которая извлекла правильные уроки из недавнего кризиса, наверстывает упущенное, страна встала на путь оздоровления экономики, и опять занимает достойное место в мире. Успешный опыт Японии в сфере внешнеэкономической деятельности говорит о ее огромной эффективности для экономики в целом. С нашими потенциальными возможностями, при должной организации дела мы тоже можем достичь не менее впечатляющих успехов. Стоит рассмотреть и огромный потенциал, который дает демилитаризованная экономика, не обремененная  непродуктивными военными расходами. Учиться следует и разумной политике развития научно-технической базы, возникшей на пустом месте, а сейчас производящей сааме передовые технологии. Не идеализируя и абсолютизируя японский опыт, мы, тем не менее, можем извлечь из него много полезного для себя, в частности, как это делают японцы, сочетая собственные ценности с положительным опытом зарубежных стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Воронин В.П., Кандакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировое хозяйство и экономика стран мира: учеб. пособие /Под ред. В.П. Воронина. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 240 с.
  2. История мировой экономики: учеб. для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 727 с.
  3. Канамори  Х. Япония – мировая экономическая держава: Пер. с яп. / Х. Канамори, Д. Вада. – М.: Наука, 1986. – 240 с.
  4. Кузнецова Н.В. Финансово-промышленные группы японского типа // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - № 1. – С. 50-66.
  5. Ломакин В.К. Мировая экономика: учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ – Финансы, 2008. – 727 с.
  6. Мировая экономика: учеб. для вузов / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2008. – 734 с.
  7. 6.Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: учеб / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. – М.: Флинта, 2006. – 480 с.
  8. Раджабова Э.К. Мировая экономика: учеб. для вузов / З.К. Раджабова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.
  9. Россия- Япония: тема номера // Родина. – 2005. - № 10. – С.3 – 144.
  10. Спадарьян В.Б. Деловая Япония. – М.: Мысль, 1991. – 255 с.
  11. 9.Халевинская Е.Д. Мировая экономика: учеб./ Е.Д. Халевинская, и, Крозе; Под ред. Е.Д. Халевинской. – М.: ЮРИСТЪ, 2001. – 302 с.
  12. Черников Г.П. Мировая экономика: учеб. для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. – М.: Дрофа, 2006. – 432 с.

Информация о работе Развитие экономики Японии