Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:26, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.
ВВЕДЕНИЕ
I. Налоговая как инструмент государственной социальной и экономической политики
Основные понятия и сущность налогообложения
Классификация налогов
Налоговое администрирование в РБ
II. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки
2.2. Налоги, относимые на себестоимость
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли
ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ
3.1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2006 г.г
3.2. Пути реформирования налоговой системы РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Показатели | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Темпы роста ВВП, % | 89,6 | 102,8 | 111,4 | 108,4 | 103,4 | 106 | 104,1 | 104,7 | 105,6 |
Реальная налоговая нагрузка на экономику (без учета ФСЗ), % | 32,1 | 28,5 | 31,2 | 30,4 | 32,0 | 31,8 | 30,2 | 28,2 | 29,4 |
Реальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), % | 42,6 | 39,2 | 41,9 | 41,1 | 42,4 | 42,2 | 41,5 | 39,7 | 40,7 |
Задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в % к ВВП | 4,6 | 7,6 | 1,3 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,8 | 0,9 | 1,5 |
Номинальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), % | 47,2 | 46,9 | 43,1 | 41,6 | 42,7 | 42,7 | 42,3 | 40,6 | 42,2 |
Источник: [11,c.33 ]
Основная доля налоговых изъятий приходиться на налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, что дает двойной негативный эффект: уменьшает финансовый результат (прибыль) и приводит к сокращению реальных доходов населения. Динамика их изменений за предшествующие годы представлена в Таблице 3.2.
Таблица 3.2.
Уровень налоговых изъятий от фонда оплаты труда в 1998-2002 годах, в %
Показатели | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Налоги и отчисления с ФОТ | 52,1 | 52,3 | 50,3 | 49,1 | 49,4 |
Чрезвычайный налог | 3,0 | 2,7 | 2,8 | 0,0 | 0,0 |
Отчисления в фонд занятости | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 0,0 | 0,0 |
Единый платеж от ФОТ | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 3,6 | 3,8 |
Подоходный налог | 11,9 | 10,2 | 10,6 | 9,9 | 9,7 |
Отчисления на содержание ДДУ | 2,2 | 2,7 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
ФСЗН | 33,9 | 35,8 | 35,9 | 35,5 | 35,9 |
Источник:
[1,c.37]
Как свидетельствуют данные таблицы, за счет прямых налогов от ФОТ формируется около 13% доходов консолидированного бюджета и практически весь внебюджетный фонд социальной защиты населения. Наибольший удельный вес в структуре платежей от ФОТ они составляют около 75%. Доля подоходного налога занимает 19% в общей сумме налогов на ФОТ. Необходимо отметить, что за анализируемый период наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу, что отражает тенденцию снижения общего уровня жизни населения и сокращения получаемых ими доходов, а так же провоцирует сокрытие объекта налогообложения.
С
самого начала становления и развития
налоговой системы Республики Беларусь
система налогообложения постоянно корректируется
и изменяется. Динамика этих изменений
отражена в Таблице 3.3.
Таблица 3.3.
Динамика удельного веса налогов в доходах консолидированного бюджета РБ в 1993-2003 г.г., млрд.руб.
показатель | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Доходы гос.бюджета | 3,6 | 6,5 | 36,2 | 51,3 | 11,3 | 239,5 | 1054,9 | 3179,3 | 5728,7 | 8204 | 12168 |
Налоговые поступления | 3,2 | 5,7 | 28,6 | 39 | 85,9 | 205,3 | 923,7 | 2898,5 | 5113,2 | 7219,1 | 10544 |
в % к доходам бюджета | 88,5 | 87,1 | 78,9 | 76,0 | 77,2 | 85,7 | 87,6 | 91,2 | 89,3 | 88,0 | 86,7 |
В том числе | |||||||||||
Косвенные налоги | 1,5 | 2,6 | 13,3 | 20,8 | 48,2 | 119,5 | 577,9 | 1862,6 | 3201,9 | 4553,4 | 6658,1 |
в % к доходам бюджета | 42,2 | 40,2 | 36,8 | 40,6 | 43,3 | 49,9 | 54,8 | 58,6 | 55,9 | 55,5 | 54,7 |
Прямые налоги | 1,4 | 2,6 | 12,3 | 13,6 | 31,1 | 66,6 | 269,5 | 887,1 | 1609,2 | 2150,8 | 3033,6 |
в % к доходам бюджета | 37,8 | 40,0 | 34,0 | 26,5 | 28,0 | 27,8 | 25,6 | 27,9 | 28,1 | 26,2 | 24,9 |
Смешанные налоги | 0,3 | 0,5 | 3 | 4,6 | 6,6 | 19,2 | 76,3 | 148,8 | 302,1 | 514,9 | 852,2 |
в % к доходам бюджета | 8,5 | 7,7 | 8,3 | 8,9 | 5,9 | 8,0 | 7,2 | 4,7 | 5,3 | 6,3 | 7,0 |
Источник:
[12,c.43]
Такое
положение затрудняет реализацию основных
функций налогов –
3.2. Пути реформирования налогообложения в РБ.
Применяемая в республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальной налоговой системы.
Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.[19,c.36]
Основное направление совершенствования налоговой системы республики и приближения ее к уровню налогообложения на территории единого экономического пространства – снижение налоговой нагрузки.
Несмотря на то, что определенные подвижки в области отчислений в бюджетные фонды происходят, проблема их существования в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов не должно идти вразрез с общей налоговой политикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы каждого платежа, последствий их ведения и применения как на национальной территории, так и в региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей, применении льгот и санкций. Также должна быть определена программа, предусматривающая наряду с налоговой политикой политику поэтапной отмены целевых платежей.[15,c.24]
Поэтому упорядочение бюджетных отношений в части функционирования государственных целевых фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизит общую нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях экономики, выровнять базы налогообложения и ускорить процесс унификации налоговой системы в рамках проводимой политики налоговой гармонизации.
Один из вариантов налогового реформирования предполагает:
Предложенные изменения отразятся следующим образом на структуре налоговых платежей и общей величине налоговой нагрузки:
Таблица 3.4.
Уровень изъятия и отчислений в условиях действующей налоговой системы и предлагаемого варианта реформирования
показатели | в % к ВВП при действующей налоговой системе | в % к ВВП при варианте реформирования | отклонение |
НДС |
8,5 | 5,4 | -3,1 |
Акцизы |
2,3 | 2,0 | -0,3 |
Отчисления в целевые фонды | 6,5 | - | -6,5 |
ФСЗ |
11,4 | 8,3 | -3,1 |
Налог на прибыль |
4,0 | 4,2 | +0,2 |
Подоходный налог |
3,4 | 3,5 | +0,1 |
Прочие |
3,6 | 5,0 | +1,4 |
Общая сумма всех платежей | 39,7 | 28,4 | -11,3 |
Информация о работе Пути усовершенствования налогообложения в РБ