Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:38, курсовая работа
В следующем году вступает в силу Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Главный редактор журнала «Бухгалтерский учет» Н. Д. Врублевский обратился к директору Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации Л. З. Шнейдману с просьбой ответить на некоторые вопросы, касающиеся развития бухгалтерского учета в нашей стране.
Новый закон о бухгалтерском учете и МСФО – мнение МинФина РФ
В
следующем году вступает в силу Федеральный
закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском
учете». Главный редактор журнала
«Бухгалтерский учет» Н. Д. Врублевский
обратился к директору
Леонид Зиновьевич, 1 января 2013 г. вступит в силу новый Закон о бухгалтерском учете. Какова причина его принятия?
С
момента принятия действующего сегодня
Закона о бухгалтерском учете
прошло 15 лет. За это время стал очевиден
ряд проблем при его
Одна из основных причин принятия нового Закона заключается в том, что отдельные положения действующего Закона препятствуют активному применению МСФО широким кругом российских организаций.
Другая
причина – необходимость
Все это обусловило необходимость пересмотра Закона о бухгалтерском учете как правовой основы в данной сфере.
В
статье 1 нового Закона в качестве его
цели определено создание правового
механизма регулирования
Основными элементами такого механизма является система регулирующих актов, институты, занимающиеся регулированием бухгалтерского учета, процедура регулирования и, конечно же, механизм взаимодействия всех этих элементов.
Нормы
нового Закона определяют: что такое
регулирующие акты в сфере бухгалтерского
учета, каковы их основные виды. В отличие
от действующей системы, по новому Закону
в число регулирующих актов включены
не только правила, стандарты бухгалтерского
учета, принимаемые федеральным
органом исполнительной власти, но
и акты, которые будут издаваться
профессиональными
С
точки зрения институтов регулирования,
новый Закон выделяет две группы:
органы государственного и негосударственного
регулирования. Очевидно, что в современных
условиях невозможна конструкция, в
которой самая активная роль не отводилась
бы негосударственному регулированию.
Лишь разумное сочетание деятельности
государственных и
Проекты
актов в области бухгалтерского
учета всегда проходили широкое
обсуждение профессиональной и деловой
общественности. Министерство финансов
Российской Федерации в различных
формах привлекает к разработке и
обсуждению нормативных документов
в области учета и отчетности
профессиональную и деловую общественность.
Новый Закон придает такой
практике обязательный характер, создает
ее законодательную базу. В нем
четко определены функции и полномочия
государственных и
Третья составляющая – подробно описанная в новом Законе процедура разработки и принятия регулирующих актов в области бухгалтерского учета. Цель этих положений Закона – обеспечить гарантии равноправного участия всех сторон процесса в подготовке и принятии стандартов.
Как данный механизм соотносится с принципами регулирования бухгалтерского учета? Самым непосредственным образом: он исходит из принципов, сформулированных в ст. 19 Закона о бухгалтерском учете. Механизм регулирования реализует эти принципы.
Как новый Закон о бухгалтерском учете повлияет на развитие методологии учета?
Прежде
всего, следует обратить внимание, что
новый Закон не предполагает каких-либо
революций в бухгалтерском
Основное направление развития методологии бухгалтерского учета – активное использование МСФО. Новый Закон снимает какие-либо ограничения на применение международных стандартов. Думаю, в самое ближайшее время мы станем свидетелями того, как международные стандарты будут более активно использоваться при установлении правил бухгалтерского учета юридических лиц. Об этом можно судить, в частности, по Плану дальнейшего развития бухгалтерского учета на основе МСФО, который в конце ноября 2011 г. принят Минфином России.
На Ваш взгляд, внедрение МСФО улучшит ситуацию с развитием бухгалтерского учета в нашей стране?
Не уверен, что такая постановка вопроса корректна. Мы применяем МСФО не для того, чтобы улучшить постановку бухгалтерского учета.
Система принципов и требований к отчетности, определяемая как МСФО, рассматривается в мире и в нашей стране как следующий этап в развитии бухгалтерского учета. Было бы неправильным остаться в стороне или на обочине развития.
МСФО – это правила составления бухгалтерской отчетности, а не руководящие положения для построения учетного процесса. По большому счету, МСФО могут использоваться при любом построении учетного процесса.
Говоря об активном применении международных стандартов в регулировании бухгалтерского учета, имеется в виду не прямое их использование для того, чтобы определять такие элементы учета, как документация, система счетов и т. д., а использование концепций, основных элементов МСФО для корректировки отдельных элементов системы построения бухгалтерского учета.
Что
касается улучшения ситуации с постановкой
бухгалтерского учета в стране, то
главное внимание здесь должно уделяться
вопросам корпоративного управления,
дисциплине составителей отчетности,
механизмам контроля ее качества, в
первую очередь независимому аудиту,
а также ответственности
Повлияет ли новый Закон о бухгалтерском учете на ведение бюджетного учета? Не будет ли слияния двух видов учета?
Слияния этих двух видов учета, конечно же, не будет. Это различные системы, в некоторой степени преследующие даже разные цели и подходы к организации и ведению бухгалтерского учета. Между тем сближение отдельных элементов данных видов учета, несомненно, будет происходить, ведь как для коммерческого учета основным инструментом реформирования являются МСФО, так для бюджетного учета – МСФООС. Между этими комплектами международных стандартов существует самая тесная связь.
Статьей 5 нового Закона определены такие объекты бухгалтерского учета, как «иные объекты». Какие именно объекты относятся к «иным»?
Такая
конструкция статьи 5 нового Закона
выполняет две функции. С одной
стороны, уже сегодня существуют
объекты, информация о которых подлежит
раскрытию в бухгалтерской
Действующий
сегодня Закон о бухгалтерском
учете при возникновении новых
объектов создает препятствия для
полноценного формирования учетной
информации. Ряд сделок, которые
должны в соответствии с современными
представлениями найти
Что следует понимать под существенным изменением условий экономической деятельности хозяйствующего субъекта, которое является одним из условий изменения учетной политики?
Этот
вопрос должен найти отражение в
специальном федеральном
В статье 19 нового Закона говорится о процедурах внутреннего контроля. Какие именно процедуры являются обязательными для организации?
Вы задали очень важный вопрос. Эта статья нового Закона, посвященная внутреннему контролю, – одна из наиболее значимых новелл законодательства о бухгалтерском учете. Оно ранее никогда не содержало положений о внутреннем контроле. Это не означает, что такого элемента системы хозяйственного механизма не было, внутренний контроль в той или иной степени существует всегда. Но вот в качестве законодательного требования система внутреннего контроля введена впервые.
Законодатель
пошел по пути постепенного введения
этого требования: Закон не содержит
каких-либо развернутых требований
в отношении постановки внутреннего
контроля в организации, он лишь предусматривает,
что такая система должна быть,
а каким образом она должна
реализовываться – решение
Закон
открывает большие возможности
для активной деятельности профессиональных
объединений бухгалтеров и
В каждой конкретной ситуации система внутреннего контроля определяется характером деятельности организации, представлениями ее руководителей о том, что такое внутренний контроль, какие задачи стоят перед системой внутреннего контроля.
В соответствии с новым Законом отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе. Если отчетность предоставляется в электронном виде и заверяется электронной подписью, может ли она считаться составленной и подписанной, юридически значимой?
Не
следует смешивать два
Новый Закон о бухгалтерском учете определяет момент, когда отчетность считается законченной, составленной. Он определяется как раз на дату подписания бумажного варианта отчетности, того варианта, который должен храниться в архиве организации.
Напомню, что бухгалтерская отчетность организации по действующим правилам является документом постоянного хранения. В архиве организации должен сохраняться ее контрольный экземпляр.
Дата подписания бумажного варианта отчетности важна и для самой отчетности, поскольку с ней связаны такие элементы, как события после отчетной даты, условные обязательства. Эта дата важна для проведения аудита бухгалтерской отчетности.
Когда отчетность начинают представлять в какие-либо органы, здесь возникают другие даты – даты представления отчетности. Но дата составления отчетности фиксируется именно бумажным носителем.
Существуют Закон о бухгалтерском учете и Закон о консолидированной финансовой отчетности. Как они соотносятся между собой, нет ли противоречий между ними?
По большому счету, нормы Закона о консолидированной финансовой отчетности должны быть частью Закона о бухгалтерском учете, потому что консолидированная финансовая отчетность является лишь одной из разновидностей бухгалтерской отчетности организации. Но в силу новизны механизмов и самой концепции этого Закона было принято решение о том, что это будет отдельный закон. Вместе с тем Закон о бухгалтерском учете, как более общий закон, содержит отсылку к Закону о консолидированной финансовой отчетности.
По
мере того, как МСФО будут более
активно использоваться для регулирования
отчетности, составления правил бухгалтерского
учета и отчетности юридических
лиц, разрыв между отчетностью юридического
лица и консолидированной
Такое построение бухгалтерского законодательства используется в некоторых странах, например в Европейском Сообществе.