Пути усовершенствования налогообложения в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. Налоговая как инструмент государственной социальной и экономической политики
Основные понятия и сущность налогообложения
Классификация налогов
Налоговое администрирование в РБ
II. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки
2.2. Налоги, относимые на себестоимость
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли
ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ
3.1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2006 г.г
3.2. Пути реформирования налоговой системы РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Пути усовершенствования налогообложения в РБ.doc

— 229.00 Кб (Скачать)
  1. в зависимости от каналов поступления различают:
  2.      
  3. республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:

     налог на добавленную стоимость;

     акцизы;

     налог на прибыль;

     налоги  на доходы;

     подоходный  налог с физических лиц;

     экологический налог;

     налоги  с пользователей природных ресурсов;

     налоги  на имущество;

     земельный налог;

     дорожные  налоги и сборы;

     таможенная  пошлина и таможенные сборы;

     гербовый  сбор;

     оффшорный сбор;

     консульский сбор;

     экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;

     государственная пошлина;

     регистрационные и лицензионные сборы;

     патентные пошлины. [13,c.38]

     

  •   местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:
  •      налог с розничных продаж;

         налог за услуги;

         налог на рекламу;

         сборы с пользователей.

    1. по видам плательщиков:
    2.      
    3.  взимаемые  с юридических лиц,
    4.      
    5.  взимаемые  с физических лиц.
    6. по способу изъятия:
    7.      
    8.   прямые – направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым относятся:
    9.      
    10.   реальные – взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:
    • земельный налог,
    • налог с объектов строений,
    • налог с владельцев транспортных средств,
    • сельскохозяйственный налог.
    •      
    • личные – это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:
    • подоходный налог с населения,
    • налог на прибыль предприятий,
    • налог на прибыль  иностранных юридических лиц от деятельности на территории РБ,
    • налог на доходы.
    •      
    •   косвенные – это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:
    •      
    • акциз – налог с оборота, взимаемый со  стоимости товаров массового производства,
    •      
    •  налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной стоимости,
    •      
    • таможенная  пошлина – косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.
    1. по объекту обложения:

         

  •  платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:
    • НДС,
    • Акцизы,
    • Платежи по общему нормативу 3,9% (сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд),
    • Налог на продажу в розничной торговле,
    • Налог с продаж автомобильного топлива,
    • Таможенные сборы.
    •      
    •  платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:
    • единый платеж от фонда оплаты труда,
    • отчисления в Фонд социальной защиты населения,
    • платежи за землю,
    • экологический налог,
    • отчисления в центральные инновационные фонды,
    • сбор на содержание и размещение отходов,
    • государственная пошлина.
    •      
    •   платежи, уплачиваемые  из прибыли:
    • налог на недвижимость,
    • налог на доходы,
    • налог на прибыль,
    • транспортный сбор,
    • сбор на содержание и развитие инфраструктуры города.
    •      
    •   сборы, относимые  юридическими лицами  на финансовый  результат:
    • оффшорный сбор – объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.[17,с.12] 
     

         

  • Налоговое администрирование  в РБ. 
  •      Одно  из важнейших  условий стабилизации финансовой системы любого государства  – это обеспечение устойчивого  сбора  налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.

         В начале рыночных преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного  хозяйствования, в том числе и  в области налогообложения.  Большинство  государственных контролирующих органов  и налогоплательщиков оказалось не готовым к принципиально новой экономической  ситуации.  Прежде платежи в бюджет осуществлялись автоматически  и граждане считали, что перечисление налогов в бюджет – обязанность, скорее, самого государства. [8,c.49]

         Возникла необходимость в создании самостоятельной государственной структуры, обеспечивающей не только сбор налогов  в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах  и предпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов  БССР. В течение последующих 10 лет  налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров  Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет  Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании  системы республиканских органов государственного управления  и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь»  Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

         В РБ к числу государственных органов,  осуществляющих налоговое администрирование, относятся также  таможенные и  иные государственные органы, обладающие  полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета  государственного контроля РБ).

         Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции.

         Функции налоговых органов, их права и  обязанности, права и  обязанности должностных лиц налоговых органов изложены в Законе РБ «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь».

         Основные  задачи налоговых органов – это:

    1. контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве,
    2. обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет,
    3. обеспечение учета налогов,
    4. разработка предложений по совершенствованию налогового  законодательства и организации  работы государственных налоговых органов,
    5. осуществление валютного контроля в пределах своей  компетенции,
    6. предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции,
    7. привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, предусмотренных законодательством о налогах и предпринимательстве,
    8. подготовка налоговых соглашений  с другими государственными,  осуществление связей с их налоговыми службами, изучение  опыта их работы,
    9. издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания налогов.[14,c.29-30]

         Налоговые органы используют правовые и не правовые формы управления.

           Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет  правовые последствия  и осуществляется  на основе нормативного оформления (например, издание инструкций, методических  указаний и разъяснений). Не правовыми формами управления принято считать организационные действия.

         Одним из важнейших институтов налогового законодательства является налоговый  контроль, который определяется  как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет  налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.  По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля  в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня  развития налоговой системы и общей организации контроля.  В настоящее время в республике преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом, с другой – по-прежнему недостаточной правовой культурой.  Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере развития  компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и текущий контроль,  непосредственно  связанные с уровнем правовой культуры, возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны  в равной мере сочетаться с последующим контролем.

         Основными условиями осуществления налогового контроля  являются учет налогоплательщиков и учет поступления налогов. В  настоящее время налоговый контроль проводиться посредством  проверок.  По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов налоговые  проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и  внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые.  Правовой режим и правовая регламентация проверки  зависят от ее вида и регулируются соответствующими нормативными правовыми актами.

         Следует иметь в виду, что выполнение главной задачи  налогового администрирования – обеспечение «собираемости» налогов – зависит не только и не сколько от эффективности работы  налоговых администраций, сколько определяется  прежде всего  возможностями самой экономики. [5,c.23]

     

          II. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 

         
      1. Налоги, уплачиваемые из выручки.
     

         Налоги, уплачиваемые из выручки, подразделяются на:

         1. Налог на добавленную  стоимость. 

         Плательщиками налога являются  организации и  физические лица, признаваемые плательщиками  в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ в соответствии с таможенным законодательством РБ, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющих отдельный баланс и текущий либо иной другой банковский счет. Объектами налогообложения являются: обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории РБ;  обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за пределы РБ; товары, ввозимые на таможенную территорию РБ.[21,c.26]

           Зачетный метод исчисления налога  на добавленную стоимость заключается  в том, что налогоплательщик  вместе с выручкой за реализованные  товары (работы, услуги) получает от  своих  покупателей не только стоимость своих товаров (работ, услуг), но и дополнительно налог, причитающийся к уплате в бюджет.  В свою очередь  каждый налогоплательщик сам производит различные платежи за товары (работы, услуги) в пользу других  субъектов хозяйствования и при этом также, кроме стоимости товара (работы, услуги) уплачивает  поставщику и НДС. Разница между полученным и уплаченным налогом уплачивается в бюджет, если она положительная, или возвращается (зачитывается) государством налогоплательщику, если она отрицательная.[16,с.10]

    Информация о работе Пути усовершенствования налогообложения в РБ