Пути улучшения финансового планирования и прогнозирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть понятие планирования, организацию планирования, методы и принципы планирования, а также виды финансовых планов на предприятиях.

Основными задачами данной курсовой работы являются:

•Закрепление, расширение и углубление знаний полученных при изучении общепрофессиональных дисциплин
•изучение особенностей организации производства на предприятии
•сбор и обработка информации, полученной в экономических и финансовых службах предприятия
•приобретение навыков анализа экономической информации, опыта самостоятельного выполнения расчетов различных экономических показателей в условиях действующего предприятия
•углубленное изучение и анализ отдельных вопросов технологии, экономики и управления.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы планирования и прогнозирования…………………..5

1.1 Сущность экономического прогнозирования и планирования…………….5

1.2 Понятие, цели и организация планирования…………………………...…...8

1.3 Процесс планирования (прогнозирования)……………………….………..13

2. Анализ финансового планирования на ООО Агрофирма «ТАН»………....14

2.1 Планирование финансовых показателей деятельности предприятия……14

3. Пути улучшения финансового планирования и прогнозирования на предприятии…………………………………………………………………...…27

Заключение…………………………………………………………………….…32

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

финансовое планирование и прогнозирование.Курсовая.doc

— 392.50 Кб (Скачать)

     Цели  планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

     Бюджет  как экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.

     Бюджет  как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете  планов необходимо регистрировать фактические  результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия, намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

     Бюджет  как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных  показателях программу действий (план) в области производства, закупок  сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.

     Бюджет  как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.

     Бюджет  как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия  бюджета (плана) подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

     Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций  в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность  самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

     Бюджеты подразделений разрабатываются не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей.

     В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации  работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху - вниз) и по методу build-up (снизу - вверх). По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия.

     Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений.

 

     1.3 Процесс планирования (прогнозирования)

 

     Предприятие должно осуществлять планирование и  контроль в двух основных экономических  областях.

     Планирование  потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить  планирование использование, как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

     Планирование  потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки приобретения основного капитала достаточно велики.

          Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

     Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.

     Качественное  планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды  не только во время, но и по самой  низкой цене. Для этого нужно найти  банк, который может их предоставить в настоящее время, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов.

 

      2. Анализ финансового планирования на ООО Агрофирма «ТАН»

     2.1 экономическая характеристика деятельности ООО  Агрофирма «ТАН»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Оценка финансовых  показателей  деятельности  предприятия

     Финансовое  состояние характеризируется системой показателей, отражающих состояние  капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.

     Финансовое  состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным.

     Финансовое  состояние характеризуется обеспеченностью  финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

     Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче – к увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платёжеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.

     Финансово устойчивым является такой хозяйствующий  субъект, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.

     Основой финансовой устойчивости являются рациональная организация и использование оборотных средств. В процессе анализа финансового состояния большое внимание уделяется составу и размещению активов предприятия. Анализ состава и размещения активов фирмы проводится по следующей форме: 

     

     Рис.3. Коэффициенты текущей и абсолютной ликвидности за 2007, 2008 г.

     Значение  коэффициента текущей ликвидности и значение абсолютной ликвидности к 2008 году значительно уменьшился, что свидетельствует о том, что организация не располагает активами для погашения своей краткосрочной задолженности. Данные изменения объясняется увеличением уровня текущих обязательств.

     Таким образом, предприятие не является платежеспособным, но может этого достичь, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам. 

     Таблица 1

     Анализ  состава и размещения активов ООО Агрофирма «ТАН»

 
№ п/п
Активы 2007 г. 2008 г. Изменение
Тыс. руб. % Тыс.руб. % Тыс. руб. %
А 1 2 3 4 5 6 7
1 Нематериальные  активы - - - - - -
2 Основные средства 52211 51,3 87578 57,7 35367 6,4
3 Незавершенное строительство 9300 9,1 2341 1,5 -6959 -7,6
4 Долгосрочные  фин. вложения - - 420 0,3 420 0,3
5 Прочие внеоборотные активы - - 15 0 15 0
6 Оборотные средства, в т.ч.: 40288 39,6 61563 40,5 21275 0,9
  а) запасы 22607 22,2 56222 37 33615 14,8
  б) дебиторская  задолженность (в теч. 12 месяцев после  отчётной даты) 14778 14,5 3181 2,1 -11597 -12,4
  в) денежные средства 2903 2,9 2160 1,4 -743 -1,5
ИТОГО: 101799 100 151917 100 50118  

Информация о работе Пути улучшения финансового планирования и прогнозирования на предприятии