Разработка тактического плана деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Во всех экономических системах главной производительной силой является человек, персонал организаций. Своим трудом он создает материальные и духовные ценности. Чем выше человеческий капитал и потенциал его развития, тем лучше он работает на благо своего предприятия. Работники предприятия, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отношения. В деловых рыночных отношениях с

Работа содержит 1 файл

теория.docx

— 30.80 Кб (Скачать)

     2. Социальные факторы развития  производства и повышения его  экономической эффективности. Здесь  планируются мероприятия, связанные  с техническим перевооружением  производства, с внедрением новой  техники и технологии. Среди таких  мероприятий можно назвать проектирование  прогрессивных форм организации  и оплаты труда, снижение его  монотонности. Насыщение производства  высокопроизводительной техникой  обостряет проблему высвобождения  работников и обеспечения занятости  персонала предприятия. Целесообразно  использовать различные формы  занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени,  надомный труд для женщин и  пенсионеров и др.

     3. Улучшение условий труда и  быта работников. В плане нужно  особо выделить участки и подразделения  с неблагоприятными условиями  труда, для которых необходимо  предусмотреть меры по оздоровлению  производственной среды, по замене  оборудования, являющегося источником  повышения вредности и опасности,  или по надежной изоляции такого  оборудования. Предусматриваются также  мероприятия по соблюдению санитарно-технических  норм, стандартов безопасности труда,  по организации на предприятии  хорошо оборудованных бытовок,  пунктов приема пищи, стирки спецодежды, ремонта обуви, по доставке  рабочим через столы заказов  продуктов и промышленных товаров  и др. Особо выделяются вопросы  обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.

     4. Воспитание дисциплины труда,  развитие трудовой активности  и творческой инициативы. Мероприятия  этого раздела плана разрабатываются  на основе анализа ценностных  ориентаций работников и должны  быть направлены на стимулирование  высокой трудовой и производственной  дисциплины, на развитие различных  форм вовлечения трудящихся в  дело совершенствования производства. 

     Основными методами разработки плана социального  развития предприятия являются:

     -  экспертный (основан на привлечении высококлассных специалистов-экспертов для систематизации и формирования общественного мнения);

     - аналитический (включает системный, комплексный анализ отдельных составляющих элементов);

     -  нормативный (построен на разработке социальных нормативов);

     - имитационного моделирования (исходит из имитационного моделирования возможных результатов);

     - логического моделирования (включает систематизацию различных аналогий, разработку сценариев, построение дерева целей и дерева ресурсов);

     - программно-целевой (реализуется посредством разработки определенной программы по избранной цели).

     Основными разделами плана социального  развития предприятия могут быть:

     1) образование и квалификация;

     2) социально-культурные мероприятия;

     3) научная организация труда;

     4) охрана труда и безопасность  производства;

     5) условия лечения и отдыха;

     6) санитарно-бытовые условия производства;

     7) финансовые ресурсы.

     Планирование  социального развития предприятия  должно учитывать такой важный фактор, как морально-психологический климат в коллективе. Это может быть достигнуто в результате проведения определенной работы. Содержание этой работы состоит  в подборе совместимых членов коллектива с учетом рекомендаций психолога, регулировании конфликтных ситуаций, правильной организации управления [3].

     При разработке плана необходимо соблюдать следующие правила, которые в планировании называют «принципами». Это такие необходимые и достаточно объективные условия, соблюдение которых обеспечивает разработке реальных планов. Сегодня выделяют три принципа планирования – участия, непрерывности и холизма.

     Согласно  «принципу участия» любое подразделение  предприятия составляет свой план, Оно свободно в выборе любых плановых решений, однако имеются ограничения: они не должны отрицательно влиять на другие подразделения данного  предприятия и не должны требовать  дополнительных ресурсов (сверх тех, которыми располагает данное подразделение).

При этом различают две схемы составления  планов: по методу «сверху вниз»  и по методу «снизу вверх». В соответствии с первым методом руководство  предприятия определяет цели и задачи. Затем эти показатели во все более  детализированной форме в планы  подразделений. По методу «снизу» поступают  наоборот: например, расчет показателей  реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и уже затем руководитель отдела сводит эти показатели в единое целое. Поскольку эти методы представляют два противоположных подхода, то на практике целесообразно находить их оптимальное сочетание.

     «Принцип  непрерывности» предусматривает внесение уточнений в составленный план и  его продление. Так, в процессе реализации пятилетнего плана ежегодно повторяется  цикл «снова начать – снова закончить». Тем самым появляется возможность  периодически контролировать и анализировать  выполнение пятилетнего плана и  вносить изменения, диктуемые жизнью. Поскольку в процессе планирования необходимо учитывать прошлое, настоящее  и будущее (как различные, но неразделимые аспекты планируемого), то в зависимости  от целей и важности решаемых задач  непрерывность в планировании можно  представить как сочетание планов различной продолжительности: «операциональное» (или «текущее») планирование, «тактическое» (или «среднесрочное»); «стратегическое» (или «долгосрочное»). Текущее или  тактическое планирование является органической частью перспективных планов, следовательно, решение их задач должно в конечном счете привести к реализации перспективных целей.

     «Принцип  холизма» состоит из двух частей : координации  и интеграции. Координация учитывает  необходимость взаимной увязки планов отдельных частей или подразделений  предприятия. Деятельность единиц одного уровня следует планировать одновременно и во взаимосвязанности. Интеграция предусматривает порядок, при котором  планирование, осуществляемое на каждом уровне, не может быть столь же эффективно, как планирование во взаимозависимости  на всех уровнях. Сочетание координации  и интеграции позволяет осуществлять такое планирование, согласно которому чем больше элементов и уровней  в системе, тем выгодней их планировать  одновременно и во взаимозависимости [6]. 

     1.3 Служба социального планирования: её состав и функции 

     Служба  социального развития призвана проводить  социологические исследования на предприятии  и на основе всестороннего изучения социально-психологических проблем  организации труда, быта и отдыха трудящихся разрабатывать и реализовывать  мероприятия, обеспечивающие всемерное  выявление и использование резервов роста производительности труда  и повышения эффективности производства, совершенствование управления социальными  процессами, улучшение воспитательной работы и развитие творческой активности трудящихся. Она организует работу по управлению социальным развитием  трудовых коллективов, методическое обеспечение, координацию разработки и реализации планов, целевых комплексных программ социального развития [9].

     Исходя  из социальных проблем и задач, стоящих  перед социологами предприятия  по решению этих проблем разрабатывается  положение о службе социального  развития предприятия, предусматривающее  выполнение следующих функций:

     - информационно-исследовательской (познавательной) функции, которая обеспечивает  руководство предприятия достоверной  и полной информацией о состоянии  и тенденциях изменения социальных  явлений и процессов на производстве. Для этого служба социального  развития должна систематически  исследовать и анализировать  узкие места, разрабатывать социальные  карты работников и социальные  паспорта коллективов, которые  представляют собой систему характеризующих  их социально-экономических показателей.  Эта функция носит творческий  характер, она основывается на  сборе, обработке и анализе  социальной информации, изучении  результатов других социологический  исследований и определении тенденций  развития социальных явлений  и процессов;

     - управленческо-прогнозной функции,  выражающейся в обязанностях  работников службы прогнозировать  развитие социальных явлений,  процессов и управлять ими  в производственных коллективах;

     - организационно-контрольной функции,  которая сводится к организации  и внедрению в практику научных  рекомендаций по управлению социальными  процессами, контролю реализации  этих рекомендаций;

     - консультационной функции, состоящей  в оказании социологами предприятия  практических советов членам  коллектива по различным социальным  вопросам, проведении консультаций  по социальной тематике;

     - функции социальной оценки, заключающейся  в определении социальной эффективности  внедряемых мероприятий;

     - педагогико-воспитательной функции,  возлагающей на социологов обязанности  распространения передового опыта,  организации социологической учебы  кадров, изучения и доведения  до коллектива, в том числе  и администрации.

     Служба  социального развития является самостоятельным  подразделением, подчиняющимся руководителю предприятия или его заместителю  по социальным вопросам. В состав подразделений  служб социального развития включаются социологи, психологи, специалисты по профориентации, организации и управлению производством.

     Профессиональным  содержанием деятельности работников службы является проведение прикладных социологических исследований производственных коллективов, планирование и прогнозирование  показателей их развития, а также  разработка и внедрение мероприятий, направленных на решение социальных проблем [5].

     Взаимодействуя  со всеми производственными подразделениями, служба социального развития предприятия  организует и координирует социологическую  работу, запрашивает и анализирует  социальную информацию, необходимую  для проведения плановых работ, проводит конкретные социологические исследования, ознакамливает и передает подразделениям рекомендации и результаты проводимых исследовательских работ, контролирует их внедрение, проводит научно-поисковые  работы по дальнейшему решению социальных проблем, разрабатывает научно-методические и учебно-методические материалы  по исследуемым проблемам, пропагандирует социологические и психологические  знания среди работников предприятия [7]. Служба социального развития устанавливает деловые взаимосвязи, необходимые для выполнения работ по тематическому плану с другими родственными службами предприятий, научными учреждениями, вузами, организует и проводит семинары, совещания, стажировку специалистов родственных служб и предприятий.  

Информация о работе Разработка тактического плана деятельности предприятия