Равновесный объем производства в Кейнсианской модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:44, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы достижения равновесного объема производства в кейнсианской модели.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Осветить понятие и функции потребления и сбережения;
Изучить классический и кейнсианский подходы к определению инвестиций и сбережений;
Описать «метод утечек и инъекций» и модель «доходы-расходы»;

Содержание

Введение4
1.Понятие потребления и сбережений. Инвестиционный спрос и доходы5
1.1.Понятие потребления и сбережений. Функция потребления и сбережений.5
1.2 Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению. Графическое построение функции потребления и сбережений…………………….…7
1.3 Инвестиционный спрос и доходы. Сбережения и инвестиции: классический и кейнсианский подходы. Основные различия…..………………………10
1.4 Модель «доходы-расходы». Метод «утечек и инъекций». Парадокс
бережливости…………………………………………………………………….17
2.Модели мультипликатора и акселератора в национальной экономике Республики Беларусь…………………………………………………………...........21
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

курсовая рабочая 2.docx

— 191.77 Кб (Скачать)

      Поскольку инвестиции — один из компонентов  совокупных расходов, то по сравнению  со сбережениями они влияют на объем  эффективного спроса прямо противоположным  образом: если сбережения сокращают  спрос, то инвестиции его увеличивают. Поэтому кейнсианцы исходят из возможности  компенсирования падающей склонности к потреблению наращиванием инвестиционных расходов.

      Внешне  представленная кейнсианская функция  инвестиций ничем не отличается от аналогичной функции в трактовке классической школы. Однако за этим внешним сходством скрываются существенные различия, на которые выше уже обращалось внимание. У классиков процентная ставка хотя и складывается на рынке заемных средств, но под непосредственным воздействием производства. В кейнсианской теории процентная ставка не имеет отношения к реальному производству, она определяется исключительно рынком денег. Кроме того, в классической модели процентная ставка определяется на базе существующих условий производства, тогда как в кейнсианской — на основе будущих, прогнозируемых. Именно поэтому кейнсианцы при определении инвестиций большое внимание уделяют ожиданиям инвесторов. Это означает, что при данной процентной ставке предприниматели могут и сокращать и увеличивать инвестиции в зависимости от того, пессимистичный или оптимистичный характер имеют их ожидания [2, с. 193]. 

      

      Рисунок 1.5. График функции  инвестиций 

      Всего вышеизложенного пока недостаточно, чтобы ввести функцию инвестиций в кейнсианский анализ. Для этого  надо определить зависимость объема инвестиций от размеров совокупного (национального) дохода — основного параметра модели Дж. Кейнса. Неоднократные попытки статистическим путем найти строгую корреляционную зависимость этих показателей не увенчались успехом, хотя вполне логично предположить, что с ростом национального дохода расширяются инвестиционные возможности фирм и, наоборот, с падением предпринимательской прибыли фирм происходит и снижение их инвестиционных расходов.

      Характер  воздействия инвестиций на уровень  занятости, объем производства и национального дохода и обратное влияние прироста национального дохода на инвестиционный процесс ставят проблему разграничения инвестиций по видам. Если исключить инвестиции, идущие на возмещение выбывающих капитальных товаров (т. е. амортизацию), то оставшиеся чистые инвестиции (накопление) могут носить либо автономный либо индуцированный характер [2, с. 194].

      Рассмотрев, как формируются основные компоненты совокупных расходов— потребительский спрос и инвестиционные расходы, — легко построить кейнсианскую функцию совокупного спроса. Она определяется как сумма планируемых домашними хозяйствами и фирмами расходов на товары, услуги и факторы производства для каждого из уровней совокупного дохода страны.

      Определим уровень национального дохода, когда  сбережения и инвестиции находятся в состоянии равновесия. Используем для этого графический анализ и посмотрим, чем отличается кейнсианская интерпретация I -- S от теории классиков.

      На  оси абсцисс — уровень национального  дохода (НД), на оси ординат — сбережения и инвестиции (S,I, рисунок 1.6). Линия II означает неизменный объем инвестиций при любом уровне НД. Другими словами, II независимы от НД, заданы автономно. Это важное допущение, или абстракция. В реальной действительности может сложиться и действительно складывается ситуация, когда растущий объем НД приводит к росту инвестиций. Линия SS уже известна из графика склонности к сбережению. На графике видно, что по мере роста НД сбережения увеличиваются. Расмотрим, на каком же уровне НД установится равновесие между II и SS.

      

      Рисунок 1.6. Взаимосвязь национального дохода с уровнем сбережений и инвестиций 

      Графический анализ подскажет нам, что в точке  Е линия II и SS пересекаются. Проведя мысленную вертикаль до оси абсцисс, мы увидим, что размер национального дохода ON и есть тот уровень, на котором сформировалось равновесие между инвестициями и сбережениями. Но этот уровень НД не обеспечивает полной занятости — линии FF. Эта линия проходит правее точки пересечения SS и II, что является графической интерпретацией положения Дж.М. Кейнса о том, что равновесие НД может быть и при неполной занятости. Точка N означает то состояние равновесия национального дохода, к которому будет стремиться экономика страны всякий раз, когда равновесие между I и S будет нарушаться. Поясним это подробнее [4, с. 389].

      Если  S окажется больше I, то это означает, что масштабы сбережения в обществе превышают масштабы инвестирования. Что же будет происходить в хозяйственной жизни? Часть товарной продукции перестанет находить сбыт, увеличатся товарно-материальные запасы (ведь население сберегает больше, чем это было ранее, в состоянии II=SS, люди воздерживаются от потребления). Фирмы, производящие товары, столкнувшись с уменьшившимся спросом, начнут сокращать производство. «Невидимая рука» станет толкать уровень общественного производства и, соответственно, национального дохода в сторону точки N. Обратный процесс будет разворачиваться, если линия SS окажется ниже II.

      Различия  заключаются в следующем: во-первых, в классической модели сколь-нибудь длительная безработица представлялась невозможной. Гибкое реагирование цен и ставки процента восстанавливало нарушенное равновесие. В модели, предложенной Дж. М. Кейнсом, равенство I и S, как видно из графика, может осуществляться и при неполной занятости. На рисунке 1.6 видно, что уровень НД в точке N оказывается ниже уровня, обеспечивающего полную занятость. Пунктирная линия показывает, что полная занятость была бы в том случае, если бы объем НД достиг бы точки F. Как же достичь этого уровня и одновременно сохранить равновесие между I и S. Графически эта проблема решается просто: нужно поднять линию II вверх, пока она не пересечет точку F, лежащую на линии сбережения. Другими словами, если инвестиционный процесс оживится, расширится, то возможно достижение равновесия при полной занятости. Забегая вперед, можно сказать, что именно государству отводится важнейшая роль в стимулировании инвестиций.

      Во-вторых, классическая модель предполагала существование  гибкого ценового механизма, органически  присущего рынку. Кейнс подверг сомнению этот постулат: предприниматели, столкнувшись с падением спроса на свою продукцию, не снижают цены. Они сокращают производство и увольняют рабочих, отсюда — безработица со всеми вытекающими социально-экономическими конфликтами, и «невидимая рука» рыночного механизма не может обеспечить стабильную полную занятость [4, с. 391].

      В-третьих, на рисунке 1.6 видно, что сбережения являются прежде всего функцией дохода, а не только уровня процента, как видно из теории классиков.

      Итак, равновесие в масштабе общества на всех связанных между собой рынках товаров и услуг, т.е. равенство  между совокупным спросом и совокупным предложением требует соблюдения равенства объемов сбережений и инвестиций. То обстоятельство, что инвестиции есть функция процента, а сбережения — функция дохода, делает проблему нахождения равенства весьма сложной задачей. 

    1.   Модель «доходы-расходы». Метод «утечек и инъекций».

    Парадокс бережливости. 

      До  сих пор анализировалось определение уровня национального дохода на основе равенства сбережений и инвестиций. Но существует и другой способ определения равновесного уровня дохода, метод на основе потребления и инвестиций, или модель «национальный доход — совокупные расходы». Дадим графическое изображение этого способа определения уровня национального дохода на рисунке 1.7.

      Как отмечалось ранее, национальный доход  используется по двум основным каналам: на потребление и инвестиции, т.е. Y=C +I. Совокупные расходы — это расходы на личное потребление (С) и на производительное потребление (I). В условиях стагнирующей экономики уровень склонности к потреблению невысок, и уровень национального дохода, соответствующий равенству доходов и расходов (наличное потребление), установится в точке So, т.е. на уровне нулевого сбережения. Однако если к расходам наличное потребление добавить инвестиции, то линия СС сдвинется вверх по вертикали и займет положение С + I. Теперь кривая С + I пересечет линию 45° (линию равенства доходов и расходов) в точке Е. Этой точке будет соответствовать объем НД в размере ON. Точка N приблизилась к точке F, т.е. тому уровню НД, который соответствует полной занятости. Чем больше инвестиции, тем выше поднимается кривая С + I и тем ближе «заветный» уровень полной занятости. Если же государство будет не только стимулировать частные инвестиции, но и само осуществлять целый набор различных расходов, то кривая С + I превратится в кривую С +1 + G, где G — государственные расходы. Этот рисунок — наглядная графическая иллюстрация той благотворной роли государственных расходов и стимулирования инвестиций в частном секторе, которой огромное значение придавал Дж. М. Кейнс. Итак, совокупные расходы — это сумма С, I, G и, с учетом внешнеторговых операций, чистого экспорта (Хn): С + I + G + Хn.

      

      Рисунок 1.7. Кейнсианский крест 

      Наращивание инвестиций ведет к росту национального  дохода и способствует достижению полной занятости еще в силу определенного эффекта, который отражается в экономической теории под названием эффекта мультипликатора.

      Когда в модель вводятся дополнительные агенты (государство и внешний мир), то равенство доходов - расходов, которое наблюдалось в двухсекторной модели, нарушается. Из потока доходов-расходов образуются утечки в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. Утечки — это любое использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции. Одновременно в поток доходы-расходы вливаются дополнительные средства в виде инъекций — инвестиции, государственные расходы и экспорт. Инъекции — это любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны.

      Т.е., сбережения + налоги + импорт = инвестиции + госрасходы + экспорт.

      Это равенство получило название тождества  утечек и инъекций.

      Традиционный  взгляд классической теории на процессы сбережения и инвестирования подчеркивает благотворность высоких сбережений. Ведь чем выше сбережения, тем глубже «резервуар», откуда черпаются инвестиции. Поэтому высокая склонность к  сбережениям, по логике классической школы, должна способствовать процветанию нации [4, с. 401].

      Современный взгляд на эту проблему, первоначально  сформулированный Кейнсом, существенным образом отличается от классической трактовки. Дж. М. Кейнс пришел к выводу, что «такие аргументы совершенно не применимы к странам, достигшим высокой стадии экономического развития». В странах, достигших такого уровня, стремление сберегать будет всегда опережать стремление инвестировать. Это происходит по следующим причинам. Во-первых, с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, так как все более и более сужается круг альтернативных возможностей высокоприбыльных капиталовложений. Во-вторых, с ростом доходов в индустриально развитых странах будет увеличиваться доля сбережений — достаточно вспомнить, что S — есть функция от Y, и зависимость эта положительна. «Но если население хочет сберегать больше, чем инвесторы хотят расходовать, то сберегатели потерпят неудачу».

      Оживление деловой активности, рост занятости  приведут к повышению склонности к инвестированию у различных  групп предпринимателей. Вот эти-то инвестиции и принято называть производными: они зависят от динамики национального дохода. Производные инвестиции, будучи «наложенными» на автономные, усиливают экономический рост, ускоряют его, что и получило название эффекта акселератора (акселератор — ускоритель).

      Но  колесо ускорения может повернуться  и в другую сторону. Сокращение дохода будет (вследствие эффектов мультипликации и акселерации) сокращать и производные инвестиции, а это будет вести к стагнации экономики.

      Если  экономика находится в состоянии неполной занятости, увеличение склонности к сбережению, естественно, означает не что иное, как уменьшение склонности к потреблению. Сокращение потребительского спроса означает невозможность для производителей товаров продавать свою продукцию. Затоваренные склады никак не могут способствовать новым капиталовложениям. Производство начнет сокращаться, последуют массовые увольнения, и, следовательно, падение национального дохода в целом и доходов различных социальных групп.

      Графически  «парадокс бережливости» показан  на рисунке 1.8.

Информация о работе Равновесный объем производства в Кейнсианской модели