Различия в ценовой политике фирмы в условиях совершенной и монополистической конкуренции.

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

Задание №1.Сравните признаки рынка совершенной и монополистической конкуренции, объясните различия в ценовой политике фирмы в условиях совершенной и монополистической конкуренции.
Задание №2. Если два товара взаимодополняющие, то рост цены на первый вызовет

Работа содержит 1 файл

Сама контрольная 21.01.11.docx

— 105.71 Кб (Скачать)

       Вариант №8

Задание №1.Сравните признаки рынка совершенной и монополистической конкуренции, объясните различия в ценовой политике фирмы в условиях совершенной и монополистической конкуренции.

       1. Совершенная конкуренция (полиполия). Большое количество самостоятельных производителей однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, исходя из собственной оценки полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, преследуя только собственную выгоду. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса.

       2. Монополистическая конкуренция это когда, рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих разнородную продукцию. Подробнее: это, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей - монополия. 

       По  Смиту сущность конкурентного поведения  производителей составляло "честное"- без сговора - соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену, является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.  

       Рассмотрим  подробнее основные из вышеперечисленных  рыночных структур. 

       Полиполия (совершенная конкуренция) 

       Большое число продавцов и покупателей  одного и того же товара. Изменения  в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов.

       Рынок открыт для каждого. Рекламные компании не так важны и обязательны, т.к. на продажу предлагаются только однородные товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. На рынке с подобной структурой цена - это заданная величина. На основании вышеизложенного можно вывести следующие варианты поведения участников рынка:

       Акцептант цены. Хотя цена и формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, но в то же время отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам, так как в условиях совершенной конкуренции каждый продавец и покупатель обладают полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке

       Если  же продавец запрашивает более низкую цену, то он окажется не в состоянии  удовлетворить весь спрос, который  будет ориентирован на него, в силу его незначительной доли на рынке, при  этом прямого влияния на цену со стороны этого конкретного продавца не происходит.

       Если  покупатели и продавцы поступают  одинаковым образом, то они оказывают  влияние на цену.

       Регулятор количества. Если продавец вынужден согласиться с преобладающими на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку путем регулирования объема своих продаж. В этом случае он определяет количество, которое он намерен продать по заданной цене. Покупателю также остается лишь выбрать, сколько он захочет получить по заданной цене. 

       Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками:

       - большое количество продавцов  и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара

       - каждый продавец производит однородный  продукт, который ни в каком отношении не отличим от продукта других продавцов

       - барьеры для входа на рынок  в долгосрочном аспекте либо  минимальны, либо вообще отсутствует

       - никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены не существует и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны

       - каждый продавец и покупатель  владеет полной и правильной  информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке.

       Нетрудно  видеть, что ни один реальный рынок  не удовлетворяет всем перечисленным  условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение.

Для участников рынка в условиях совершенной  конкуренции цена - это заданная величина. Поэтому продавец может  лишь решать, какое количество товара он захочет предложить по данной цене. Это означает, что он одновременно акцептант цены и регулятор количества.  

      Если  при существующей рыночной цене часть фирм работает неэффективно, т.е. с высоким уровнем издержек, и терпит убытки, то эти фирмы прекращают производство, и предложение на рынке сокращается. Результатом сокращения предложения является повышение цены. Возросшая цена позволит фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль.

      В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений для доступа к рынку, появляются новые фирмы, привлеченные возросшей прибыльностью дела. В результате предложение возрастет, а цена снова снижается. 

       Монополия  

       Один  продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие  характерные черты:

       а) Продавец является единственным производителем данного товара (продукта).

       б) Реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей.

       в) Монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок. (Монополист является законодателем цены, т.е. монополист назначает цену, и покупатель при заданной монопольной цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не может назначать произвольно высокую цену, т.к. по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценных спрос возрастает).

       г) На пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного происхождения,

       Примерами естественных монополий могут служить предприятия общественного пользования - электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке.

Монополистическая конкуренция 

       Относительно  большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют разнородные товары. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.

       В 1995 г. принят федеральный закон «О естественных монополиях», в котором  кроме понятия естественной монополии  определяются основные сферы государственного регулирования, такие как:

  • Транспортировка нефти и нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам;
  • Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • Железнодорожные перевозки и др.

       В законе определён также один из основных методов регулирования деятельности естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое путём установления цен (тарифов) или их предельного  уровня.

      Органы  контроля за деятельностью естественной монополии следят за любыми сделками, в результате которых меняется право  собственности; за инвестициями естественной монополии, в отношении которых  не применяется регулирование в  соответствии с настоящим законом.

      В дополнение к основному закону регулярно  издаются постановления правительства, например «О мерах по ограничению  роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» от 12 февраля 1996 г. №140, в котором для цен  на продукцию естественных монополий  установлены понижающие коэффициенты, так что цены на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки  должны расти не более чем на 80% от уровня инфляции.

      Таким образом, фирмы на рынке монополистической  конкуренции вступают в соперничество не только и даже не столько через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров.

      При такой модели рынка фирмы стремятся  расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит, прежде всего, с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.

      Монополистическая конкуренция отличается от совершенной  полиполии по следующим признакам:

      - на совершенном рынке продаются  не однородные, а разнородные товары;

      - для участников рынка нет полной  прозрачности рынка, и они действуют  не всегда в соответствии с  экономическими принципами;

       - предприятия стремятся расширить  свою область предпочтений путем  индивидуализации своей продукции;

       - доступ к рынку для новых  продавцов при монополистической  конкуренции затруднен в силу  наличия предпочтений. 

       Завершая  краткий анализ рыночного поведения  фирм в условиях конкуренции, следует  также обратить внимание на эффективность  распределения и использования  ресурсов. В этих условиях производится несколько меньший, чем наиболее эффективный объём продукции. Это  означает, что имеет место недоиспользование  ресурсов для производства товаров  и установления несколько более  высокой цены. Иначе говоря, издержками монополистической конкуренции  являются избыточные производственные мощности и недопроизводство необходимой  обществу продукции. Но чем острее проблема избытка производственной мощности, тем шире диапазон потребительского выбора. Монополистическая конкуренция  связана с приспособлением продукта не к потребительскому спросу, а потребительского спроса – к продукту. Такое приспособление является компенсирующим моментом монополистической конкуренции, но максимальная производственная эффективность все-таки не достигается. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание №2. Если два товара взаимодополняющие, то рост цены на первый вызовет:

    а) рост предложения другого товара;

          б) сокращение предложения другого товара;

    в) рост выручки от производства другого  товара;

    г) сокращение выручки от производства  другого  товара.

    Ответ: а, б.

      Рис.1 График спроса

D - первоначальный спрос,

D1- отражает увеличение спроса от первоначального,

D2 - отражает снижение спроса от первоначального

      Здесь преобладают неценовые факторы, которые влияют на сам спрос и сдвигают кривую спроса.

      а) субституты (взаимодополняющие). Если цена товара-субститута растет, то спрос на данный товар увеличивается (D1);

Информация о работе Различия в ценовой политике фирмы в условиях совершенной и монополистической конкуренции.