Пути повышения конкурентоспосбности зеоновой продукции на предпритих в Джанкойском районе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:30, статья

Описание работы

Цель исследования – разработка предложений, способствующих повышению конкурентоспособности зерновой продукции в сельскохозяйственных предприятиях Джанкойского района.
Результаты исследований. Адам Смит связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, который ведется между продавцами (покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара. Основным методом конкурентной борьбы считал изменение цен. Йозеф Шемпетер утверждал, что конкуренция - это соперничество старого и нового: новых товаров, новых технологий, новых источников удовлетворения потребностей, новых типов организаций.

Работа содержит 1 файл

Yatsenko_Yuliya_statya.docx

— 40.62 Кб (Скачать)

УДК:664.7.009.12 (477.75)

 

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНОВОЙ ПРОДУКЦИИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА АР КРЫМ

Доможилкина Ж. В.,к.н.э., доцент

Яценко Ю.П. – магистрант

 

Рассмотрены причины нестабильности сельскохозяйственного  производства зерновой продукции и предложены пути совершенствования конкурентоспособности производства зерна на предприятиях Джанкойского района.

Ключевые  слова: конкурентоспособность зерновая продукция, рынок зерна, конкуренция, рыночная инфраструктура.

Введение. Проблема обеспечения продовольственной безопасности страны требует расширенного воспроизводства в зерновой подотрасли АПК. Джанкойский район, где зерновая отрасль является главной, а ее продукция рентабельной, относится к районам, имеющим возможность вывозить зерно и продукты его переработки в другие районы, экспортировать за рубеж самостоятельно или через систему торговых организаций. Определение для каждого хозяйствующего субъекта путей использования конкурентных преимуществ на отдельных сегментах рынка за счет повышения качества и снижения издержек производства создает условия для повышения конкурентоспособности зерновой продукции. Для этого необходимо провести исследование конъюнктуры зернового рынка и дать оценку его конкурентной среды.

Проблема совершенствования  и управления конкурентоспособностью зерновой продукцией является важной и актуальной в настоящее время, в связи со вступлением Украины в мировую торговую организацию (ВТО). Среди преимуществ вступления Украины в ВТО необходимо отметить постепенное распространение на аграрный сектор международных правил торговли, инвестирование, кредитование, страхование. Использование данных преимуществ будет способствовать совершенствованию конкурентоспособности производства зерна и зерновой продукции и соответствию ее международным стандартам, требованиям рынка, мировому научно-техническому уровню.

Решение данной проблемы имеет  также четко выраженный региональный характер. Это обусловлено как  возрастающей ответственностью регионов за обеспечение потребностей рынка  зерном и его продукцией, так и  особенностями региональной конкурентной среды и факторов конкурентоспособности на уровне региона.

Анализ последних  исследований и публикаций. Проблему конкурентоспособности продукции, а также особенности функционирования зернового рынка исследовали и отразили в своих трудах Серских Н.С., Корчагина В.Г., Шапошникова О.М., Седько Л.К. и другие. Конъюнктуре рынка и факторам конкурентоспособности продукции посвящены труды Никишиной О.В., Мелешко М.И., Симяр С.Ф. Вместе с тем, сохраняется необходимость продолжения исследований конкурентоспособности зерновой продукции при различном состоянии рынка. Современное положение товаропроизводителей зерна на внутреннем и внешнем рынках обусловливает необходимость разработки и определения путей повышения эффективности их функционирования за счет формирования и использования конкурентных преимуществ.

Цель исследования – разработка предложений, способствующих повышению конкурентоспособности зерновой продукции в сельскохозяйственных предприятиях Джанкойского района.

Результаты исследований. Адам Смит связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, который ведется между продавцами (покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара. Основным методом конкурентной борьбы считал изменение цен. Йозеф Шемпетер утверждал, что конкуренция - это соперничество старого и нового: новых товаров, новых технологий, новых источников удовлетворения потребностей, новых типов организаций. Он основал теорию «эффективности конкуренции», согласно которой взаимодействие сил монополии и конкуренции, основанной на нововведениях, превращает рыночный механизм в эпоху «большого бизнеса» в инструмент особого динамизма экономического развития.

А. Ю. Юданов утверждает, что  рыночная конкуренция - это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного  спроса потребителей, ведущаяся ими  на доступных сегментах рынка [60, с. 11].

В настоящее время, как  было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в Украине), повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция - очень сложное понятие. Особенно важно изучить ее механизм в условиях украинской экономики, только начинающей осваивать этот механизм [7. С. 74]. \

Зерновое хозяйство Украины  является стратегической и наиболее эффективной отраслью народного хозяйства, так как зерно и продукты его переработки составляют основу продовольственной базы и безопасности государства.

Рынок зерна Джанкойского района (продовольственного зерна, семян, зерна для промышленной переработки, фуражного зерна) формируется межотраслевыми структурами. В зависимости от особенностей субъектов рынка формируются рыночные структуры (оптовый, розничный рынок), которые обеспечивают государственную и кооперативную торговлю, или входят в более сложные (товарные биржи) системы товарооборота зерна и зерновой продукции.

Джанкойский район традиционно занимает одно из ведущих мест в формировании товарных ресурсов зерна в Украине. Этому способствует исторически сформированная зерновая специализация данного района и благоприятный природно-ресурсный аграрный потенциал производства зерна и продуктов его переработки. Сельхозпредприятиями всех форм собственности в 2011 году с площади 58749 га намолочено 181,9 тыс. т ранних зерновых культур при урожайности 30,9 ц/га[4]. По валовому намолоту зерна Джанкойский район занял 3-е место среди регионов Крыма.

Зерно, выращенное в сельскохозяйственных предприятиях Джанкойского района, является достаточно конкурентоспособным на национальном и мировом рынке, как по качеству, так и по себестоимости. Производство зерна в районе развивается на основе интенсификации, то есть увеличения производства зерна происходит преимущественно за счет увеличения урожайности зерновых культур.

При исследовании использовались данные финансовых отчетностей СПК «КАТП Джанкой» Джанкойского района, которое наиболее полно отождествляет производство зерна и продуктов его переработки в данном районе. Данные использовались за 2010-2011г.г., так как в 2012 г. в связи с аномальными погодными условиями, с обмолоченных площадей всего Джанкойского района на 03.09.2012г. получено 991,9 тыс. ц зерна (в первоначально оприходованном весе), что составляет 54,5% уровня на 01.09.2011 г., в т. ч. сельскохозяйственными предприятиями - 841,1 тыс. ц (55,0%). Средняя урожайность зерновых культур составила 16,5 ц с 1 га (на аналогичную дату прошлого года - 30,9 ц), в сельскохозяйственных предприятиях - 16,8 ц с 1 га (31,3 ц) [4].

Для того чтобы дать непосредственную оценку конкурентоспособности предприятия, необходимо проанализировать, насколько эффективна деятельность в той или иной отрасли, какие результаты (урожайность зерновых и технических культур) она приносит, и сравнить их со средними показателями по АР Крым (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей  урожайности зерновых культур СПК «КАТП Джанкой» и средними показателями с.-х. предприятий АР Крым в 2011 г., ц/га

Виды культур

СПК «КАТП Джанкой»

В среднем по АР Крым

Озимая пшеница

26,7

24,2

Озимый ячмень

22,2

20,0

Яровой ячмень

18,1

13,1

Овес

15,2

14,6


Проанализировав данные таблицы 1 можно сделать вывод, что СПК «КАТП Джанкой» по четырем основным своим культурам превосходит средние показатели урожайности по АР Крым а, следовательно, является одним из конкурентоспособных хозяйств Джанкойского района и АР Крым в целом.

Для того чтобы дать объективную оценку конкурентоспособности продукции зерна и зерновой продукции в Джанкойском целесообразно ее определять в сравнении с другими предприятиями, что позволит определить конкурентные преимущества предприятий данного региона и выявить слабые стороны их деятельности. Для сравнения был выбран СПК им. Калинина Первомайского района, производящий аналогичную продукцию (зерновые, технические) (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ эффективности  деятельности СПК «КАТП Джанкой» Джанкойского района и СПК им. Калинина Первомайского района 2011 г.

Показатели

СПК «КАТП Джанкой»

СПК им. Калинина

Сельскохозяйственные угодья, га

3449

545

в т.ч. пашня

3449

542

Среднегодовая стоимость  основных средств, тыс. грн

31809,1

3630,9

Стоимость валовой продукции  в сопоставимых ценах 2005 г.

5194,1

2171,54

Урожайность, зерновых, ц/га

22,4

32,2

в т.ч. озимой пшеницы

26,7

31,9

озимого ячменя

22,2

34,6

Цена реализации зерновых, грн./ц

112,7

101,2

в т.ч. озимой пшеницы

112,8

109,7

озимого ячменя

118,1

71,8

Полная себестоимость  зерновых, грн./ц

137,5

123,3

в т.ч. озимой пшеницы

145,4

131,3

озимого ячменя

136,4

95,7

Прибыль от реализации зерновых, грн./ц

-24,8

-22,1

в т.ч. озимой пшеницы

-32,6

-21,6

озимого ячменя

-18,3

-23,9

Уровень рентабельности производства зерновых, %

-2

-0,2

в т.ч. озимой пшеницы

-0,2

-0,1

озимого ячменя

-0,1

-0,2


 

Сравнительный анализ показал, что СПК «КАТП Джанкой» имеет высокий ресурсный потенциал. Но в условиях глобального экономического кризиса и постоянно изменяющейся окружающей среды, предприятию не удается успешно функционировать без постоянного укрепления своих позиций в жесткой конкурентной борьбе.

Таблица 3

Матрица SWOT-анализа производства зерновой продукции в Джанкойском районе АР Крым

 

ВОЗМОЖНОСТИ

1. Расширение сбытовой  сети зерновой продукции и зернопродуктов Джанкойского района по Крыму, регионам Украине и за рубежом.

2. Создание новой системы мотивации персонала

3. Развитие зерносберегающих технологий

4. Возможность внедрения  стопроцентного охвата района информационно-консультационным обслуживанием АПК.

5. Развитие района за  счет повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

УГРОЗЫ

1. Стремительно растущий  уровень конкуренции на региональном  уровне;

2. Устаревающее оборудование;

3. Дефицит энергомощностей: электроэнергоснабжения, газоснабжения.

5. Низкий уровень инвестиционной активности действующих предприятий.

6. Риск снижения эффективности сельхозпроизводства.

7. Риск потери кадрового  потенциала вследствие миграционного оттока в экономически развитые крупные регионы страны.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

1. Благоприятное географическое положение Джанкойского района

2. Благоприятный климат  для выращивания многих сельскохозяйственных культур.

3. Многолетний опыт района  в производстве продукции и  продвижения ее на рынок.

4. Хорошо развита транспортная  инфраструктура.

5.Наличие производственной  базы предприятий осуществляющих переработку зерновой продукции.

6.Утверждённая и стабильная отпускная цена для зернотрейдеров.

7. Высокое качество производимой продукции.

8. Развитие альтернативных  каналов продаж.

1. Как воспользоваться  открывающимися возможностями, используя сильные сторон предприятия?

1. Расширение ассортимента выращиваемой продукции и улучшение её качества за счёт использования новых технологий.

3. Привлечение на территорию района крупных производителей, увеличение объема производства продукции, рост инвестиций в производственный и социальный сектора экономики.

4. Возможность качественного и количественного роста производимой продукции за счет реконструкции и модернизации, использования новых технологий управления.

2. За счет, каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

1. Проведение постоянного  контроля за качеством зерновой продукции.

2. Ежедневная работа в  области продвижения зерновой продукции на рынки сбыта, поиск инвестиционных вложений.

3. Снижение себестоимости  производства зерновой продукции  за счет использования новых технологий.

4. Создание конкурентоспособных рабочих мест.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1. Высокий уровень постоянных издержек.

2. Неравномерный уровень подготовки кадров.

3. Отсутствие выгодной кредитной системы кредитования.

4. Недостаточный уровень государственной поддержки с.-х. предприятий.

5. Возможность аномальных погодных условий.

6. Высокий моральный и физический износ техники и оборудования в АПК (60-70%).

7. Высокий износ оросительных  систем.

3. Какие слабые  стороны района могут помешать  воспользоваться возможностями.

1. Получение разрешения  вышестоящего органа управления  на оформление кредитов.

2. Низкий уровень развития сельскохозяйственного маркетинга на предприятиях влечет за собой недостаточный уровень привлечения инвестиций в производство.

4. Каких угроз,  усугубленных слабыми сторонами района нужно больше всего опасаться?

1. Появившийся конкурент  может предложить рынку продукцию,  аналогичную нашей, по более низким ценам.

2. Потеря урожая в результате аномальных  погодных условий.

3. Слаборазвитый агропродовольственный рынок, диспаритет цен и дорогостоящие энергоносители, монополизм переработчиков сельхозпродукции.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспосбности зеоновой продукции на предпритих в Джанкойском районе