Различные взгляды на роль государства в экономике

Автор: Юлиана ...., 17 Октября 2010 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются различные школы и их взгляды на роль государства в экономике

Содержание

Введение
Глава 1. Функции государства в экономике
Глава 2. История эволюций представлений о роли государства в экономике
2.1 Меркантилизм о роли государства в экономике
2.2 Физиократы о роли государства в экономике
2.3 Классическая школа о роли государства в экономике
2.4 Маржинализм о роли государства в экономике
2.5 Неоклассицизм о роли государства в экономике
6. Кейнсианство и роль государства в экономике
Глава 3. Роль государства в экономике России
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовой.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

        
 
 
 
 
 
 

      Рисунок 1 - Динамика производства ВВП России

      На  протяжении последних лет в экономике  России усиливается прямое участие  государства как собственника, продолжается создание государственной мегакомпании «Газпром» и укрупнение «Роснефти». После того как 28 сентября 2005 г. «Газпром» приобрел 72,663% акций «Сибнефти», с учетом ранее приобретенных у Газпромбанка 3,016% акций этой нефтяной компании, под контролем возводимой государственной нефтегазовой мегакомпании оказывается добыча более 86% российского газа и около 10% нефти.

      Наращивание присутствия государства в экономике  не просто происходит в условиях низкого  качества государственных институтов России – оно сопровождается ухудшением судебного и юридического климата. Реальным становится истощение предпринимательского ресурса, значимость которого с точки зрения потенциала «рывка» российской экономики в 1999-2004 гг. трудно переоценить. Интенсивно  внедряясь в реальный сектор национальной экономики, государство становится в нем все более значимым игроком, действия которого определяют и структуру, и темпы его роста. Происходит заметное изменение всего российского бизнес – климата, когда уже не стоит вопрос о его восстановлении до некоторого условно благоприятного уровня или формы в той модели, которая обусловила интенсивный рост реального сектора после системного финансового кризиса в августе 1998 г.

      Усиление  присутствия государства в экономике, следствием которого выступает истощение  предпринимательского ресурса (как крупного, так и среднего и малого бизнеса), происходит на фоне очевидного снижения конкурентоспособности ряда отраслей промышленного производства и замедления роста российской промышленности и экономики в целом. Поэтому в настоящее время насущной необходимостью является формирование фактически качественно новых взаимоотношений бизнеса и властей, построенных в первую очередь на осознании государством степени своего воздействия на экономические процессы, частичном замещении им истощающегося предпринимательского ресурса, принятии на себя не только прав, но и обязанностей, связанных с новым положением в экономике России. Возможности государства влиять на экономические  процессы, активизировать предпринимательский ресурс, стимулировать рост в тех или иных отраслях экономики повышаются также по мере формирования Стабилизационного фонда, составившего на начало 2010г. 3 трлн. 790,32 млрд руб., поскольку порядок размещения его средств и их использования является прерогативой государства.

      Возможным вариантом развития сотрудничества российского бизнеса и государства, имеющим целью повышение конкурентоспособности национальной промышленности, улучшение структуры ее выпуска и экспорта промышленных товаров, проникновение российских товаров на новые рынки, может быть государственное инвестирование в предприятия отраслей обработки посредством специализированных кредитных учреждений.

       С учетом динамики структуры российских экспорта и промышленного производства для России все более актуальным становится использование государственного инвестиционного потенциала для развития обрабатывающих производств национальной промышленности, которое даже в случае активизации роста сырьевых отраслей снизит зависимость экономики от динамики мировой конъюнктуры цен. Таким образом, можно говорить о доминировании в деятельности гипотетического российского Банка развития – государственного инвестиционного банка – диверсификационной ориентации. Двумя основными и взаимосвязанными направлениями  государственного инвестирования могут стать модернизация производства обрабатывающих отраслей (кредитование инвестиций в основной капитал) и содействие продвижению российских товаров на новые рынки (кредитование экспортных контрактов). 
 

Заключение 

       Начатый в нашей стране переход  к рынку  предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими  им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения.

      Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

      Государство всегда выступало  особым экономическим  субъектом,  так или иначе, участвуя в  экономической жизни общества. Оценка  меры и последствий такого  участия была и остаётся остро дискуссионным вопросом экономической науки.

       Со  всей уверенностью можно  лишь сделать  вывод от том,  что государственное регулирование  экономики необходимо и обсуждать  стоит лишь степень государственного  вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий – конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.

             Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное  регулирование. Для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.  Исследуя опыт зарубежных стран, Россия может много полезного почерпнуть из практики проведения приватизации в развивающихся европейских странах, а правила и методы руководства государственным сектором экономики – из опыта США, Японии, Франции, Германии и других высокоразвитых экономически стран. Так, например, очень быстрое по сравнению с Россией хозяйственное оживление в восточноевропейских странах связано, по мнению многих российских авторов, с продвинутостью реформ. В частности, в более развитых странах Восточной Европы прошла не формальная, а подлинная приватизация, которая привела к возникновению слоя «эффективных собственников», сложился «новый» частный сектор. Государство занимается не столько текущим регулированием экономики, сколько регулированием институциональной системы, в том числе развитием рыночного законодательства и контролем за его соблюдением.

     Прямое участие государства в производстве необходимо и неизбежно, особенно в тех сферах экономики, которые не могут быть подняты силами российского частного капитала. Речь идет об обновлении производственной инфраструктуры отдельных предприятий легкой и пищевой промышленности, способных выпускать недорогую массовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом, остро необходима государственная поддержка экспорта продукции обрабатывающей промышленности, но на практике, сталкиваясь с нехваткой средств, государство продолжает довольно бессистемно распылять ресурсы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

  1. Общая теория государства. (Под. ред. Пиголкина А.С.). –М. –1998 г. – 297с.
  2. Коваленко А.И. “Теория государства и права”. –М. –1996 г – 365 с.
  3. Государственное регулирование экономики: теория и практика / Т.В. Грицюк. - М.: Изд-во РДЛ, 2004. – 288 С.
  4. Государственное регулирование национальной экономики / Л.Г. Ходов; Всерос. акад. внешней торговли М-ва экон. развития и торговли РФ. – М.: Экономист, 2005. – 620 С.
  5. Блауг М. Меркантилизм. М., 1996. С.76-77
  6. Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве // Мировая экономика и международные отношения(МЭиМО). 1992. №11 с.130
  7. Алентьев Е.О. История экономических учений. Волгоград, 1989, с.238
  8. Государственное регулирование экономики: правовые формы реализации / В.Г. Голубцов // Законодательство и экономика. – 2005. - №3. – С. 11-17.
  9. Материалы с сайта http://www.shpori4all. narod.ru/
  10. Войтов А.Г.. История экономических учений. – Москва, 2002 (163 с.) 
  11. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 1998. – 379 с.
  12. Марцинкевич В. Экономический мэйнстрим и современное воспроизводство. – Мировая экономика и международные отношения. 2003, № 2.- 476с.
  13. Костюк В.Н. История экономических учений. - М. 1997. с.187
  14. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. - М., 1997, с.253
  15. Роль государства в современной экономике / Волконский В.А., Корягина Т.Н. // Банковское дело. – 2005. - №9. – С. 8-16.
  16. Эволюция взглядов на роль государства в экономике / Н. Закирова // Экономика и управление. – 2006. - №1. – С. 98-103.
  17. 8 Роль государства в рыночном развитии России // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. – 2005. - №5. – С. 140-144.
  18. Роль государства в современной экономической системе / В. Попова  // Вопросы экономики. - 2005.  - N 11. – С. 5-27.
  19. Экономика России на перепутье / А.Г. Аганбегян // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. – 2007. - №9. – С. 3-28.
  20. О стратегии экономического развития России / С. Глазьев // Вопросы экономики. - 2007. - N 5. - С. 30-51.
  21. Роль государства в современной экономике / Волконский В.А., Банковское дело. – 2005. - № 9
  22. История экономических учений: Учебно-практическое пособие И.П.Гурова Ульяновский государственный университет. Гурова И.П. Сазанова С.Л. Ульяновск, 2001 г.

Информация о работе Различные взгляды на роль государства в экономике