Развитие форм бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

В следующем году вступает в силу Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Главный редактор журнала «Бухгалтерский учет» Н. Д. Врублевский обратился к директору Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации Л. З. Шнейдману с просьбой ответить на некоторые вопросы, касающиеся развития бухгалтерского учета в нашей стране.

Работа содержит 1 файл

конф.docx

— 35.60 Кб (Скачать)

В настоящее время организации  ведут бухгалтерский и налоговый  учет. Какие тенденции возможны в  отношении этих двух видов учета?

Позиция Минфина России по этому вопросу  была сформулирована в Концепции  развития бухгалтерского учета и  отчетности в Российской Федерации  на среднесрочную перспективу в 2004 г. Она последовательно реализуется. Суть ее в том, что излишние, неоправданные  различия между бухгалтерским и  налоговым учетом должны исключаться, их быть не должно.

Существование бухгалтерских и налоговых регистров (которые в принципе являются разновидностью бухгалтерских регистров) – нормальная практика, позволяющая на систематической  основе формировать информацию для  двух целей: в одном случае – для  предоставления картины о финансовом положении и финансовых результатах  деятельности организации, в другом – для определения налогооблагаемой базы, расчета налогов.

Не секрет, что МСФО в основном применяют крупные и ряд средних предприятий. Между тем существует международный стандарт и для малого предпринимательства. Есть ли перспективы внедрения МСФО для малых предприятий?

Российский  законодатель аккуратно подходит к  применению МСФО. Какие-либо решения  в отношении применения международных  стандартов принимаются только после  того, как создается необходимая  инфраструктура, возникают условия  для этого применения, когда есть уверенность, что существуют пользователи этой отчетности и имеются специалисты, способные ее составлять.

Вопрос  о применении МСФО организациями  малого бизнеса сегодня не ставится. Это было бы безумной нагрузкой на малые предприятия.

Правда, речь не идет о том малом бизнесе, который выходит на финансовые рынки. Если малое предприятие выходит  на финансовый рынок с долговыми  или долевыми ценными бумагами, то оно должно составлять свою отчетность в соответствии с МСФО, ибо существует широкий, подчас неограниченный круг пользователей  этой информации, заинтересованный в  определенном ее объеме, надежности, объективности  и достоверности. В данном случае МСФО являются, в определенной степени, залогом этой надежности, объективности, правдивости.

Упомянутый  международный стандарт для малого бизнеса – неоднозначный документ. Закон о консолидированной финансовой отчетности не распространяется на этот акт, который не входит в основной комплект МСФО. К сожалению, он не содержит реального упрощения, и если организация  захочет использовать данный стандарт, то ей придется «сильно потрудиться», поскольку трудоемкость учетного процесса здесь значительно превышает  обычный объем работы.

В связи с этим многие страны идут по иному пути: вводится не МСФО для  малого бизнеса, а элементы упрощения. Например, одно из самых последних  решений Европейской Комиссии предполагает систему упрощений для малого бизнеса в отношении бухгалтерского учета. При этом речь ни в коей мере не идет об отмене бухгалтерского учета, о чем часто говорят в нашей  стране.

План  дальнейшего развития бухгалтерского учета на 2012–2015 гг. предполагает реализацию концепции дифференцированного  подхода к постановке и ведению  бухгалтерского учета.

В 2012 г. Минфин России планирует организовать подготовку и широкое обсуждение этой концепции. Речь идет о том, что  для разных категорий организаций (в частности, это касается микропредприятий, малого бизнеса) могут использоваться различные модели ведения бухгалтерского учета и отчетности с точки зрения объема информации, который формируется в этой системе, и, соответственно, объема тех действий и процедур, которые необходимы для ведения бухгалтерского учета.

Существует ряд российских некоммерческих организаций, которые работают и  за рубежом. Будут ли они внедрять у себя МСФО?

МСФО  изначально разрабатывались для  коммерческого сектора, напрямую для  некоммерческих организаций они  не предназначены. Вместе с тем, не существует каких-либо серьезных препятствий  для того, чтобы некоммерческие организации  могли использовать международные  стандарты. Поэтому если им надо общаться на языке бизнеса с зарубежными  партнерами, то самый лучший язык –  это МСФО.

Спасибо за интервью!

Пожалуйста!

Источник: Журнал «Бухгалтерский учет», 2012, № 2.

 

 

 

 

 

 

Международные стандарты  финансовой отчетности (МСФО)

Актуально на 02.02.2012 г.

За последнее время  участились случаи обращения клиентов и пользователей сайта АС-АУДИТ  за разъяснениями международных стандартов финансовой отчетности МСФО. Что такое МСФО? На какой стадии внедрения международных стандартов финансовой отчетности находится сейчас наша страна? Какие проблемы при этом возникают и почему? На эти и другие вопросы мы постарались ответить в настоящем материале.

 
1. Актуальные статьи по МСФО за 2011-2012 гг.; 
2. История МСФО 1974 -2015 гг.; 
3. Почему международные стандарты финансовой отчетности МСФО; 
4. Закон "О консолидированной финансовой отчетности" № 208-ФЗ от 27.07.2010 г.; 
5. Трудности внедрения международных стандартов финансовой отчетности МСФО.

1. Актуальные статьи  по МСФО за 2011-2012 гг.

- Обзор изменений стандартов и интерпретаций МСФО – для отчетности за 2011 год (02.02.2012).

- Существенные различия международных стандартов финансовой отчетности и российских принципов бухгалтерского учета (21.03.2011).

- Обзор изменений стандартов и интерпретаций МСФО – для отчетности за 2010 год (19.01.2011).

- Актуальный перечень международных стандартов аудита МСА (20.01.2011).

- Сопоставление международных стандартов аудита с российскими стандартами аудита (02.02.2012).

- Консолидационная модель и вопросы практики применения МСФО (2011-2012 гг.)

- МСА и аудиторские заключения по сопутствующим аудиторским услугам (2011-2012 гг.)

2. История международных  стандартов финансовой отчетности  МСФО 1974 -2015 гг.

Непосредственно работу над международными стандартами финансовой отчетности МСФО начал Центр ООН по транснациональным корпорациям. Для развития глобальных экономических отношений был необходим универсальный язык общения. Позднее, в 1973 в Лондоне был создан комитет по международным стандартам финансовой отчетности (Комитет МСФО). С 1983 года членами Комитета МСФО стали все профессиональные организации – члены Международной федерации бухгалтеров. Цель Комитета МСФО – унификация принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями во всем мире для составления финансовой отчетности.

Комитет МСФО по своей природе является независимой частной организацией, цель которой состоит в разработке единых принципов бухгалтерского учета, используемых коммерческими предприятиями  и другими организациями всего  мира при составлении финансовой отчетности.

При подготовке свода международных стандартов финансовой отчетности Комитет МСФО работает в тесном контакте с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO), которая является своего рода регулирующим механизмом рынков ценных бумаг. В 1995 г. между Комитетом МСФО и IOSCO было достигнуто соглашение о том, что IOSCO рассмотрит вопрос о принятии стандартов после завершения всей рабочей программы.

Одним из приоритетов в своей  деятельности с начала нового столетия Комитет МСФО объявил конвергенцию (сближение) с Общепринятыми принципами бухгалтерского учета Соединенных  Штатов Америки (US GAAP). Значимость проблемы была подтверждена серией межатлантических встреч, консультаций и меморандумов, которые вылились в подписание формального соглашения о партнерстве между Комитетом МСФО и Советом по стандартам финансового учета США. Стратегия конвергенции заключается не в постепенном устранении разниц, а в полной замене наиболее критикуемых стандартов в обеих системах новыми, «сильными» стандартами и в появлении новых общих стандартов с практически идентичным подходом ко всем нюансам отчетности. В последнее время это достигается путем выбора наилучшего стандарта из аналогичных в МСФО и US GAAP, и их одновременного перевыпуска. Наиболее крупным совместным завершенным проектом по стандартам, новым для обеих систем, являются стандарты по объединению бизнесов и консолидированной отчетности – МСФО (IFRS) 3 и МСФО (IAS) 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность" были перевыпущены в январе 2008 года, практически одновременно с соответствующими US GAAP.

Важным организационным шагом  на пути к полной конвергенции МСФО и US GAAP стало официальное объявление Комиссией по ценным бумагам США  о разрешении для иностранных  регистрантов, а позже и для "чисто" американских компаний предоставлять свою отчетность по МСФО, а начиная с 2014 года – сделать МСФО обязательными для составления публичной годовой отчетности в США (форма 10-К). Очевидно, что это последнее решение Комиссии по ценным бумагам США устанавливает окончательные временные рамки для завершения процесса конвергенции с US GAAP, что позволит МСФО бесповоротно утвердиться как единственной глобальной системе стандартов финансовой отчетности.

03 марта 2011 г. подписано Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. N 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации". Согласно п. 7 Положения признанный документ МСФО вступает в силу на территории РФ поэтапно: первый этап предполагает добровольное применение документа, а второй - обязательное. Подписанный документ не содержит никаких дат, ограничивающих длительность процесса признания МСФО на территории России,— это значит, что он может затянуться на неопределенно долгое время.

В Положении указаны процедуры  проведения экспертизы применимости документа  МСФО на территории РФ, а также механизм взаимодействия Минфина России, ФСФР и ЦБР и экспертного органа при принятии решения о его  введении в действие. Минфин сможет "забраковать" стандарт или его  отельные положения, в случае если они "не будут соответствовать условию  их применимости на территории РФ". Кроме того, стандарт может быть введен с "обременениями" — с  дополнениями, учитывающими российскую специфику.

05 декабря 2011 года в Минюсте  был зарегистрирован Приказ Минфина России от 25.11.2011 г. № 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации". Согласно документу на территории России войдут в действие 37 МСФО и 26 разъяснений международных стандартов. Среди них: «Представление финансовой отчетности», «Отчет о движении денежных средств», «Налоги на прибыль», «Основные средства», «Аренда», «Выручка» и др.

Также был выпущен Приказ Минфина России от 30.11.2011 № 440 "План на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности":

- в 2012 году государство собирается  определить МСФО, которые планируется использовать. С 2013-го по 2015 год будет пересматриваться законодательная база, а также "расширяться сфера применения МСФО.

- с 2012-го по 2015-й годы планируется  "приведение действующих федеральных  стандартов аудиторской деятельности  в соответствие с Международными  стандартами аудита". 2014 год, согласно  прогнозу Минфина, ознаменуется "разработкой предложений по  развитию системы профессиональной  аттестации бухгалтеров на основе  стандартов Международной федерации  бухгалтеров".

- на 2012-2013 гг. запланирована "разработка  предложений по развитию саморегулирования  в сфере оказания бухгалтерских  услуг".

- в 2013 году Минфин намеревается  выработать "предложения по дальнейшему  развитию саморегулируемых организаций аудиторов".

В Приказе Минфина России от 22.11.2011 № 156н журнал "Бухгалтерский учет" был утвержден официальным печатным изданием для опубликования документов МСФО.

К 2015 году в России в обязательном порядке отчитываться по международной  системе станут: 
• участники рынка ценных бумаг на профессиональном уровне, 
• акционерные инвестиционные фонды, 
• негосударственные пенсионные фонды, 
• управляющие организации инвестиционных фондов, НПФ и ПИФов, 
• товарные биржи, 
• клиринговые организации.

В связи с этим планируется внести изменения в Федеральный закон  «О бухгалтерском учете», ввести новый  регламент аттестации бухгалтерских  работников, опираясь на Международный  стандарт финансовой отчетности. В  последующих годах МСФО планируется  ввести и в профессиональных образовательных  учреждениях.

3. Почему международные  стандарты финансовой отчетности  МСФО?

Необходимо отметить, что международные  стандарты финансовой отчетности –  это не стандарты бухгалтерского учета как, например, российские ПБУ. В них нет плана счетов, бухгалтерских  проводок, первичных документов или  учетных регистров. МСФО – это  стандарты отчетности как заключительного  этапа бухгалтерской работы. Они  не предъявляют никаких специальных  требований непосредственно к счетоводству.

Принципиальная особенность международных  стандартов финансовой отчетности в  том, что при работе с отчетностью  они рекомендуют отталкиваться  не от законодательных норм, а от экономических реалий. Таким образом, одним из основных принципов МСФО является приоритет экономического содержания над формой.

Российские стандарты, построенные  на основе международных, также провозглашают приоритет содержания над формой, однако в реальности данный принцип не всегда выполняется. Так, например, в соответствии с ПБУ привилегированные акции – часть капитала компании, однако по своей экономической природе у таких ценных бумаг немного отличий от облигаций. МСФО указывает на такие особенности и рекомендует не включать их в состав капитала.

Информация о работе Развитие форм бухгалтерского учета