Пути и методы формирования рынка труда в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 13:38, реферат

Описание работы

Главная цель работы – рассмотрение методов формирования рынка труда в России.
Реализация цели работы обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические основы рынка труда в российской экономике и его основные характеристики;
- проанализировать современное состояние рынка труда России;
- определить пути и методы формирования рынка труда в РФ.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 119.50 Кб (Скачать)
 

     Итак, первый феномен современной сферы  занятости населения, к которому должно адаптироваться трудоспособное население, – это само по себе наличие  безработицы. Время поколебало достаточно абстрактное и отдающее эйфорией либерализма мнение, что безработица – это плата за эффективный труд и в то же время фактор повышения эффективности труда.

     Следующая особенность сферы занятости  населения кризисного периода, вытекающая из наличия безработицы, – это  диктат работодателя, который ряд исследователей называют монопсоническим. Самая значительная выгода, к которой приводит работодателя его монопсоническое положение в сфере занятости, – это возможность опускать цену рабочей силы ниже прожиточного минимума.

     Неотъемлемой  чертой сферы занятости в эпоху кризиса является сочетание жесткой конкуренции при подборе персонала с корпоративно-личными связями, тенденция к усилению которых проявляет себя при росте напряженности рынка труда.

     Одним из изменений в сфере занятости, требующих адаптации является также то, что сами государственные службы занятости переживают в настоящий момент не лучшие времена. Если руководствоваться сугубо официальной статистикой, то можно сделать вывод, что Россия на протяжении последних двух лет переживает период экономического подъема, позволившего уменьшить численность регистрируемых безработных до уровня 1995 г. и даже еще ниже. А между тем, «благополучные» цифры отнюдь не всегда свидетельствуют о том, что произошли значительные сдвиги. Снижение уровня регистрируемой безработицы явилось не результатом каких-либо эффективных и продуманных шагов властей, а прямым следствием дефицита фондов занятости и сокращения по этой причине возможностей службы занятости оказывать помощь безработным.

     Следующая по важности и по существу особенность сферы занятости – это наличие конкуренции рабочей силы, что зачастую сопряжено с конкурсами на вакантное рабочее место.

       Подводя итог, можно отметить, что в последнее  время наблюдается тенденция  к снижению динамики численности  занятого населения, что связано прежде всего с мировым финансовым кризисом. Основная масса занятого населения работают на частных предприятиях, при этом большая часть населения занята в обрабатывающем производстве, торговле и сельском хозяйстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Формирование цивилизованного  рынка труда

       § 1 Меры по поддержке  рынка труда

       В связи с глобальным экономическим  кризисом и в преддверии возможного массового высвобождения работников, которое по прогнозам экспертов коснется в первую очередь металлургии, машиностроения, химической промышленности - отраслей с высоким уровнем средней зарплаты и других градообразующих предприятий, а также таких видов экономической деятельности, как дорожное строительство и грузоперевозки, государством предприняты попытки сгладить социальный эффект от подобных негативных явлений.

       Минздравсоцразвития России и Роструд ведут постоянный мониторинг рынка труда, в процессе которого выявляются:

       - причины увольнения работников (отдельно  по каждой организации с указанием  вида экономической деятельности);

       - предполагаемые сроки (этапы)  увольнения;

       - численность работников, предполагаемых  к увольнению и высвобожденных  из организаций;

       - численность работников и время  нахождения в простое, отпуске  по инициативе администрации;

       - численность работников, работающих неполное рабочее время;

       - меры, осуществляемые органами службы  занятости населения субъектов  Российской Федерации, в том  числе содействие в трудоустройстве,  признание безработными, направление на профессиональное обучение, оказание содействия в переезде в другую местность с целью трудоустройства, выдача предложений об оформлении пенсии досрочно в соответствии с законодательством о занятости населения.

     Выше  уже была проанализирована ситуация на общероссийском рынке труда в  настоящее время. Вероятно в действительности ситуация выглядит несколько хуже, поскольку не все организации представляют данную информацию. При том, что в Бюджете-2011 уже заложен прогноз, что безработных в стране будет в районе 1,4 млн человек.

     В этих условиях и принимаются дополнительные меры по укреплению рынка труда.

     Прежде  всего повышен максимальный размер пособия по безработице - с 1 января 2011 г. он составит 4900 руб. против планировавшихся ранее 3400 руб. [7]. По словам Министра Минздравсоцразвития России Т. Голиковой 4900 руб. - это 30% от средней зарплаты в экономике по итогам августа.

     Кроме того, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 287-ФЗ были внесены существенные изменения в закон «О занятости  населения в Российской Федерации».

     Так, в частности, с 1 января 2011 г. в целях повышения уровня социальной защищенности граждан пособие по безработице в процентном отношении к среднему заработку выплачивается гражданам, уволенным из организаций в том числе по собственному желанию по любым причинам.

     Иными словами, уволившиеся по собственному желанию по любому основанию уравнены в правах с уволенными в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации. Это объясняется прежде всего тем, что многие работодатели в условиях кризиса во избежание траты времени на соблюдение регламентированных процедур и сокращения своих издержек при реальном сокращении штата предлагали работникам уволиться по собственному желанию и те не в полной мере могли рассчитывать на социальную помощь со стороны государства.

     При этом, по общему правилу, размер среднего заработка, исчисляется за последние 3 месяца по последнему месту работы, если граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Ранее работник, уволившийся по собственному желанию, мог рассчитывать только на 1,5 размера минимального пособия по безработице (850 руб.) в течение 6 месяцев с момента регистрации в службе занятости.

     Далее, принципиальным нововведением, закрепляемым Федеральным законом № 287-ФЗ от 25.12.2008 г., является расширение полномочий Правительства РФ - в связи с осложнением ситуации на рынке труда ему разрешено разрабатывать и реализовывать в отдельных субъектах Российской Федерации дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации.

     Для реализации указанных мероприятий  Правительство РФ вправе при формировании и реализации федерального бюджета  на очередной финансовый год и  плановый период образовывать резерв бюджетных ассигнований, которые могут быть использованы в порядке, определяемом самим Правительством РФ.

     По  информации заместителя Министра здравоохранения  и социального развития РФ М. Топилина, такие мероприятия, прежде всего, направлены на организацию опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, и общественных работ, стимулирование работодателей к созданию временных рабочих мест, содействие развитию малого бизнеса и самозанятость. По сути, это мероприятия, реализация которых должна препятствовать значительному росту численности безработных граждан.

     Кроме того, этим же Федеральным законом  установлена новая обязанность работодателей - сообщать в органы службы занятости всю информацию о введении режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, временной приостановке работы.

     Эта мера позволить более детально проводить  мониторинг ситуации на рынке труда  и оперативно реагировать на изменение  ситуации на рынке труда.

     Наконец еще одна мера по поддержке рынка  труда содержится в постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 1089. Этим постановлением утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. При этом, на указанные цели в 2009 г. из федерального бюджета выделены средства в размере 43 млрд руб.

     Субсидии  предоставляются Федеральной службой  по труду и занятости на софинансирование региональных программ, предусматривающих следующие дополнительные мероприятия по поддержке рынка труда:

     а) опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового  увольнения (установление неполного  рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

     б) организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

     в) оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения  рабочих мест, в том числе создаваемых  в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

     г) содействие развитию малого предпринимательства  и самозанятости безработных  граждан.

     Рассмотрение  региональных программ осуществляется Министерством здравоохранения  и социального развития Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а отбор этих программ в целях предоставления субсидий осуществляется межведомственной рабочей группой по мониторингу ситуации на рынке труда.

     Существенным  условием предоставления субсидий является софинансирование региональной программы за счет бюджета субъекта Российской Федерации в размере не менее 5%. Иными словами, объем софинансирования мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации, со стороны федерального бюджета ограничен 95 % общего размера расходов на реализацию этих мероприятий.

     Эта мера обусловлена необходимостью стимулирования региональных органов власти на реализацию активной политики занятости в субъектах  Российской Федерации. Однако последние пока не проявляют своей заинтересованности в выделении средств из регионального бюджета - на конец января на заседании Межведомственной рабочей группы по мониторингу ситуации на рынке труда рассмотрены и в целом одобрены только региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Красноярского края и Ярославской области.

       Вышеприведенные меры отражают озабоченность Правительства  РФ ростом безработицы на фоне спада в экономике страны, однако очевидно, что они будут не последними в этом непростом году.

       § 2 Пути формирования рынка труда

       Учитывая  сложность ситуации на рынке труда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

       Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.

       Необходимо  определить проекты государственной  значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.

Информация о работе Пути и методы формирования рынка труда в РФ