Развитие человеческого капитала в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Содержание

1.Введение 2.Понятие сущности человеческого капитала
3. Развитие человеческого капитала Республики Беларусь 4. Заключение 5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

регион как система РЕФЕРАТ.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

 

Факультет переподготовки

 

Специальность :    Государственное и местное управление

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

На тему :РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

 

 

 

Слушатель                                                           Лугин А.А.               

2 курса 5 группы

Специальность: Государственное

и местное управление

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.Введение                                                                                                 2.Понятие сущности человеческого капитала

3. Развитие человеческого  капитала Республики Беларусь                             4. Заключение                                                                                                      5. Список литературы                                                                  

 

  

    Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

  Стратегия регионального развития государства не однородна по отношению к территориальным субъектам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями территорий по уровню обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, достигнутому уровню развития различных сфер экономики, условиями вхождения в рыночную экономику, темпами трансформации форм собственности и т.д. Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.

     Регион - это  англоязычный термин. Он позднее  проник в русский язык, но оказался  более гибким и практически  вытеснил термин "район". Далее  мы будем использовать термин "регион", а термин "район" - только там, где он укоренился для обозначения определенных типов регионов, например, административный район, внутригородской район, крупный экономический район.

     Что же  такое "регион"? В общем смысле, регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий  по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Конкретизация и содержательная интерпретация термина понятия осуществляется при выделении определенных типов регионов. Наиболее используемое определение: регион - это часть территории , обладающая общностью природных, социально-экономических,национально-культурных и других условий.                                                                                                                       

     В самом общем смысле термин «регион» обозначает некий объект, выделенный по тому или иному признаку из целого, базового по принятым критериям классификации. Используя такой подход, в качестве региона можно классифицировать:

• часть земной поверхности, отличающуюся рельефом местности (регион гор, регион равнин и т.п.), местоположением (Европейский регион, Северо-Американский, Азиатско-Тихоокеанский регион и т.п.), климатическими условиями (регион низких температур, регион влажного климата и т.п.), спецификой обитающих растений или животных (регион субтропиков, регион лиственных пород леса и т.п.) и др. условиями;

• площадь, место в пространстве;

• обособленную часть мира или Вселенной;

• область науки или искусства;

• административно-территориальную единицу (район, округ, область и т.п.);

• местность с особыми условиями проживания (регион радиоактивного загрязнения, регион с иными правилами хозяйствования) и др.

Синонимичным, близким  по значению к термину «регион» является понятие «район». Однако сегодня  слово «район» больше отождествляется с административно-территориальным делением страны, в то время как «регион» используется преимущественно для обозначения территорий, которые обладают теми или иными общими признаками.                                

    Регион  – это часть территории страны, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Причем регион не обязательно должен совпадать с границами субъектов государств – в отдельных случаях он может полностью входить в их состав или быть расположенным на территориях нескольких.

Выделяют несколько  видов регионов, к которым относят:

• группы стран (например, страны Карибского бассейна, Азиатско-Тихоокеанский регион, Североафриканский регион и др.) – мегарегионы;

• территории страны, включающие несколько более или менее крупных административно-территориальных единиц (Западная Беларусь, Восточная зона России, Западное побережье США) – макрорегионы;

• крупные административно-территориальные единицы (область, край и т.п.) – мезорегионы;

• части территории внутри областей или краев, иногда называемые микрорегионами.

     В современной   научной  литературе   регион  рассматривается  с  различных  позиций как единство  социального,  экономического,    культурного,   естественно-исторического    и политического  пространства. Само это понятие  включает  в  себя несколько составляющих:

     Первая  из них – физико-географическая  структура региона.  В экономической   географии понятие “регион” (от  лат.  regionis  – область)  означает  то же, что и район; территория  (акватория), часто очень значительная  по своим размерам,  не  обязательно являющаяся   таксономической единицей  в   какой-либо   системе территориального    членения”   Существует географическое единство региона: какой-либо центр,  вокруг  него каркас.   

         Вторая составляющая понятия  “регион” – экономическая. В  экономике под регионом понимается  “крупная территория  страны  с более  или  менее однородными  природными условиями и характерной  направленностью   развития  производительных   сил   на   основе сочетания   комплекса  природных  ресурсов с  соответствующей сложившейся и перспективной     материально-технической, производственной и   социальной  инфраструктурой.    Центр региона  –  его  хозяйственное ядро, вокруг центра сосредоточена основная промышленность, сельское хозяйство, плотность населения здесь выше.

           Региональная  экономика  рассматривает   регион   как “пространственно  ограниченную  часть  единого  народнохозяйственного комплекса”, т.е. как  структурный  элемент хозяйственного комплекса страны.

          Ряд  авторов подчеркивают  комплексный характер региона  как хозяйственной единой системы  со сложной структурой. В рамках  региона     осуществляется    весь    процесс    воспроизводства  совокупного общественного продукта».

           Основными   звеньями   экономического   районирования определяются  крупные   экономические  районы -макрорегионы.  Они представляют собой целостные   территориальные части   народного   хозяйства,  “территориально-производственные комплексы,  сложившиеся  на  базе  большой  территории,  которая отличается  от  других частей страны специализацией  в  народном хозяйстве,   своеобразным  экономико-географическим  положением, природными  и  трудовыми ресурсами”.    В  составе макрорегионов присутствуют районы среднего звена или мезорайоны, к  которым  относятся  области,  края. 

          Такое  районирование  очень   близко  соприкасается  со следующей,  третьей  составляющей  понятия   “регион”:  политико- административным  делением  территории  региона,  его  политико-административной структурой.

          Поскольку  властно-силовыми отношениями  пронизаны  все хозяйственные   отношения,  политико-административная   структура региона совпадает  с его экономической структурой. Именно  уровни административного   деления  обеспечивают  региону   необходимые условия социально-экономического функционирования.

     Четвертая   составляющая  -  этническая  структура   региона. Долгое  время эта  составляющая практически не  бралась  в  расчет при  организации  функционирования регионов, соблюдался  принцип политического, экономического и культурного определения.

    Следующая,  пятая  составляющая  понятия   “регион”  - социокультурная.

    Социокультурную  составляющую понятия “регион”  можно выделить в  качестве  детерминанты общественного  развития  в  силу  двух обстоятельств: (1) большинство действующих в социальной  системе факторов  представляют собой специфически  человеческие  способы деятельности,   т.е.  феномены  культуры;   (2)   все   факторы, действующие в обществе или воздействующие на него (в том числе природные), даже в тех исторических ситуациях, когда они выходят на первый план, опосредованы общественной психологией.

       Культуру  можно  понять  как ядро,  в  котором  отображается мотивация деятельности людей. Культура многослойна, иерархична, внутренне   противоречива.  Но  важнейшее,  а может   быть,   и центральное   место   в ней занимает  программа   деятельности субъекта.  В повседневной жизни люди действуют в соответствии  с исторически  сложившимся содержанием культуры. Любой  социальный субъект   -   от   общества  в  целом  до  личности   со   всеми промежуточными ступенями между ними в виде сообществ – формирует субкультуру,   или  культуру  некоторого   субъекта   как социокультурного  целого.  Она  и  содержит   программу деятельности соответствующего субъекта.

          Итак, регион - это люди, проживающие на его территории и   образующие  определенную  историко-культурную   общность   с присущим  только им складом характера, укладом жизни. Они  имеют свои собственные представления о том, как должны решаться те или иные  проблемы,  они  каждодневно решают  их,  с  той  или  иной степенью консерватизма.

          Шестая  составляющая “региона”  представляет правовую сферу.  Деятельность  в регионе обязательно  подлежит  правовому регулированию;  законотворчество в  региональной  области  имеет большое  значение  для нормального функционирования  региона,  а взаимодействие   центральной   и  региональной   законодательных властей  может быть источником как конфликтов, так и  нормальной жизнедеятельности региона.

     Общую   политику  функционирования  региона   определяет  его седьмая  составляющая:  политическая.   Она  представляет  собой целостную,  упорядоченную совокупность политических  институтов, ролей,  отношений, процессов, принципов политической организации общества  в регионах, подчиненных принятым в конкретном обществе политическим,    социальным,    юридическим,     идеологическим, культурным   нормам,   историческим   традициям   и   установкам политического  режима.  Именно политическая  система  в  регионе организует  отношения между обществом и государством, определяет протекание        политических       процессов,       включающих институционализацию власти, характеризует состояние политической деятельности,  уровень  политического  творчества  в   обществе, характер   политического   участия,   неинституционализированных политических отношений.

     Политическая  система представляет собой   одну   из   частей или   подсистем  совокупной  общественной  системы.  Центральное положение  политической  системы  в  этой  системе  определяется ведущей   организационной и регулятивно-контрольной  ролью  самой политики.

           Регион  как  единое  политическое  пространство  есть совокупность   учреждений   и  способов,   посредством   которых осуществляется воздействие населения на местную власть  в  плане ее  формирования (активное избирательное право),  обозначения  и корректировки   социальной  политики,  и  система  политической власти  над  населением.

    На   основании   вышеизложенного  регион  определяется   как целостная  социальная  система, обладающая всеми характеристиками  социума. Эта система имеет  единую структуру, включающую  в  себя физико-географическую, экономическую, политико-административную, этническую,      социокультурную,     правовую,     политическую подструктуры,    соответствующие    подструктурам     социальные институты,  при  определяющей  роли  институтов  управления   в организации жизни региона. И, наконец,  основным  субъектом и объектом  управления регионом является человек,  объединенный  в социальные  общности  и вступающий  в социальные  отношения с и другими людьми.

          Таким  образом,  регион представляет собой  целостную, пространственно-организованную форму  жизнедеятельности  социума как системы, как сложное и комплексное явление.

          Такая  форма имеет свое  содержание. Это взаимодействие  субъектов  в процессе воспроизводства  условий жизнедеятельности; материально-вещественные    факторы,     выступающие     основой воспроизводства;   количественные  и  качественные   показатели, характеризующие  результат  -  уровень  социально-экономического развития.  Кроме  этого,  в  регионе  существуют функциональные внутрисистемные связи,  вытекающие из отношений собственности, отношений по  распределению предметов ведения и полномочий. Регион  обладает самоуправляющимся механизмом, элементы которого взаимосвязаны,  взаимозависимы и дополнены механизмом  внешнего регулирования.

Информация о работе Развитие человеческого капитала в республике Беларусь