Такие
качества, как относительная
обособленность, целостность, комплексность,
структурированность, подчиненность
единой цели, связям с внешней
средой и определяют регион
как сложную социальную систему
.
Регион – это территориальное
образование, имеющее четко очерченные
административные границы, в пределах
которых воспроизводятся социальные и
экономические процессы обеспечения
жизни населения, обусловленные местом
региона в системе территориального и
общественного разделения труда.
Одним из
основных признаков регионального
определения выступает целостность.
Она означает вполне рациональное
использование природно-ресурсного
потенциала региона, пропорциональное
сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных производственных
и технологических связей, наличие особого
сообщества людей с определенными традициями
и образом жизни.
Комплексность
хозяйства региона означает сбалансированность,
пропорциональное согласованное
развитие производительных сил региона. Это
такая взаимосвязь между элементами
хозяйства,когда эффективно выполняется
основная народнохозяйственная функция-специализация
региона, не наблюдается значительных
внутрирегиональных диспропорций и осхраняется
способность региона осуществлять в своих
пределах расширенное воспроизводство
на основе имеющихся ресурсов.
Важным признаком региона является управляемость,
непосредственно связанная с административно-территориальным
делением страны. Управляемости в определенной
степени способствует целостность региона,
так как административно-территориальные
органы должны обеспечивать координацию
(управление) всех элементов общественного
хозяйства: материального производства,
природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры,
трудовых ресурсов, а также многообразных
связей – торговых, финансовых, социальных,
экологических, производственных, которые
обладают пространственной и временной
устойчивостью.
Экономическая
самостоятельность региона выражает степень обеспеченности
его экономическими (в первую очередь
финансовыми) ресурсами для самостоятельного,
заинтересованного и ответственного решения
социально-экономических проблем, которые
входят в компетенцию регионального уровня
хозяйствования.
Компонентами
региональной системы являются
природная среда как естественная
ресурсная база производства
и необходимое условие жизнедеятельности
населения, население как производительная
сила и потребитель материальных
и культурных благ, производство материальных и культурных благ
как связующее звено во взаимодействии
общества и природы, источник благосостояния
людей. Поэлементный анализ региональной
системы показывает, что каждая из названных
составляющих лишь весьма условно может
быть отделена одна от другой. Это объясняется
как многофункциональностью даже простых
и «первичных» элементов, относимых в
зависимости от целей исследования к разным
компонентам, так и взаимосвязанностью
компонентов, которые во взаимодействии
друг с другом образуют качество региональной
социально-экономической (территориальной
общественной) системы.
Природопользование
как функциональная подсистема
региона может рассматриваться
в составе следующих групп
элементов: природные элементы
— условия развития экономики
и жизнедеятельности населения (климат, рельеф,
гидрография и др.); природные элементы
как первичные ресурсы экономики (полезные
ископаемые, земельные, водные, биологические
ресурсы, географическое пространство,
территориальные сочетания разных видов
ресурсов); природные элементы — ресурсы
жизни населения (вода, воздух, тепло, свет,
рекреационные ресурсы и др.); вторичные
природные ресурсы — источники загрязнения
среды и неиспользуемые ресурсы экономики);
население — участник и организатор природопользования,
потребитель естественных природных благ;
технические средства, используемые для
извлечения и переработки, воспроизводства
природных ресурсов, совершенствования
процессов природопользования, решения
экологических проблем; прямые и опосредованные
элементы-связи, объединяющие природопользование
с другими функциональными подсистемами
региональной системы.
Производство материальных
и культурных благ включает: производственно-технологические
циклы, стадии производства; производственно-технические
и инфраструктурные элементы (народнохозяйственные основные
фонды, транспортные и иные коммуникации,
линии связей, энергетические, строительные
и ремонтные базы, прочие элементы инфраструктуры;
оборотные средства производства, производимые
и потребляемые продукты и услуги; производственно-экономические
элементы (межотраслевые и территориальные
сочетания и комплексы, разного рода объединения
предприятий, отдельные предприятия, их
отраслевые и территориальные подразделения);
производственно-природные элементы (используемые
в производстве первичные природные ресурсы);
производственно-экологические элементы
(источники загрязнения среды, загрязнители,
вторичные природные ресурсы); производственно-социальные
элементы (трудовые ресурсы, виды и формы
трудовой деятельности); элементы-связи
в региональном воспроизводственном процессе.
Расселение
и жизнедеятельность населения
так или иначе охватывают другие
стороны развития региона. В
широком понимании именно жизнедеятельность
населения, ее экономические,
социальные и экологические проявления связывают региональную систему
в единое целое.
Соотношения и взаимосвязи
элементов этих функциональных подсистем
образуют функциональную (функционально-компонентную)
структуру региона. Отметим, что
для определенных целей бывает необходимым
более дробное деление региональной системы
на составляющие функциональные подсистемы.
Так, для решения задач совершенствования
регионального управления предметом рассмотрения
становится организационно-управленская
структура региона.
Среди других
структур региональной системы следует назвать отраслевую
и территориальную структуры, в основе
которых — процессы отраслевого и территориального
разделения труда, отраслевой (межотраслевой)
и территориальной (региональной, локальной)
интеграции производства и общества.
При анализе
отраслевой структуры рассматриваются
соотношения и взаимосвязи отраслей
экономики (специализированных видов
деятельности), начиная от первичных
элементов (продукты и услуги,
отдельные предприятия и их
отраслевые подразделения) и заканчивая крупными сферами, отраслями и межотраслевыми
комплексами. В результате выделяются
отраслевые (межотраслевые) подсистемы
региона, имеющие свою специфику в развитии,
влиянии на процессы районо-образования,
в размещении по территории региона.
При рассмотрении территориальной структуры
внимание обращается на пространственную
дифференциацию и взаимосвязанность (интеграцию)
в развитии и размещении как отдельных
первичных (топических) элементов производства,
расселения и природопользования, так
и их различных территориальных сочетаний
и комплексов. Подобным образом выделяются
территориальные подсистемы региона (функциональные;
отраслевые и межотраслевые; внутрирегиональные,
в том числе локальные).
Названные структуры
не просто сочетаются друг с другом,
существуют параллельно, но имеют взаимопроникающие
связи. Исходя из сложного строения региональной
системы, первым и обязательным требованием
к управлению является обеспечение комплексного,
пропорционального и сбалансированного
развития всех элементов, подсистем и
структур региона.
Регион
— открытая система с определенной
замкнутостью региональных связей
и отношений. Степень открытости
и замкнутости (закрытости) региональной
системы меняется с масштабами
производства и потребления в
регионе, развитостью регионального воспроизводственного процесса,
межрегиональных и внутрирегиональных
связей. Масштабы производства и потребления
определяют емкость регионального рынка
товаров и услуг, возможности диверсификации
экономики и замыкания ее в рамках региона.
Развитость регионального воспроизводственного
процесса зависит от степени внутренней
связности различных элементов и подсистем
региона по всем стадиям и циклам природопользования,
воспроизводства материальных и культурных
благ. Интенсивность межрегиональных
и внутрирегиональных связей и отношений,
в свою очередь, определяется развитостью
коммуникаций, характером сложившегося
размещения производства и населения
по территории страны, различиями в природных,
экономических и социальных условиях
развития регионов.
Как открытая система регион выполняет
функции обеспечения потребностей страны
(других регионов) путем экспорта и собственных
потребностей путем импорта, соответственно,
«избыточных» и «дефицитных» для данного
региона товаров и услуг. Как закрытая
система регион полностью или частично
обеспечивает собственные потребности
за счет внутренних ресурсов.
Таким образом,
в регионе выделяются две группы
производств — отрасли специализации,
работающие на внешний и отчасти
внутренний рынок, и обслуживающие
отрасли, ограниченные региональным потреблением
товаров и услуг. Каждая из групп отраслей,
в свою очередь, подразделяется на отрасли
производственного назначения и отрасли
социального назначения. Кроме того, в
зависимости от целей и задач исследования
регионального воспроизводственного
процесса могут выделяться профилирующие,
дополняющие, смежные, параллельные отрасли
и др. Состав отраслей специализации и
обслуживающих отраслей зависит от множества
факторов, по разному сочетающихся в каждом
регионе. Не менее важны отраслевые особенности
в размещении производства различных
видов товаров и услуг. Примерами повсеместного
размещения по регионам РФ производства
являются электроэнергетика, промышленность
строительных материалов, ремонтная, пищевая
и ряд отраслей легкой промышленности.
Ограниченное размещение имеют нефтяная,
газовая и металлургическая промышленность.
Среди факторов,
влияющих на динамику структурных
изменений в экономике регионов,
следует назвать капиталовложения
(размеры инвестиций в основной
капитал, в том числе по отраслям и территориям
региона), региональную политику, определяющую
тактику и стратегию развития регионов
разного типа, активность действий органов
государственной власти по преодолению
кризисных ситуаций и решению острых региональных
проблем. Следует также учитывать инновационную
деятельность по внедрению достижений
научно-технического прогресса, обмену
опытом развитых стран и более развитых
регионов.
Регион
— инерционная система с взаимодополняющими
свойствами динамичности и статичности (изменчивости во времени и пространстве,
устойчивости к внешним и внутренним воздействиям).
Инерционные свойства региона меняются
в зависимости от степени сформированности
его экономики и хозяйственной освоенности
территории, развитости отраслевой и территориальной
структуры, общего состояния экономического
развития (подъем, стагнация, спад), характера
и цикла развития экономики страны и региона
(эволюция, частичная реструктуризация,
трансформирование экономики в условиях
кризиса). Поскольку регионы в ходе исторического
развития так или иначе меняют свой социально-экономический
облик, для придания устойчивости региональному
развитию и эффективного регулирования
процессов районообразования требуется
создание постоянно-действующей, специальной
системы регионального (территориального)
управления. При этом включаются механизмы
самоуправления регионов и отдельных
территорий, обеспечивающие надежные
горизонтальные связи в рамках каждой
региональной и локальной системы, и управления
развитием регионов в соответствии с их
иерархической организацией, обеспечивающей
вертикальные связи в управлении страной,
регионами и отдельными территориями.
Региональное
и местное самоуправление строится
на принципах равноправных отношений
внутри региона между всеми
производителями и потребителями, совместно
использующими природно-сырьевую базу,
инфраструктуру, трудовые и материально-технические
ресурсы и совместно же решающими экономические,
социальные и экологические проблемы
региона (места) с учетом имеющихся у них
возможностей и средств.
Управление
регионами со стороны вышестоящей
власти необходимо для формирования
единой бюджетно-финансовой системы
страны, поддержки отстающих территорий,
реализации проектов и программ
межрегионального и внутрирегионального
(местного) значения, контроля и координации деятельности
властных структур, проведения активной
региональной политики, нацеленной, в
конечном счете, на более ускоренное и
эффективное развитие регионов и территорий,
рост благосостояния их населения, наконец
— для выполнения специфических для каждого
уровня управления функций.
Важность
федерального уровня управления
регионами, помимо политических
задач укрепления государства,
определяется особенностями нашей
страны и общими задачами государственного
значения. К последним, например, относятся: особые
функции федерального центра (международные
отношения, фундаментальная наука, управление
общефедеральной госсобственностью, финансовыми
потоками, оборонным комплексом); государственные
инвестиции в проекты и программы общефедерального
и межрегионального значения, поддержка
депрессивных и экономически отсталых
районов, регионов особого стратегического
значения.
Особой
задачей остается формирование
местного самоуправления, не обладающего
пока достаточной экономической и финансовой базой, а также практическим
опытом в условиях окончательно не сложившейся
системы управления страной, неравномерного
развития и размещения производства.
Сочетание
горизонтали и вертикали власти
дополняется сочетанием функций
текущего (оперативного) и перспективного (долгосрочного)
управления региональным развитием. В
первом случае решаются задачи, связанные
с координированием, согласованием, мониторингом,
контролированием, регулированием и оперативным
руководством текущей деятельностью предприятий
и организаций региона, независимо от
их отраслевой принадлежности и территориального
расположения, формы собственности и источников
доходов. С перспективным управлением
(планированием, прогнозированием, проектированием
и программированием, разработкой основных
направлений и концепций перспективного
развития) связано решение стратегических
задач: создание условий для поступательного
развития экономики и роста благосостояния
населения; решение правовых, политических,
демографических, экологических, социальных,
научно-технических, организационных
проблем комплексного развития региона,
требующих значительных затрат времени
и средств.