Развитие человеческого капитала в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Содержание

1.Введение 2.Понятие сущности человеческого капитала
3. Развитие человеческого капитала Республики Беларусь 4. Заключение 5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

регион как система РЕФЕРАТ.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

      Такие   качества,  как  относительная   обособленность, целостность,  комплексность,  структурированность,  подчиненность  единой  цели,  связям с внешней  средой и определяют  регион  как сложную социальную систему  .

    Регион – это территориальное образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда.

    Одним из  основных признаков регионального  определения выступает целостность.  Она означает вполне рациональное  использование природно-ресурсного  потенциала региона, пропорциональное  сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.

      Комплексность  хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное  развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между  элементами хозяйства,когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция-специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и осхраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.                                 Важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно-территориальным делением страны. Управляемости в определенной степени способствует целостность региона, так как административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразных связей – торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают пространственной и временной устойчивостью.

     Экономическая  самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических проблем, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

     Компонентами  региональной системы являются  природная среда как естественная  ресурсная база производства  и необходимое условие жизнедеятельности  населения, население как производительная  сила и потребитель материальных  и культурных благ, производство материальных и культурных благ как связующее звено во взаимодействии общества и природы, источник благосостояния людей. Поэлементный анализ региональной системы показывает, что каждая из названных составляющих лишь весьма условно может быть отделена одна от другой. Это объясняется как многофункциональностью даже простых и «первичных» элементов, относимых в зависимости от целей исследования к разным компонентам, так и взаимосвязанностью компонентов, которые во взаимодействии друг с другом образуют качество региональной социально-экономической (территориальной общественной) системы.

     Природопользование  как функциональная подсистема  региона может рассматриваться  в составе следующих групп  элементов: природные элементы  — условия развития экономики  и жизнедеятельности населения (климат, рельеф, гидрография и др.); природные элементы как первичные ресурсы экономики (полезные ископаемые, земельные, водные, биологические ресурсы, географическое пространство, территориальные сочетания разных видов ресурсов); природные элементы — ресурсы жизни населения (вода, воздух, тепло, свет, рекреационные ресурсы и др.); вторичные природные ресурсы — источники загрязнения среды и неиспользуемые ресурсы экономики); население — участник и организатор природопользования, потребитель естественных природных благ; технические средства, используемые для извлечения и переработки, воспроизводства природных ресурсов, совершенствования процессов природопользования, решения экологических проблем; прямые и опосредованные элементы-связи, объединяющие природопользование с другими функциональными подсистемами региональной системы.

Производство материальных и культурных благ включает: производственно-технологические  циклы, стадии производства; производственно-технические  и инфраструктурные элементы (народнохозяйственные основные фонды, транспортные и иные коммуникации, линии связей, энергетические, строительные и ремонтные базы, прочие элементы инфраструктуры; оборотные средства производства, производимые и потребляемые продукты и услуги; производственно-экономические элементы (межотраслевые и территориальные сочетания и комплексы, разного рода объединения предприятий, отдельные предприятия, их отраслевые и территориальные подразделения); производственно-природные элементы (используемые в производстве первичные природные ресурсы); производственно-экологические элементы (источники загрязнения среды, загрязнители, вторичные природные ресурсы); производственно-социальные элементы (трудовые ресурсы, виды и формы трудовой деятельности); элементы-связи в региональном воспроизводственном процессе.

     Расселение  и жизнедеятельность населения  так или иначе охватывают другие  стороны развития региона. В  широком понимании именно жизнедеятельность  населения, ее экономические,  социальные и экологические проявления связывают региональную систему в единое целое.

Соотношения и взаимосвязи  элементов этих функциональных подсистем  образуют функциональную (функционально-компонентную) структуру региона. Отметим, что  для определенных целей бывает необходимым  более дробное деление региональной системы на составляющие функциональные подсистемы. Так, для решения задач совершенствования регионального управления предметом рассмотрения становится организационно-управленская структура региона.

     Среди других  структур региональной системы следует назвать отраслевую и территориальную структуры, в основе которых — процессы отраслевого и территориального разделения труда, отраслевой (межотраслевой) и территориальной (региональной, локальной) интеграции производства и общества.

     При анализе  отраслевой структуры рассматриваются  соотношения и взаимосвязи отраслей  экономики (специализированных видов  деятельности), начиная от первичных  элементов (продукты и услуги, отдельные предприятия и их  отраслевые подразделения) и заканчивая крупными сферами, отраслями и межотраслевыми комплексами. В результате выделяются отраслевые (межотраслевые) подсистемы региона, имеющие свою специфику в развитии, влиянии на процессы районо-образования, в размещении по территории региона.

     При рассмотрении территориальной структуры внимание обращается на пространственную дифференциацию и взаимосвязанность (интеграцию) в развитии и размещении как отдельных первичных (топических) элементов производства, расселения и природопользования, так и их различных территориальных сочетаний и комплексов. Подобным образом выделяются территориальные подсистемы региона (функциональные; отраслевые и межотраслевые; внутрирегиональные, в том числе локальные).

Названные структуры  не просто сочетаются друг с другом, существуют параллельно, но имеют взаимопроникающие связи. Исходя из сложного строения региональной системы, первым и обязательным требованием к управлению является обеспечение комплексного, пропорционального и сбалансированного развития всех элементов, подсистем и структур региона.

     Регион  — открытая система с определенной  замкнутостью региональных связей  и отношений. Степень открытости  и замкнутости (закрытости) региональной  системы меняется с масштабами  производства и потребления в  регионе, развитостью регионального воспроизводственного процесса, межрегиональных и внутрирегиональных связей. Масштабы производства и потребления определяют емкость регионального рынка товаров и услуг, возможности диверсификации экономики и замыкания ее в рамках региона. Развитость регионального воспроизводственного процесса зависит от степени внутренней связности различных элементов и подсистем региона по всем стадиям и циклам природопользования, воспроизводства материальных и культурных благ. Интенсивность межрегиональных и внутрирегиональных связей и отношений, в свою очередь, определяется развитостью коммуникаций, характером сложившегося размещения производства и населения по территории страны, различиями в природных, экономических и социальных условиях развития регионов.

     Как открытая система регион выполняет функции обеспечения потребностей страны (других регионов) путем экспорта и собственных потребностей путем импорта, соответственно, «избыточных» и «дефицитных» для данного региона товаров и услуг. Как закрытая система регион полностью или частично обеспечивает собственные потребности за счет внутренних ресурсов.

     Таким образом,  в регионе выделяются две группы  производств — отрасли специализации,  работающие на внешний и отчасти  внутренний рынок, и обслуживающие  отрасли, ограниченные региональным потреблением товаров и услуг. Каждая из групп отраслей, в свою очередь, подразделяется на отрасли производственного назначения и отрасли социального назначения. Кроме того, в зависимости от целей и задач исследования регионального воспроизводственного процесса могут выделяться профилирующие, дополняющие, смежные, параллельные отрасли и др. Состав отраслей специализации и обслуживающих отраслей зависит от множества факторов, по разному сочетающихся в каждом регионе. Не менее важны отраслевые особенности в размещении производства различных видов товаров и услуг. Примерами повсеместного размещения по регионам РФ производства являются электроэнергетика, промышленность строительных материалов, ремонтная, пищевая и ряд отраслей легкой промышленности. Ограниченное размещение имеют нефтяная, газовая и металлургическая промышленность.

     Среди факторов, влияющих на динамику структурных  изменений в экономике регионов, следует назвать капиталовложения (размеры инвестиций в основной  капитал, в том числе по отраслям и территориям региона), региональную политику, определяющую тактику и стратегию развития регионов разного типа, активность действий органов государственной власти по преодолению кризисных ситуаций и решению острых региональных проблем. Следует также учитывать инновационную деятельность по внедрению достижений научно-технического прогресса, обмену опытом развитых стран и более развитых регионов.

     Регион  — инерционная система с взаимодополняющими  свойствами динамичности и статичности (изменчивости во времени и пространстве, устойчивости к внешним и внутренним воздействиям). Инерционные свойства региона меняются в зависимости от степени сформированности его экономики и хозяйственной освоенности территории, развитости отраслевой и территориальной структуры, общего состояния экономического развития (подъем, стагнация, спад), характера и цикла развития экономики страны и региона (эволюция, частичная реструктуризация, трансформирование экономики в условиях кризиса). Поскольку регионы в ходе исторического развития так или иначе меняют свой социально-экономический облик, для придания устойчивости региональному развитию и эффективного регулирования процессов районообразования требуется создание постоянно-действующей, специальной системы регионального (территориального) управления. При этом включаются механизмы самоуправления регионов и отдельных территорий, обеспечивающие надежные горизонтальные связи в рамках каждой региональной и локальной системы, и управления развитием регионов в соответствии с их иерархической организацией, обеспечивающей вертикальные связи в управлении страной, регионами и отдельными территориями.

      Региональное  и местное самоуправление строится  на принципах равноправных отношений  внутри региона между всеми  производителями и потребителями, совместно использующими природно-сырьевую базу, инфраструктуру, трудовые и материально-технические ресурсы и совместно же решающими экономические, социальные и экологические проблемы региона (места) с учетом имеющихся у них возможностей и средств.

     Управление  регионами со стороны вышестоящей  власти необходимо для формирования  единой бюджетно-финансовой системы  страны, поддержки отстающих территорий, реализации проектов и программ  межрегионального и внутрирегионального  (местного) значения, контроля и координации деятельности властных структур, проведения активной региональной политики, нацеленной, в конечном счете, на более ускоренное и эффективное развитие регионов и территорий, рост благосостояния их населения, наконец — для выполнения специфических для каждого уровня управления функций.

     Важность  федерального уровня управления  регионами, помимо политических  задач укрепления государства,  определяется особенностями нашей  страны и общими задачами государственного  значения. К последним, например, относятся: особые функции федерального центра (международные отношения, фундаментальная наука, управление общефедеральной госсобственностью, финансовыми потоками, оборонным комплексом); государственные инвестиции в проекты и программы общефедерального и межрегионального значения, поддержка депрессивных и экономически отсталых районов, регионов особого стратегического значения.

     Особой  задачей остается формирование  местного самоуправления, не обладающего  пока достаточной экономической и финансовой базой, а также практическим опытом в условиях окончательно не сложившейся системы управления страной, неравномерного развития и размещения производства.

     Сочетание  горизонтали и вертикали власти  дополняется сочетанием функций  текущего (оперативного) и перспективного (долгосрочного) управления региональным развитием. В первом случае решаются задачи, связанные с координированием, согласованием, мониторингом, контролированием, регулированием и оперативным руководством текущей деятельностью предприятий и организаций региона, независимо от их отраслевой принадлежности и территориального расположения, формы собственности и источников доходов. С перспективным управлением (планированием, прогнозированием, проектированием и программированием, разработкой основных направлений и концепций перспективного развития) связано решение стратегических задач: создание условий для поступательного развития экономики и роста благосостояния населения; решение правовых, политических, демографических, экологических, социальных, научно-технических, организационных проблем комплексного развития региона, требующих значительных затрат времени и средств.

Информация о работе Развитие человеческого капитала в республике Беларусь