Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:43, курсовая работа
Таким образом, целью курсовой работы является изучение основных подходов к обоснованию рыночного равновесия.
Чтобы реализовать поставленную цель, нам надо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия общего и частичного равновесия;
рассмотреть условия равновесия производителя и потребителя и их поведение в зависимости от этих условий;
рассмотреть основные теории достижения рыночного равновесия;
выявить механизм саморегулирования рынка, и причины вмешательства государства.
Объектом исследования является рынок, его основные агенты.
Предметом исследования являются экономические отношения между различными субъектами рыночного механизма, возникающие в процессе поиска рыночного равновесия.
Введение…………………………………………………………...……………...3
Общее рыночное равновесие…………………………………….….………..4
Подход Вальраса и Маршалла к рыночному равновесию……...…………..7
Частные случаи равновесия…………………………………………………14
Цена больше дохода…………………………………………..…………..14
Ситуация на рынке труда…………………………………………………16
Товар продается без цены……………………………………..………….17
Товар на рынке отсутствует………………………………………………18
Заключение ………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ПРАВОСЛАВНЫЙ
СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ
СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА
ПРИКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По дисциплине:
«Экономика»
на тему:
«Рыночное
равновесие»
Москва
2011
Заключение ………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Как известно, любая система стремится к равновесному состоянию и его сохранению равновесия. Это характерно и для микроэкономических систем, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие имеет специфические законы и условия и не достигается стихийно.
Таким образом, целью курсовой работы является изучение основных подходов к обоснованию рыночного равновесия.
Чтобы реализовать поставленную цель, нам надо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия общего и частичного равновесия;
Объектом исследования является рынок, его основные агенты.
Предметом
исследования являются экономические
отношения между различными субъектами
рыночного механизма, возникающие
в процессе поиска рыночного равновесия.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ - момент в движении рыночной экономической системы. Характеризуется равенством спроса и предложения товаров и ресурсов, системой равновесных цен. Различают общее и частичное равновесие. Последнее возникает на отдельных рынках товаров и услуг, труда, денежном рынке. Равновесие достигается в результате действия рыночных регуляторов: цены, заработной платы, ставки процента. Если спрос на какой-либо товар превышает при данной цене его предложение, образующийся дефицит ведет к повышению цены. Это стимулирует расширение объема производства данного товара. Соответственно увеличивается его предложение. Новая цена и будет ценой, обеспечивающей равновесие спроса и предложения, т. е. равновесной ценой. Такую же роль играет равновесная ставка процента на денежном рынке и равновесный уровень заработной платы на рынке труда. Эти равновесные величины определяются на графиках в точке пересечения кривых спроса и предложения.
Общее экономическое равновесие складывается как равнодействующая ситуаций частичного равновесия. Оно предполагает, что рынки всех товаров и ресурсов взаимно связаны. Объемы производимых товаров и наличие ресурсов взаимно и одновременно согласовываются в процессе функционирования экономики. Цены, спрос и предложение по каждому товару зависят от системы цен, совокупного спроса и предложения по всем товарам. Тем самым должны быть увязаны интересы потребителей и производителей.
Движение
к равновесию совокупного спроса
и совокупного предложения
Достижение общего равновесия — результат воздействия изменения на одном рынке на все другие рынки, в том числе и на тот рынок, с которого началось движение. В этом взаимодействии на передний план выходят взаимозависимость (взаимодополняемость и взаимозаменяемость) различных товаров. Поэтому простейший анализ должен включать как минимум четыре этапа: 1) первичное изменение, 2) рынки взаимозаменяющих товаров, 3) рынки взаимодополняющих товаров, 4) эффект обратной связи.
Рассмотрим возможную ситуацию, связанную с ростом цен на автомобили. Допустим, что цена на автомобиль поднялась с 7000 до 10 000 долл. Это вызовет снижение продаж с 20 млн. до 15 млн. автомобилей в год (рис. 1a). Падение спроса на автомобили отразится на спросе на бензин. Он сократится с 12 млн. до 10 млн. л в день. Это приведет к падению цены бензина с 50 до 40 центов за литр (рис.
Рис. 1. Взаимосвязь рынков в экономике: эффект обратной связи
Рост цен на автомобили заставит многих отказаться от покупки нового автомобиля и обратить свои взоры на товары-заменители. Не исключено, что высокая цена на автомобиль расширит спрос на мотоциклы и заставит дольше эксплуатировать старые машины. Допустим, спрос на мотоциклы возрастет с 50 млн. до 60 млн. мотоциклов в год (рис. 1в). Это поднимет цену мотоцикла в среднем с 1000 до 1100 долл.
Более длительное использование старых автомобилей приведет к росту цены услуг по ремонту вследствие увеличения спроса на такие услуги. Их число возрастет со 100 млн. до 120 млн. в год, а цена на них в среднем поднимется с 400 до 500 долл. (рис. 1г).
В результате более широкого использования старых автомобилей и расширения спроса на мотоциклы спрос на новые автомобили упадет до 12 млн. в год. Это заставит производителей снизить цену с 10 000 до 8000 долл. (рис. la).
Естественно, такое изменение равновесной цены вызовет новую реакцию на рынках взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров, которая приведет к установлению новых равновесных цен и объемов на всех рынках.
Таким образом, была проанализирована взаимосвязь лишь четырех рынков. В действительности структура подобных взаимосвязей значительно сложнее. Однако даже приведенный условный пример наглядно показывает, что равновесные цены и количества определяются с учетом эффекта обратной связи (feedback effect), отражающего изменение частичного равновесия на данном рынке в результате изменений, возникших на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке.
Анализ общего равновесия показал, что уменьшение предложения и соответствующий рост цен на некотором рынке приводят к падению спроса на
дополняющие
товары и его росту на товары-субституты.
Леон Вальрас (1834-1910)- основатель лозаннской школы, разработавший математический метод, основанный на широком использовании алгебры для исследования экономических явлений и процессов, которые рассматривал как функции, переменные или производные величины, как задачи из теории множества и матричной алгебры. С помощью математических методов можно осуществить экономический анализ значительно быстрее и полнее, чем с помощью обычных, традиционных методов.
Альфред Маршалл (1842-1924)- английский экономист, основатель кембриджской школы. Сформулировал концепцию частичного макроэкономического равновесия, концепцию ценообразования в условиях совершенной рыночной экономики (« Крест Маршалла»), ввел понятие «эластичности спроса и предложения». Идеи, заложенные в работах А. Маршалла, сыграли значительную роль в последующем развитии западной экономической теории.
Они
выдвигали на первый план исследования
микроэкономических проблем. По их мнению,
только стихийный рынок способен
установить «правильные» цены на товары
и услуги, а через цены – «здоровые»
пропорции производства. Считали, что
буржуазное государство должно гарантировать
неприкосновенность частной собственности
и прибылей, обеспечивать устойчивость
денег, соблюдение «правил конкуренции».
Вмешательство государства может вызвать
нарушение равновесия, снижение экономичной
эффективности.
Рис.2.
Равновесие по Вальрасу
Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить линии спроса и предложения на одном графике. На рис. 2,а DD — линия спроса, SS— линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты — цены спроса и цены предложения.
Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем и цена Их называют соответственно равновесным объемом ( ) и равновесной ценой ( ).
В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от , рынок не сбалансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации.
Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, . При такой цене объем спроса составит, очевидно, , тогда как объем предложения — .
В этом случае избыток предложения ( ) будет оказывать понижающее давление на цену . Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне , объем спроса окажется выше объема предложения .Здесь избыток спроса ( ) будет оказывать повышающее давление на цену . В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором – через конкуренцию покупателей. Заметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене и как продавец того же товара при цене .
Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Л. Вальрасу. Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по А. Маршаллу. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влияние давления избытков спроса и предложения, а под влиянием повышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.
Равновесие по А. Маршаллу отображено на рис. 3. Если объем предложения ниже уровня , цена спроса выше цены предложения, например при , что побуждает продавцов увеличивать объем предложения.
Рис.
3 Равновесие по А. Маршаллу или «крест
Маршалла»
Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например, при , что заставляет продавцов снизить объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения - .
Различию
в этих подходах мы обязаны «обратным»
расположением осей координат на
графиках спроса и предложения. А. Маршалл
оперировал, прежде всего, понятиями
«цена спроса» и «цена предложения»,
поэтому функции спроса и предложения
имеют вид