Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:43, курсовая работа
Таким образом, целью курсовой работы является изучение основных подходов к обоснованию рыночного равновесия.
Чтобы реализовать поставленную цель, нам надо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия общего и частичного равновесия;
рассмотреть условия равновесия производителя и потребителя и их поведение в зависимости от этих условий;
рассмотреть основные теории достижения рыночного равновесия;
выявить механизм саморегулирования рынка, и причины вмешательства государства.
Объектом исследования является рынок, его основные агенты.
Предметом исследования являются экономические отношения между различными субъектами рыночного механизма, возникающие в процессе поиска рыночного равновесия.
Введение…………………………………………………………...……………...3
Общее рыночное равновесие…………………………………….….………..4
Подход Вальраса и Маршалла к рыночному равновесию……...…………..7
Частные случаи равновесия…………………………………………………14
Цена больше дохода…………………………………………..…………..14
Ситуация на рынке труда…………………………………………………16
Товар продается без цены……………………………………..………….17
Товар на рынке отсутствует………………………………………………18
Заключение ………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
, (1)
, (2)
а
условием равновесия являлось равенство
. (3)
Объемы спроса и предложения, как независимые переменные, откладывались по оси абсцисс.
Л.Вальрас
же сосредоточил внимание на объемах
спроса и предложения при данных
ценах. Поэтому функции спроса и
предложения у него имеют вид
, (4)
, (5)
а
условием равновесия являлось равенство
. (6)
Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и предложения по Л.Вальрасу, а их графическими отображениями по А. Маршаллу. Это не влияет на результаты анализа взаимодействия спроса и предложения, за исключением некоторых моментов.
Экономические процессы протекают во времени. Описывающие их модели делятся на два класса: динамические и статические. Динамическими обычно называют модели, непосредственно учитывающие фактор времени. В этих моделях все переменные являются функциями времени, которые в силу этого само становится важной переменной.
Обозначив
время через t, мы можем представить
процесс нащупывания равновесия по Л.Вальрасу
уравнением
, (7)
где - избыток спроса при цене Р. Очевидно, что при рыночная цена повышается, падает, при условие равновесия по Л. Вальрасу выполняется.
По
А.Маршаллу процесс взаимодействия
спроса и предложения описывается
уравнением
, (8)
где
- превышение ценой спроса цены предложения
при объеме продаж Q/ Очевидно, что при
>0 объем предложения возрастает,
<0 снижается, при
=0 условие равновесия по А.Маршаллу
выполняется.
Рассмотрим основные случаи равновесия, которые могут сложиться на различных рынках.
Рис. 6. динамика равновесия.
Доход потребителя меньше равновесной цены. Он автоматически вытесняется с рынка.
Рис.7. Равновесие на рынке труда.
Из-за вида кривой предложения труда на рынке возможны два равновесия Е1 и E2 , но не одновременно. Точка E1 более предпочтительна для домохозяйства, т.е. продавца труда, а точка E2 – для предприятия, т.е. покупателя труда.
Хотя условия попадания рынка в каждую из точек лежат вне модели равновесия, более вероятно равновесие E1 . Дело в том, что равновесие E1 устойчивое (как по Вальрасу, так и по Маршаллу) – при колебаниях рынок возвращается в эту точку. Равновесие E2 – неустойчиво по Вальрасу, т.к. при колебаниях, рынок не возвращается в эту точку – либо попадает в E1 , либо уходит на бесконечность. По Маршаллу равновесие E2 – устойчиво.
Рис.
8 Равновесие нулевой цены
Номинально, на этом рынке при любой цене наблюдается излишек. Таким образом, спрос обеспечен при любой цене, причем и по нулевой. Но, фактически, это товар, продажи которого начинаются не с нулевого объема, а с некоторого минимального min x . Это может быть связано с технологией производства. При этом спрос не готов купить даже минимальный объем. Решением производителя является либо уход с рынка, либо инвестирование в рекламу для увеличения спроса.
Рис. 9. Равновесие при отсутствии товара.
Ситуация похожа на предыдущую. Технология такова, что до производства товара производитель уже понес затраты, поэтому минимальная цена продажи – pmin. Спрос опять не готов. Решения производителя – либо уйти с рынка, либо вложиться в рекламу.
Заключение.
На основании курсовой работы можно сделать ряд следующих выводов.
Во-первых, равновесие на микроуровне предполагает такое состояние субъектов, при котором обеспечивается равенство спроса и предложения применительно к товарам, услугам и ресурсам.
Во-вторых, в основу микроэкономического равновесия положены условия частичного равновесия – количественного соответствия двух взаимосвязанных параметров. Например, частичное равновесие выступает в виде равновесия производства и использования ресурсов, производства и потребления, покупательной способности и товарной массы и т.д. Проблемы такого равновесия изучает теория потребления и теория производства фирмы.
В-третьих, общее равновесие предполагает согласование функционирования всех сфер экономики, т.е. соответствие между спросом и предложением потребительских товаров и услуг, средств производства и рабочей силы.
В первой главе мы рассмотрели условия стабилизации поведения, т.е. достижение равновесия потребителей и производителей.
Далее
мы рассмотрели основные теоретические
подходы к обоснованию
Л. Вальрас первым попытался описать как достигнуть микроэкономическую стабильность и равновесие через систему уравнений. Главным фатором в его исследованиях является объем производства.
А. Маршал наоборот рассматривает цену как важнейший фактор достижения равновесия. Он утверждает, что если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении к равновесной. Если же объем предложения не равен равновесному, то, ориентируясь на цену спроса, продавцы увеличивают или уменьшают объемы предложения до равновесного уровня, при котором устанавливается и равновесная цена.
В. Парето оперирует понятиями предельных величин. По Парето, рыночное равновесие – это состояние, при котором невозможно улучшить положение кого-либо из участников обмена без того, чтобы не ухудшить положение хотя бы одного из остальных.
В
третьей главе нами были рассмотрены
концепции саморегулирования
Современная
экономика характеризуется
Список литературы.
1.Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика. Москва, 2000.
2. В.М. Гальперин,
С.М.Игнатьев, В.И. Моргунов, Микроэкономика
Том 1, Санкт-Петербург, «
3. В.З. Баликаев, В.А. Ковалев, В.А. Семенихина. Курс общей экономической теории: Учебное пособие. Новосибирск: НГУ, 2003.
4. Максимова
В.Ф. Рыночная экономика:
5. С.
Н. Ивашковский.
6.