Развитие бытового обслуживания населения РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:20, реферат

Описание работы

Целью развития бытового обслуживания является обеспечение платежеспособного спроса населения широким спектром высококачественных бытовых услуг, доступности их для потребителя на основе создания высокоэффективного производства.

Работа содержит 1 файл

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Целью развития бытового обслуживания является обеспечение  платежеспособного спроса населения  широким спектром высококачественных бытовых услуг, доступности их для  потребителя на основе создания высокоэффективного производства.

Для достижения этой цели предусматривается решение  следующих задач: 

  • расширение сети объектов бытового обслуживания населения, особенно в сельской местности;
  • обеспечение ценовой и территориальной доступности бытовых услуг;
  • поддержание государственных социальных стандартов бытового обслуживания населения и достижение рациональных нормативов потребления бытовых услуг;
  • повышение качества бытовых услуг и культуры обслуживания населения;
  • совершенствование организационных структур и системы управления;
  • внедрение новых видов и форм оказания бытовых услуг населению;
  • повышение инвестиционной и инновационной активности, в том числе с привлечением иностранного капитала;
  • обеспечение процесса воспроизводства действующих основных фондов и их технического перевооружения;
  • организация разработки прогрессивных технологий новых видов услуг и оборудования для сферы бытового обслуживания населения;
  • обеспечение рентабельной работы организаций по всем отраслевым группам бытовых услуг, повышение коэффициента использования производственных мощностей;
  • формирование конкурентной среды, в том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства;
  • создание равных условий для организаций бытового обслуживания населения всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей;
  • совершенствование нормативной правовой базы по бытовому обслуживанию населения;
  • организация системы изучения спроса и рекламы бытовых услуг;
  • повышение квалификации кадров на основе создания системы их непрерывного профессионального обучения;
  • совершенствование системы защиты прав потребителей, в том числе путем развития сертификации, стандартизации и системы отраслевого контроля.

В целях эффективного решения возложенных задач разработаны  мероприятия по реализации Программы (приложение 1).

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Развитие  бытового обслуживания населения будет  осуществляться по следующим направлениям:   

1. Увеличение объемов реализации и совершенствование структуры бытовых услуг.

С учетом прогнозируемого  роста реальных доходов населения объем реализации бытовых услуг в 2010 году возрастет по отношению к уровню 2005 года в 1,8 - 1,9 раза, число объектов бытового обслуживания населения - на 919 единиц (приложение 2 и 3). Это позволит к концу прогнозируемого периода на 80 - 90 процентов достигнуть уровня рациональных нормативов потребления важнейших видов бытовых услуг. Будет значительно превышен норматив государственного социального стандарта по производственным мощностям (рабочим местам) на одну тысячу человек по важнейшим видам бытовых услуг и обеспеченности сельских жителей сетью комплексных приемных пунктов.

Структура бытовых  услуг претерпит существенные изменения. Прогнозируются наиболее высокие темпы  развития услуг по ремонту и пошиву обуви и одежды, изготовлению и ремонту мебели, услуг парикмахерских (приложение 4).

Будет расширена  сеть сервисного обслуживания технически сложных товаров за счет создания новых центров, абонементного и  выездного обслуживания с привлечением индивидуальных предпринимателей.

Получит развитие строительство частных домов, садовых домиков, различных хозяйственных помещений, выполнение работ для садоводческих кооперативов, услуг по ремонту и улучшенной отделке квартир, оборудованию их встроенной и кухонной мебелью, а также развитие новых видов услуг (профессиональная уборка помещений, уборка помещений в жилом секторе).

Предусматривается развитие сети предприятий бытовых  услуг "шаговой доступности" в  районах массовой застройки. В этих целях предполагается приоритетное выделение в районах массовой жилой застройки нежилых помещений для размещения в них на льготных условиях предприятий бытового обслуживания населения. Будет развиваться сеть предприятий бытового обслуживания населения в торговых центрах и на рынках. Получит дальнейшее развитие система оказания бытовых услуг малообеспеченным гражданам (инвалидам, одиноким пенсионерам и др.).

Предстоит обеспечить приоритетное развитие бытового обслуживания в районах, через которые проходят международные транспортные коридоры. Предполагается увеличить число пунктов приема заказов по месту проживания и в местах интенсивных пассажиропотоков, в магазинах и торговых центрах, организовать прием заказов по телефону и Интернету, расширить систему абонементного обслуживания.

В прогнозном периоде предусматривается обеспечение рентабельности по всем отраслевым группам, особенно в сельской местности, путем увеличения объемов реализации, повышения качества услуг, снижения издержек производства.   

2. Развитие  бытового обслуживания в сельской  местности.

Главными  целями в области развития бытового обслуживания на селе являются достижение утвержденных нормативов государственных социальных стандартов и приближение к рациональным нормативам потребления бытовых услуг. Для этого потребуется создание правовых, организационных, производственно-технических и экономических условий, обеспечивающих ускоренное развитие бытовых услуг в сельской местности.

Развитие  бытового обслуживания в сельской местности  будет осуществляться в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г.,  № 52, 1/6339).

Сохранению  высоких темпов развития отрасли  в прогнозном периоде будет способствовать дальнейшая административная и экономическая поддержка организаций, оказывающих бытовые услуги в сельской местности, совершенствование сельской службы быта. В этих целях предусматриваются дальнейшее восстановление, модернизация и открытие новых сельских комплексных приемных пунктов, расширение выездного обслуживания. Ставиться задача к 2010 году обеспечить сельское население сетью комплексных приемных пунктов по приему заказов на бытовые услуги из расчета один пункт на 1500 сельских жителей. На селе предусматривается функционирование и совершенствование работы не менее 1600 комплексных приемных пунктов, в том числе 1481 - в создаваемых агрогородках (из них 474 - во вновь открытых). Намечен дополнительный ввод мини-прачечных в агрогородках с численностью более 1000 жителей с установкой бытовых стиральных автоматов и гладильных машин, а в агрогородках с численностью более 2000 жителей - с установкой современного промышленного прачечного оборудования.

Для развития сферы бытового обслуживания сельского населения предполагается направить на:

  • ремонт и реконструкцию 890 сельских комплексных приемных пунктов, а также объектов бытового обслуживания населения, обеспечивающих выполнение социально значимых услуг, - не менее 5 млрд. рублей;
  • обновление прокатного фонда для организаций бытового обслуживания населения в сельской местности - не менее 4 млрд. рублей;
  • телефонизацию и компьютеризацию организаций, оказывающих услуги в сельской местности, - не менее 1 млрд. рублей;
  • техническое перевооружение организаций, в том числе прачечных и химчисток, - не менее 18,3 млрд. рублей;
  • приобретение оборудования для внедрения новых видов услуг в сельской местности  - не менее 5,9 млрд. рублей;
  • обеспечение финансовой поддержки организаций бытового обслуживания населения путем покрытия убытков и пополнения собственных оборотных средств - не менее 21 млрд. рублей и т.д.

Предусматривается возмещение убытков от оказания комплексными приемными пунктами бытовых услуг  населению в сельской местности  за счет финансирования из местных бюджетов части затрат по доставке заказов, выполнению социально значимых услуг (например, ремонт обуви, ремонт швейных изделий, прием белья в стирку, химическую чистку одежды, особенно в населенных пунктах, не имеющих централизованного водо- и теплоснабжения).

Экономические меры стимулирования развития бытовых  услуг в сельской местности включают также снижение ставок или отмену местных налогов, сборов и арендной платы.

Получит дальнейшее развитие внутрисистемная кооперация между специализированными организациями и районными комбинатами бытового обслуживания для оказания услуг по ремонту теле- и радиоаппаратуры и сложнобытовой техники, организация выездного обслуживания населения отдаленных деревень, заключение договоров о сотрудничестве организаций бытового обслуживания населения с республиканским унитарным предприятием "Белпочта" по приему заказов у сельских жителей и доставке их по месту жительства.

Предусмотрено ускоренное развитие таких услуг  сельскохозяйственного характера, как обработка земельных участков и внесение удобрений, борьба с вредителями и болезнями растений, прокат средств малой механизации и садово-огородного инвентаря. Продолжится работа по привлечению индивидуальных предпринимателей и организаций частной формы собственности к обслуживанию населения в сельской местности и предоставлению им приемлемых условий для оказания бытовых услуг.

Намечено  обеспечить освоение работниками сети бытового обслуживания в сельской местности  смежных профессий в сфере  бытовых услуг, повышение их квалификации.

Проведение  намеченных мероприятий позволит ускорить развитие бытовых услуг в сельской местности, увеличить к 2010 году объем  их предоставления по сравнению с 2005 годом не менее чем в 1,5 раза (приложение 5).  

3. Повышение технического уровня производства и качества бытовых услуг.

В соответствии с планом работ по осуществлению  технического перевооружения организаций  отрасли (приложение 6) особое внимание до 2010 года будет уделено техническому перевооружению:

  • прачечных и химчисток;
  • организаций, выполняющих услуги по ремонту;
  • организаций, выполняющих услуги парикмахерских и фотографий, а также комплексных приемных пунктов;
  • внедрению новых видов услуг в сельской местности;
  • развитию новых технологий.

Предполагается  обновление и модернизация материально-технической базы, в том числе по услугам прачечных и химчисток, замена устаревшего малопроизводительного оборудования на современное с электронным управлением и автоматическим отжимом и сушкой.

В целях дальнейшего  улучшения качества услуг намечено осуществить ежегодное внедрение не менее 10 новых видов услуг; обновление действующих стандартов и технических условий на бытовые услуги (ежегодно будет разрабатываться 15 - 20 государственных стандартов и технических условий на бытовые услуги). В ближайшие годы предусмотрено введение обязательной сертификации услуг прачечных, химической чистки и крашения, ремонта электробытовых машин и приборов, изготовления мебели по индивидуальным заказам населения, ремонта бытовой теле- и радиоэлектронной аппаратуры.

Будут приняты меры по восстановлению видов деятельности проектно-конструкторского производственно-технологического респуб-ликанского унитарного предприятия "Белбыттехпроект". На производ-ственном республиканском унитарном предприятии "Опытно-механический завод Белбыта" в кооперации с другими производителями намечено расширить выпуск нестандартизированного, конкуренто-способного оборудования, инструментов и инвентаря для организаций бытового обслуживания населения.  

4. Совершенствование системы управления и организационных структур.

Наращиванию объема бытовых услуг будут способствовать как рост числа организаций частной  формы собственности и индивидуальных предпринимателей, так и повышение  эффективности использования имущества, находящегося в государственной  собственности. В 2006 -  
2010 годах основное внимание будет уделяться не количественным показателям реформирования, а повышению эффективности работы приватизированных организаций и индивидуальных предпринимателей. Удельный вес ателье (цехов, мастерских) частной формы собственности увеличится с 63,8 процента в 2005 году до 85 процентов в 2010 году. Невысокие темпы увеличения доли негосударственного сектора связаны с тем, что в ближайшие годы предусматривается сохранить сеть государственных организаций бытового обслуживания для выполнения услуг, которые в основном убыточны и низкорентабельны, но имеют большое социальное значение, в первую очередь для обслуживания жителей сельской местности. На конкурсной основе будут приватизироваться убыточные, неперспективные предприятия бытового обслуживания населения; на аукционах подлежат продаже недостроенные, бездействующие, закрытые, обанкротившиеся предприятия.

Информация о работе Развитие бытового обслуживания населения РБ