Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:07, курсовая работа
Мировой опыт со всей очевидностью показывает, что земельная реформа, чтобы быть успешной, должна проводиться на основе научно обоснованной государственной программы. Отсутствие такой программы неизбежно рождает целый ворох проблем, делает земельную реформу недостаточно системной, где то фрагментальной, не вполне понятной и доступной для населения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Земля – главное средство производства в сельском хозяйстве……..6
1.1.Классификация и структура земельных угодий……………………….....…7
Раздел 2. Государственный земельный кадастр и мониторинг земли…...…..11
2.1.Государственный земельный кадастр……………………………….…..…11
2.2.Мониторинг земель……………………………………………………….....13
Раздел 3. Показатели эффективности использования
сельскохозяйственных угодий………………………………………………....17
3.1. Факторы, влияющие на эффективность использования земли………….18
Заключение……………………………………………………………………....21
Список используемой литературы…………………………………………..…23
ФГОУ ВПО Уральская государственная сельскохозяйственная академия
Экономический факультет
Кафедра
экономики АПК и менеджмента
им. проф. М.П. Дормидонтова
по
«Экономике отрасли»
на
тему: «Развитие агропромышленного
комплекса России»
Исполнитель: студент 3 курса экономического факультета
Руководитель:
Оценка
___________
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Земля – главное средство производства в сельском хозяйстве……..6
1.1.Классификация
и структура земельных угодий……
Раздел 2. Государственный земельный кадастр и мониторинг земли…...…..11
2.1.Государственный земельный кадастр……………………………….…..…11
2.2.Мониторинг земель………………………………………………………...
Раздел 3. Показатели эффективности использования
сельскохозяйственных угодий………………………………………………....17
3.1. Факторы, влияющие
на эффективность
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………..…
Введение.
Среди прочих богатств, которыми дано владеть человеку, самое ценное, несомненно, земля. От того, как бережем ее, насколько умело, рачительно хозяйствуем на ней, в огромной степени зависит наше благосостояние. В решении вопросов, связанных с рациональным использованием земель, важную роль играет земельное законодательство.
Земельная проблема имеет не только правовую и экономическую стороны, с ней связано немало политических бурь и социальных потрясений. И это понятно, ибо земля, с ее почвенным покровом занимает определенное место среди материальных условий, необходимых для жизнедеятельности человека. По выражению великого английского экономиста Уильяма Питти, труд - отец богатства, земля - его мать.
В России земельный вопрос (он же крестьянский) всегда отличался особой остротой. И 400 лет назад, когда крестьянства лишили Юрьева дня, и в период столыпинских реформ (1906-1907гг), и тем более во времена Октябрьской революции. Острота его отличалась и в советское время.
Вспомним недобрым словом принудительную коллективизацию и раскулачивание крестьян в годы "великого перелома" (1929 г), насильственное ограничение подсобного хозяйства в период "кукурузной оттепели" (1959 г.), недавний горбачевский период, когда рыцари нового мышления, борцы за социальную справедливость (1986 г.) с бульдозером по всей стране великой, сметая парники, теплицы, садовые домики, поскольку по мнению команды Горбачева, их владельцы за счет обработки земли получали нетрудовые доходы.
Этот краткий анамнез российской болезни земельных переделов не отражает всего драматизма событий, развертывавшихся вокруг земли. Достаточно упомянуть о многочисленных починах и реорганизациях (их было около 30) в сельскохозяйственном производстве и управлении сельским хозяйством. В результате страна, имеющая самый большой в мире клин пахотной земли и лучшие черноземные земли, вышла на первое место в мире по импорту зерна и другой сельскохозяйственной продукции (впервые мы закупили небольшое количество зерна в 1961г., а затем "процесс пошел").
На таком удручающем фоне в России началась земельная реформа, призванная решить, наконец, кардинально земельный вопрос с учетом мирового опыта, сбросив идеологические шоры. Правда, и сегодня четкость и ясность в решении земельных проблем пока не достигнуты, хотя первые шаги земельной реформы уже сделаны. Прежде всего законодательство твердо встало на путь отказа от государственной собственности на землю, как единственной и исключительной. Закон допускает собственность на землю граждан и юридических лиц. Осуществляется приватизация земель. Установлена плата на землю.
Существенным элементом земельной реформы является развитие разнообразных форм хозяйствования на землю и в первую очередь поощрения фермерства. Однако вызывает озабоченность, что при осуществлении процесса преобразования форм организации сельскохозяйственного производства, кое-где просматривается стремление ускорить дело, всех причесать под одну гребенку. Указ Президента РФ от 27.12.92 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФРС" и постановление Правительства РФ от 29.12.91 г. "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" зачастую истолковываются на местах как призыв к принудительной реорганизации колхозов, сплошной деколлективизации. В условиях, когда в значительной мере разрушен уклад крестьянской жизни, подорваны ее нравственные устои, когда деревня состарилась, обезлюдела, такие резкие повороты вряд ли окажутся плодотворными. С другой стороны, надо ясно понимать, что становление фермерских хозяйств невозможно без мощно поддержки государства. В настоящее время правовые, экономические предпосылки для широкого развития фермерских хозяйств только закладываются. Дать крестьянину землю, даже в собственность - это менее чем полдела. Прежде всего необходимо подготовить квалифицированных фермеров, ибо случайные люди с сегодня на завтра таковыми не станут. Фермерам необходим первоначальный капитал, малогабаритная техника, семена, удобрения, горючее, налаженный сбыт сельскохозяйственной продукции, устроенный быт. Надо учитывать, что крестьянину не устоять в одиночку на волне НТП, ему нужна постоянная научная, технологическая, методическая помощь. Селу крайне необходима социально ориентированная политика, чтобы фермер не чувствовал себя на обочине общественного прогресса. Поэтому совершенствование законодательства о фермерском хозяйстве осуществляется с учетом указанных и многих других обстоятельств.
Мировой
опыт со всей очевидностью показывает,
что земельная реформа, чтобы
быть успешной, должна проводиться на
основе научно обоснованной государственной
программы. Отсутствие такой программы
неизбежно рождает целый ворох проблем,
делает земельную реформу недостаточно
системной, где то фрагментальной, не вполне
понятной и доступной для населения.
Раздел
1. Земля – главное средство
производства в сельском
хозяйстве.
Земля является первоосновой любой деятельности. Она выступает материальным условием ее возникновения, пространственным базисом ее осуществления, предметом, на который человек воздействует при решении производственных задач.
Земля используется в качестве орудия или средства труда при производстве продуктов земледелия, путем воздействия на культурное растение – предмет труда. Наиболее полно полезность земли для общества раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно связан с ее плодородием и продуктивностью.
Плодородие земель – главный отличительный признак земли. От него зависит производственная пригодность угодий к использованию в виде пашни, многолетних насаждений, сенокосов.
Земля, используемая в сельском хозяйстве и других отраслях связанных с получением биологической продукции занимает особое место в составе средств производства. Ее отличительные особенности:
1. Земля не является результатом человеческого труда, как другие средства производства, она продукт природы.
2.
Земля как средство
3. Земля – незаменимое средство производство.
4.
Земля характеризуется
5.
Земля в отличии от других
средств производства в
6. Земля – основа сохранения всего живого на планете.
К средствам производства неразрывно связанных с землей относятся: производственные постройки, водохозяйственные и мелиоративные сооружения, противоэрозионные сооружения, транспортные устройства, многолетние насаждения. Другие хозяйственные устройства – ограждения, сети электропередачи и т.д.
В процессе производственной и общественной деятельности земля выступает как важнейший объект социально-экономических связей. От уровня ее продуктивности зависит продовольственное обеспечение страны. Качество природной среды в целом определяет степень благоприятности территории для проживания населения.
Качество земли – совокупность плодородия, рельефа, конфигурации и климатических условий.
Естественное плодородие – определяется присущим от природы химическим составом верхнего слоя.
Искусственное плодородие – полученное с помощью агротехнических мероприятий.
Экономическое
плодородие – проявляется в совершении
технологических работ на земле.
1.1.Классификация
и структура земельных угодий.
Сельскохозяйственными угодьями являются участки земли, которые систематически используются для определенных сельскохозяйственных целей. В группу несельскохозяйственных угодий включаются земельные участки, которые в данный момент не могут быть использованы для производства сельскохозяйственной продукции. В свою очередь сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья группируются следующим образом:
а. Сельскохозяйственные угодья - пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища.
б. Несельскохозяйственные угодья - леса, кустарники болота, земли под водой, под дорогами, под постройками, улицами, площадями; оленьи пастбища, прочие не пригодные к использованию земли (горы, овраги, пески, ледники и т.п.).
Важнейшей
и сложной проблемой при учёте
земель является определение и фиксация
качества земли как природного ресурса
и как средства производства, что
обуславливает необходимость
- земли преимущественно пахотного значения;
- земли преимущественно сенокосного значения;
- пастбищные земли, которые после мелиорации могут использоваться под сенокосы и пашню;
- земли мелиоративного фонда, которые могут использоваться под сельскохозяйственные угодья лишь после коренных мелиораций;
- земли, мало пригодные под сельскохозяйственные угодья;
- земли, не пригодные под сельскохозяйственные угодья;
- нарушенные земли.
Категории земель делятся на классы, а последние подразделяются на подклассы. Класс земель выступает в качестве основной классификационной единицы и представляет земли с близкими природными и хозяйственными качествами, с характерными общностью использования, направлениями окультуривания и повышения продуктивности и их охраны. Всего во всех категориях выделено 20 классов. Кроме того, по экономическим условиям пахотные угодья делятся на 4 класса:
- земли пригодные для возделывания всех сельскохозяйственных культур районированных сортов;
- земли с умеренными ограничениями возделывания пропашных культур;
- земли с ограничениями, исключающими возделывание интенсивных культур;
- земли, используемые при строгих ограниченных, главным образом под посев многолетних и однолетних трав.
По
признакам, объединяющим главные технологические
условия рационального
Информация о работе Развитие агропромышленного комплекса России