Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 23:44, контрольная работа
Задание №1.Сравните признаки рынка совершенной и монополистической конкуренции, объясните различия в ценовой политике фирмы в условиях совершенной и монополистической конкуренции.
Задание №2. Если два товара взаимодополняющие, то рост цены на первый вызовет
Задание №1.Сравните признаки рынка совершенной и монополистической конкуренции, объясните различия в ценовой политике фирмы в условиях совершенной и монополистической конкуренции.
1. Совершенная конкуренция (полиполия). Большое количество самостоятельных производителей однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, исходя из собственной оценки полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, преследуя только собственную выгоду. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса.
2. Монополистическая конкуренция это когда, рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих разнородную продукцию. Подробнее: это, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей - монополия.
По Смиту сущность конкурентного поведения производителей составляло "честное"- без сговора - соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену, является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.
Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур.
Полиполия (совершенная конкуренция)
Большое число продавцов и покупателей одного и того же товара. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов.
Рынок открыт для каждого. Рекламные компании не так важны и обязательны, т.к. на продажу предлагаются только однородные товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. На рынке с подобной структурой цена - это заданная величина. На основании вышеизложенного можно вывести следующие варианты поведения участников рынка:
Акцептант цены. Хотя цена и формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, но в то же время отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам, так как в условиях совершенной конкуренции каждый продавец и покупатель обладают полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке
Если
же продавец запрашивает более низкую
цену, то он окажется не в состоянии
удовлетворить весь спрос, который
будет ориентирован на него, в силу
его незначительной доли на рынке, при
этом прямого влияния на цену со
стороны этого конкретного
Если покупатели и продавцы поступают одинаковым образом, то они оказывают влияние на цену.
Регулятор
количества. Если продавец вынужден
согласиться с преобладающими на рынке
ценами, то он может приспособиться к рынку
путем регулирования объема своих продаж.
В этом случае он определяет количество,
которое он намерен продать по заданной
цене. Покупателю также остается лишь
выбрать, сколько он захочет получить
по заданной цене.
Условия
совершенной конкуренции
- большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара
-
каждый продавец производит
- барьеры для входа на рынок в долгосрочном аспекте либо минимальны, либо вообще отсутствует
- никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены не существует и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны
- каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке.
Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение.
Для участников рынка в условиях совершенной конкуренции цена - это заданная величина. Поэтому продавец может лишь решать, какое количество товара он захочет предложить по данной цене. Это означает, что он одновременно акцептант цены и регулятор количества.
Если при существующей рыночной цене часть фирм работает неэффективно, т.е. с высоким уровнем издержек, и терпит убытки, то эти фирмы прекращают производство, и предложение на рынке сокращается. Результатом сокращения предложения является повышение цены. Возросшая цена позволит фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль.
В
условиях совершенной конкуренции,
когда нет ограничений для доступа
к рынку, появляются новые фирмы, привлеченные
возросшей прибыльностью дела. В результате
предложение возрастет, а цена снова снижается.
Монополия
Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные черты:
а) Продавец является единственным производителем данного товара (продукта).
б) Реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей.
в) Монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок. (Монополист является законодателем цены, т.е. монополист назначает цену, и покупатель при заданной монопольной цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не может назначать произвольно высокую цену, т.к. по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценных спрос возрастает).
г) На пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного происхождения,
Примерами естественных монополий могут служить предприятия общественного пользования - электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке.
Монополистическая конкуренция
Относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют разнородные товары. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.
В 1995 г. принят федеральный закон «О естественных монополиях», в котором кроме понятия естественной монополии определяются основные сферы государственного регулирования, такие как:
В
законе определён также один из основных
методов регулирования
Органы контроля за деятельностью естественной монополии следят за любыми сделками, в результате которых меняется право собственности; за инвестициями естественной монополии, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим законом.
В дополнение к основному закону регулярно издаются постановления правительства, например «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» от 12 февраля 1996 г. №140, в котором для цен на продукцию естественных монополий установлены понижающие коэффициенты, так что цены на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки должны расти не более чем на 80% от уровня инфляции.
Таким образом, фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только и даже не столько через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров.
При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит, прежде всего, с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.
Монополистическая конкуренция отличается от совершенной полиполии по следующим признакам:
-
на совершенном рынке
-
для участников рынка нет
-
предприятия стремятся
-
доступ к рынку для новых
продавцов при
Завершая
краткий анализ рыночного поведения
фирм в условиях конкуренции, следует
также обратить внимание на эффективность
распределения и использования
ресурсов. В этих условиях производится
несколько меньший, чем наиболее
эффективный объём продукции. Это
означает, что имеет место
Задание №2. Если два товара взаимодополняющие, то рост цены на первый вызовет:
а) рост предложения другого товара;
б) сокращение предложения другого товара;
в) рост выручки от производства другого товара;
г) сокращение выручки от производства другого товара.
Ответ: а, б.
Рис.1 График спроса
D - первоначальный спрос,
D1- отражает увеличение спроса от первоначального,
D2 - отражает снижение спроса от первоначального
Здесь преобладают неценовые факторы, которые влияют на сам спрос и сдвигают кривую спроса.
а) субституты (взаимодополняющие). Если цена товара-субститута растет, то спрос на данный товар увеличивается (D1);