Автор: Фёдор Степанов, 13 Ноября 2010 в 21:42, курсовая работа
Реализация финансового права происходит путем вступления его субъектов в конкретные финансовые правоотношения, в рамках которых они осуществляют принадлежащие им финансовые права и исполняют лежащие на них финансовые обязанности. Финансовые правоотношения являются одной из разновидностей правоотношений и поэтому им присущи все признаки последних. Они возникают на основании правовых норм, носят волевой характер, связанны с индивидуальной волей сторон и обеспечиваются государственным принуждением. Однако финансовые правоотношения характеризуются рядом специальных признаков, присущих в такой совокупности только им.
1. Виды и структура бюджетных правоотношений. 3
2. Расчеты с использованием кредитных карточек банков 11
3. Юридические факты и их классификация в финансовом праве 14
Список используемой литературы 21
План
Реализация финансового права происходит путем вступления его субъектов в конкретные финансовые правоотношения, в рамках которых они осуществляют принадлежащие им финансовые права и исполняют лежащие на них финансовые обязанности. Финансовые правоотношения являются одной из разновидностей правоотношений и поэтому им присущи все признаки последних. Они возникают на основании правовых норм, носят волевой характер, связанны с индивидуальной волей сторон и обеспечиваются государственным принуждением. Однако финансовые правоотношения характеризуются рядом специальных признаков, присущих в такой совокупности только им.
Финансовые правоотношения возникают и реализуются только в процессе формирования и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств, т.е. осуществления государством и муниципальными образованиями финансовой деятельности. Вступая в финансовые правоотношения, органы государственной власти и местного самоуправления выступают в качестве носителей властных полномочий. Деятельность указанных органов направлена на реализацию публичных интересов, т.е. мы можем говорить о том, что финансовым правоотношениям присущ публично-правовой характер. Необходимо обратить внимание также на имущественный характер финансовых правоотношений. В качестве материальных благ в финансовых правоотношениях выступают: денежные средства, финансовые ресурсы, фонды денежных средств, а также иные объекты финансовых прав.
В итоге финансовые правоотношения можно определить как урегулированные нормами финансового права, публичные, имущественные отношения, носящие властный характер и складывающиеся в процессе осуществления государством и муниципальными образованиями финансовой деятельности.
Характеризуя финансовые правоотношения, необходимо отметить, что они являются правовой формой реализации общественных отношений, складывающихся в процессе формирования и расходования государственных и муниципальных фондов денежных средств.
Отдельно следует остановиться на юридическом составе финансовых правоотношений. Рассматривая его, необходимо выделить общие, присущие всем финансовым правоотношениям, элементы, такие как: участники, объект, содержание и основание возникновения (юридический факт) финансового правоотношения.
Участники финансового правоотношения являются важнейшим его элементом. Участником (субъектом) финансового правоотношения следует признать носителя финансовых прав и обязанностей, реализующего их путем вступления в конкретное финансовое правоотношение. Из сказанного следует вывод, что любой участник финансового правоотношения является субъектом финансового права, но субъект финансового права становится участником финансового правоотношения только тогда, когда вступает в него.
Под
содержанием финансового
Некоторыми особенностями обладают финансовые права государственных органов и органов местного самоуправления. Для государственного органа или органа местного самоуправления все права, вытекающие из его задач и функций, не являются правами в классическом понимании. Государственный орган или орган местного самоуправления не может по своему усмотрению использовать или не использовать такие права. Используя их, государственный орган исполняет возложенные на него обязанности перед государством и муниципальными образованиями. В связи с этим финансовые права государственных органов и органов местного самоуправления могут быть условно названы "права-обязанности". Также следует отметить, что правоотношения, через которые реализуются указанные права государственных органов и органов местного самоуправления, следует рассматривать как трехсторонние; третьей стороной в таких правоотношениях выступает государство или муниципальное образование. Именно таким образом реализуется большинство финансовых прав государства и муниципальных образований.
Реализация
финансовых прав и обязанностей является
необходимым элементом
Реализация финансовых прав и обязанностей это структурированный процесс, который имеет свое начало и окончание, разбит на определенные этапы, каждый из которых имеет свое логическое завершение в форме актов реализации финансовых прав и обязанностей.
Финансовые
права и обязанности
Среди этапов реализации финансовых прав и обязанностей выделяются обязательные и факультативные. Так, например, рассматривая реализацию бюджетных прав Российской Федерации, следует выделить четыре основные этапа (стадии):
•
составление проекта
• рассмотрение и утверждение федерального бюджета:
• исполнение федерального бюджета;
• рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.
Кроме того, в процессе реализации бюджетных прав Российской Федерации может присутствовать факультативный этап - временной управление федеральным бюджетом.
Обязательные этапы реализации финансовых прав и обязанностей всегда присутствуют в этом процессе, и отказ от них недопустим. Необязательные же этапы реализации финансовых прав и обязанностей присутствуют не всегда, а только в особых, специально предусмотренных законом случаях. Отказ от обязательных этапов реализации финансовых прав и обязанностей является неправомерным и влечет за собой применение мер юридической ответственности. В свою очередь, если необязательный этап реализации финансовых прав и обязанностей будет иметь место без необходимых и достаточных оснований, то это также будет являться правонарушением.
Приемы и способы реализации финансовых прав и обязанностей являются средствами данного процесса. В настоящее время существуют различные средства реализации финансовых прав и обязанностей, среди них особо следует выделить: соглашения сторон, властные предписания, финансовые планы, зачеты, финансово-правовые стимулы и ограничения, правовые рекомендации, меры финансово-правовой ответственности (финансовые санкции) и т.д. Средства финансовых прав и обязанностей могут иметь различные формы, каковыми являются: договоры, финансовые акты, процессуальные акты и т.п.
Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений выступают обстоятельства, порождающие финансовые права и обязанности сторон. Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых прав и обязанностей принято называть юридическими фактами. Все юридические факты в финансовом праве следует разделить на две большие группы: юридические события и юридические действия. Юридические события и действия следует отличать то фактических событий и действий, к которым право безразлично и которые не порождают прав и обязанностей. Юридическими события и действия становятся только тогда, когда они в качестве таковых прямо указаны в правовых нормах.
Событиями являются обстоятельства, наступление которых не зависит от воли людей, будь то смерть человека, рождение, достижение им определенного возраста, стихийное бедствие и т.п.
Действиями же признаются явления реальной действительности, которые служат формой волеизъявления людей. Они могут быть правомерными, т.е. соответствовать предписаниям закона и не выходить за пределы субъективных прав лица, их совершающего, или противоправными, т.е. противоречить требованиям закона.
Совершая противоправные действия, лицо выходит за пределы принадлежащих ему субъективных прав. Примерами неправомерных действий в финансовом праве могут служить уклонение от уплаты налогов, нецелевое использование бюджетных средств.
В финансовом праве среди правомерных действий следует выделить формальные действия (юридические акты) и неформальные действия (юридические поступки). Когда речь идет о юридических поступках, то в первую очередь следует отметить, что финансовое право безразлично к их форме, и поэтому они порождают финансовые права и обязанности независимо от того, в какой форме были совершены. К юридическим поступкам относятся: получение прибыли, приобретение имущества и т.д. Особенностью юридических актов является то, что финансовое право предъявляет особые требования к их форме, несоблюдение которой влечет либо их недействительность, либо их неправомерность. К юридическим актам относятся: финансово-плановые акты, извещения налоговых органов о необходимости уплатить определенные суммы налога, налоговые декларации, постановления специально уполномоченных органов о применении финансовых санкций и т.п.
Финансовые правоотношения классифицируются по различным основаниям (признакам): кругу участников, содержанию, основаниям возникновения, способам государственной защиты и др.
По кругу участников финансовые правоотношения делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными правоотношения признаются в том случае, если определенному правообладателю противостоит неопределенный или относительно определенный круг обязанных лиц. Например, правоотношение, существующее между государством и налогоплательщиками, в котором каждый гражданин или организация при наступлении определенных обстоятельств обязаны уплатить налоги, а государство имеет право их взимать. Относительными правоотношения являются тогда, когда определенному правообладателю противостоит определенный носитель юридической обязанности. Так, при бюджетно-сметном финансировании складываются правоотношения между распорядителями бюджетных средств и их получателями, при этом в соответствующем финансово-плановом акте определены обе стороны.
В зависимости от присущей им функции среди финансовых правоотношений следует выделить регулятивные и охранительные. Учитывая, что основной функцией права является регулятивная, то среди финансовых правоотношений регулятивные занимают особое, господствующее положение. Охранительные же финансовые правоотношения выполняют вспомогательную роль, обеспечивая реализацию регулятивных отношений.
Дифференцируя финансовые правоотношения по их содержанию, следует остановиться на простых и сложных правоотношениях. В простых правоотношениях одна сторона обладает финансовым правом, а другая несет финансовую обязанность. В сложных правоотношениях обе стороны имеют финансовые права и несут финансовые обязанности. Следует отметить, что сложные финансовые правоотношения возможно разделить на несколько простых, при этом одно из них будет основным, а остальные производными. Рассматривая такое сложное правоотношение, как уплата налогов, следует определить в качестве основного такое простое правоотношения, в силу которого налогоплательщик обязан уплатить соответствующий налог, а налоговые органы осуществляют деятельность по организации его взимания. Производными же в этом случае будут правоотношения по налоговому контролю, осуществляемому налоговыми органами, и налоговой отчетности.
Особое значение имеет классификация финансовых правоотношений в зависимости от характера общественных отношений, лежащих в их основе. Так, среди финансовых правоотношений помимо прочих следует выделить:
• бюджетные правоотношения;
• налоговые правоотношения;
Информация о работе Расчеты с использованием кредитных карточек