Пути усовершенствования планирования качества продукции на предприятии

Автор: k*******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является аналіз планов предприятия по улучшению качества продукции.
Объектом данной работы выступает ООО “Кондитерская фабрика “Десна”. Предметом исследования является процесс планирования улучшения качества продукции на предприятии.
Исходя из цели курсовой работы, её основными задачами являються:
анализ теретической базы понятия планирования и процесса планирования качеством предприятия;
исследование общей характеристики предприятия и её основних показателей;
исследование процесса планирования улучшения качества на предприятии;
разработка направлений улучшения процесса планирования качества продукции на предприятии.

Содержание

Вступление 3
1 Теоретические основы анализа качественного состава предприятия 7
1.1. Понятие планирования на предприятии 7
1.2. Планирование процесса управления качеством 10
2. Системный анализ качественного состава персонала и ефективности его деятельности 21
2.1. Общая характеристика предприятия 21
2.2. Оценка основних показателей деятельности предприятия 22
2.3. Анализ процесса разработки планов улучшения качества продукции на предприятии 27
3 Пути усовершенствования планирования качества продукции на предприятии 29
Выводы 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Курс. качество продукции.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

     Эффективность производственной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики становится возможной лишь при условии разработки плана развития производственной программы и прогноза социально-экономического развития предприятия на перспективу. Именно в планировании и заложена главная идея - доминантная функция развития и управления производством. Когда есть четко определенная идея достижения конечной цели, тогда определяются организационно-технические пути и функции управления по реализации этой цели [7].

     1.2. Планирование процесса управления качеством

 

     Под планированием качества продукции  понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение  заданного интервала времени. Планирование повышения качества должно опираться  на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.

     Действенность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая  проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.

     В перечень главных задач планирования повышения качества продукции входят:

     обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;

       достижение и превышение технического  уровня и качества лучших отечественных  и зарубежных образцов;

       установление экономически оптимальных  заданий по повышению качества  продукции с точки зрения их  ресурсного обеспечения и запросов  потребителей;

       совершенствование структуры выпускаемой  продукции путем оптимизации  ее типоразмерного ряда;

       увеличение выпуска сертифицированной продукции;

       улучшение отдельных потребительских  свойств уже выпускаемой продукции  (надежности, долговечности, экономичности  и др.);

       своевременная замена, сокращение  производства или снятие с  производства морально устаревшей  и неконкурентоспособной продукции;

       обеспечение строгого соблюдения  требований стандартов, технических  условий и другой нормативной  документации, своевременное внедрение  вновь разработанных и пересмотр  устаревших стандартов;

     разработка  и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;

       увеличение экономической эффективности  производства и использование  продукции улучшенного качества.

     Предметами  планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.

     Планирование  повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования. К общим принципам планирования относят:

     сочетание централизованного руководства  с самостоятельностью подразделений;

       пропорциональность, т.е. сбалансированный  учет ресурсов и возможностей  предприятия;

       комплексность (полнота) – взаимоувязка всех сторон деятельности предприятия;

       детализация – степень глубины  планирования;

       точность – степень допусков  и отклонений параметров плана;

       простота и ясность – соответствие  уровню понимания разработчиков  и пользователей плана;

       непрерывность – цельность временного  пространства планирования;

       эластичность и гибкость –  возможность использования резервов  и учет альтернатив;

       научность – учет в планировании  новейших достижений науки и  техники, требований перспективных  стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных);

       экономичность – эффективность  плановой деятельности с позиций  соотношения (целевой результат)/затраты.

     К методам планирования относят:

     – расчетно-аналитический, основанный на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов;

     – экспериментальный (опытный) – проектирование норм, нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;

     – отчетно-статистический – разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления.

     В плановой деятельности по обеспечению  необходимого уровня качества применяются  и специфические виды работ:

     анализ  требований потребителей;

       изучение спроса;

       анализ рекламаций;

       учет требований перспективных  стандартов и результатов НИР;

       изучение патентной информации;

       учет изменений требований к  сертификации продукции;

       осуществление плановых расчетов;

       увязка плановых мероприятий.

     Планирование  увязывает планы подразделений предприятия с его общей стратегией и оперативными задачами. Задачи планирования – это формирование системы планов и показателей оценки их выполнения.

     Для обеспечения предусмотренного в  планах улучшения качества собственной  продукции предприятия должны требовать от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запчастей и других компонентов конечной продукции. Предъявление повышенных требований к качеству поставок должно сопровождаться оказанием разнообразной помощи предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции. Формы подобной помощи, а также расходы на ее оказание должны быть предметом планирования повышения качества на предприятии.

     Наиболее часто основу плана повышения качества продукции на предприятии составляют задания по достижению и превышению технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов, увеличению выпуска сертифицированной продукции, улучшению отдельных показателей качества выпускаемой продукции, модернизации или снятию с производства неконкурентоспособной продукции, разработке и реализации конкретных мероприятий по достижению заданного уровня качества и др.

     Как самостоятельные направления планирования повышения качества продукции на предприятии обычно выделяют:

     внутрифирменное планирование качества продукции;

       планирование внедрения системы  управления качеством на предприятии;

       планирование кадрового обеспечения  повышения качества продукции;

       планирование снижения потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака;

       планирование качества продукции  в договорах и контрактах.

     В последние годы широкое распространение  получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный  опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами определяется политика в области качества, включающая совершенствование управления качеством продукции и его обеспечение. Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели плановой деятельности и должна включать:

     улучшение экономического положения предприятия;

       расширение или завоевание новых  рынков сбыта;

       достижение технического уровня  продукции, превышающего уровень  ведущих предприятий и фирм;

       ориентацию на удовлетворение  требований потребителя определенных  отраслей или регионов;

       освоение изделий, функциональные  возможности которых реализуются  на новых принципах;

       улучшение важнейших показателей  качества продукции;

       снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

       увеличение сроков гарантии на  продукцию;

       развитие сервиса.

     Управлению  качеством продукции во всех странах  уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался  новый подход, новая стратегия  в управлении качеством, которая реализуется с помощью стратегического и долгосрочного планирования. Она характеризуется рядом моментов:

     обеспечение качества понимается не как техническая  функция, реализуемая каким-то одним  подразделением, а как систематический  процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;

     новому  понятию качества должна отвечать соответствующая  организационная структура предприятия;

     вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в  процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;

     качество  должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

     повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная  с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

     всеобъемлющее повышение качества достигается  только заинтересованным участием всех работников.

     Вышеперечисленное осуществимо только при действии четко организованной системы управления качеством, направленной на интересы потребителей, затрагивающей все подразделения и приемлемой для всего персонала.

     В последнее время одним из важных направлений повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.

     Планирование  повышения качества продукции на предприятии в целом всегда должно дополняться внутрипроизводственным планированием. При этом могут использоваться обобщающие, единичные и комплексные показатели качества, которые дифференцируются с учетом особенностей планирования по его видам (перспективное, текущее) и уровням управления (предприятие, цех, участок, отдел).

     При составлении планов повышения качества по каждому структурному подразделению следует исходить из уровня показателей качества, утвержденных в плане предприятия. Поэтому для структурных подразделений предприятия в зависимости от их специфики необходимо устанавливать конкретные задания по повышению качества продукции и качества работы, которые должны быть однозначно увязаны с последующей оценкой и стимулированием их производственной деятельности.

Информация о работе Пути усовершенствования планирования качества продукции на предприятии