Прямые иностранные инвестиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:30, лекция

Описание работы

Обычно понятие прямых инвестиций сравнивают с понятием, данным в Сеульской конвенции 1985 г. (понятие предложенное МВФ), где прямые инвестиционные капиталовложения определены как «капиталовложение, которое производится с целью приобретения долгосрочного участия в предприятии, действующем в стране, не являющейся страной инвестора, или при котором инвестор стремится к получению реального влияния в управлении предприятием".

Работа содержит 1 файл

Тема 10 конспект.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

Тема 10 Прямые иностранные инвестиции

    Обычно  понятие прямых инвестиций сравнивают с понятием, данным в Сеульской  конвенции 1985 г. (понятие предложенное МВФ), где прямые инвестиционные капиталовложения определены как «капиталовложение, которое производится с целью приобретения долгосрочного участия в предприятии, действующем в стране, не являющейся страной инвестора, или при котором инвестор стремится к получению реального влияния в управлении предприятием".

    Определение, данное в законе «Об иностранных  инвестициях в РФ» не позволяет провести четкого разграничения между портфельными и прямыми инвестициями. Так, в соответствии со ст. 2 Закона, покупка 10% доли считается во всех случаях прямой инвестицией, даже если эти 10% приходятся на привилегированные акции, которые по общему правилу не дают права на участие в управлении компанией, то есть являются в чистом виде портфельными инвестициями. Именно этот элемент влияния и контроля, о котором говорится в определении МВФ, отличает прямые инвестиции от портфельных.

      Прямые  иностранные инвестиции - приобретение иностранным  инвестором не менее 10 % доли в уставном капитале компании, созданной  на территории России в форме хозяйственного товарищества или  общества; 

      это вложение капитала в  основные фонды филиала  иностранного юридического лица, созданного в России;

      это осуществление иностранным  инвестором лизинга  определенных видов  оборудования1, таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей2. 

    МВФ и ОЭСР в своих определениях указывают  порог в 10%, рекомендуя странам в  своих нормативных актах так же прописывать данный порог. Но это зачастую вступает в противоречие со второй частью определения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) – приобретение контроля или значительного влияния на управление предприятием. Не всегда владение пакетом в 10 и больше процентов предоставляет инвестору достаточный контроль. Во Франции дается два определения понятию ПИИ. Для статистики в одном определении указывается норма в 10%3.  А в другом определении приводится норма в 33,3%.

      Можно выделить три основные группы мотивов для ПИИ:

      Первым  и основным мотивом является стремление к наиболее выгодному вложению капитала, что достигается производством товаров и услуг на месте. На это и направлена большая часть прямых инвестиций.

      Второй  мотив — технико-экономический. Часть прямых инвестиций нацелена на создание за рубежом собственной инфраструктуры внешнеэкономических связей (складов, баз подработки, транспортных предприятий, банков, страховых компаний, торговых компаний и т.д.), иначе говоря, создание товаро- и услугопроводящей сети для обеспечения сбыта продукции ТНК.

      Третья  группа мотивов — экономическая и политическая нестабильность, высокие налоги, «отмывание» незаконных средств. Происходит так называемое бегство капитала. Особенно активно такой капитал поступает в страны и территории с чрезвычайно льготным налогообложением для тех компаний, которые там регистрируются, но совершают свои операции за рубежами.

    Прямые  инвестиции включают:

    • Денежные взносы в Уставной фонд при учреждении ООО или покупку акций  ОАО и ЗАО вновь создаваемой или уже существующей компании;
    • Долгосрочные займы зарубежных совладельцев (частные инвестиции в ООО, ЗАО);
    • Реинвестированный доход (часть прибыли полученной в пропорции от использования ранее инвестированных иностранных средств, то есть сумма прибыли после уплаты дивидендов, рост стоимости компании в части прироста цен акции, принадлежащих иностранных инвесторам, а также реинвестированные дивиденды);
    • Стоимость оборудования, технологий, патентов и прочих нематериальных активов, переданных прямым инвестором (может быть включена как доля в УК; может быть рассмотрена как часть долгосрочного кредита при условии, что владелец данных активов входит в состав совета директоров, то есть принимает участие в управлении компанией). Например, при соглашении об использовании оборудования, переданное в лизинг, может быть предусмотрено дополнительное соглашение, по которому производитель оборудования или лизинговая компания, участвуют в управлении компанией и имеют право на долю прибыли в период использования оборудования.
 

      Для РФ доля реинвестированного дохода в  притоке ПИИ стабильно высокая, по сравнению с мировой практикой. В 2007 году эта доля составляла 42% (всего в данный период в Россию поступило 55 млрд. $ ПИИ), в 2008 г. 47% (всего ПИИ - 75 млрд. $), в 2009 г 42% (36,5 млрд. $), в 2010 г 44% (42,8 млрд. $), в первом полугодии 2011 г 52% (23 млрд. $). В мире в 2007 г около 25% совокупных ПИИ приходилось на реинвестированный доход, в 2008 г. 17%, в 2009 г. - 25%, в 2010 году - 45%. Повышение / снижение доли реинвестированных доходов в ПИИ может быть объяснено несколькими причинами:

  • Ростом цены акций (повышение)
  • Проблемами с ликвидностью на предприятии и, следовательно, удержании доходов акционеров на решение проблем предприятия (повышение доли)
  • Снижением цены активов (снижение доли)
  • Проблемами с ликвидностью на глобальном уровне, распродажей непрофильных активов, изъятием прибыли филиалов для решение проблем ликвидности инвестора (пример, понижение доли реинвестированного дохода в совокупных международных ПИИ в 2008 году – см. цифры выше)
  • Расширением иностранного присутствия (то есть скупки подешевевших активов – доинвестирование за счет ранее созданной прибыли) – это ведет к повышению доли реинвестированного дохода
  • В России сравнительно высокая доля может быть объяснена и спецификой российских отношений с инвесторами – редкая выплата дивидендов. До кризиса 2008 года иностранные инвесторы в РФ вкладывались в региональную экспансию и консолидацию локального рынка, однако, после 2008 года некоторые компании (полностью иностранные и российские с участием иностранного капитала) начали менять стратегию отношений с инвесторами, в условиях стагнации экономики приоритетными стали своевременная выплата дивидендов акционерам, что должно было стимулировать приток иностранных инвестиций в страну. Однако статистика не подтверждает, что такое изменение носит повсеместный характер – в 2009 г – 42%, в 2010 г. 44% реинвестированного дохода в притоке ПИИ в РФ
  • Льготный налоговый режим в стране базирования материнской компании (например, в США один раз в 5 лет предоставляется налоговая скидка на доходы, полученные от участия национальных инвесторов в зарубежном бизнесе, поэтому американские ТНК в течение 4 лет копят ликвидность на счетах иностранных филиалов, а в год налоговой скидки перечисляют зарубежные доходы на свои счета в США и платят пониженную ставку налога) Подробнее см. World Investment Report 2011, Unctad стр. 12
 

Традиционные  каналы (или можно назвать модули – modes) для ПИИ включают:

  • Сделки по слияниям и поглощениям (приобретение контрольного пакета/образование нового юр. лица при слиянии). Как правило, M&A сделки осуществляются для поглощений малого и среднего бизнеса, и лишь несколько сделок в год имеют стоимость свыше 1 млрд. долл. США. (brown field)
  • Greenfield (строительство нового предприятия за рубежом с нуля
  • Совместное предприятие (joint venture) Риски для иностранного инвестора при вхождении на рынок другой страны через СП ниже, чем при поглощении. Однако, как показывает практика, СП является подготовительной стадией перед поглощением – то есть вначале иностранный инвестор входит, приобретая меньший пакет, а затем выкупает дополнительный пакет у менеджеров или крупных владельцев, чтобы приобрести доминирующий контроль.

К новым каналам  для ПИИ относят

  • сделки частной собственности (private equity),
  • SWFs (Sovereign Wealth Funds),
  • хеджевые фонды. Часто данный канал объединяют с private equity.

Анализ  статистики за предыдущие годы показывает, что более 75% международных потоков  ПИИ приходится на традиционные каналы, и 15-25% на новые каналы. Из традиционных каналов развивающиеся страны предпочитают Greenfield каналу M&A. Так, по данным отчета Юнктад в 2010 году более 2\3 всех международных инвестиций Greenfield приходилось на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, и только 25% международных M&A на покупку компаний в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Однако, с другой стороны после кризиса 2008 г. развивающиеся и переходные страны сами являются активными участниками сделок M&A за рубежом, ранее же основными покупателями были инвесторы из промышленно развитых стран.

В посткризисные  годы впервые развивающиеся и  переходные страны совокупно заняли более 50% всех трансграничных прямых инвестиций, в то время как до кризиса 2008 года, большую долю ПИИ привлекали развитые страны. 

 
 

 

Более 80% опрошенных руководителей крупнейших ТНК (опрос проводится консалтинговой компанией A.T.Kearney) в 2007 считают перспективными новые каналы для ПИИ. Так, сделки с частной собственностью (то есть выкуп крупного пакета или доли у бывших владельцев индивидуальными инвесторами, а не компаниями, как при M&A) являются альтернативой при существующем в 2006-2007 гг. тренде снижения активности банков, как посредников в M&A вследствие желания банков сократить рисковые операции. Тем не менее, как отмечает A.T.Kearney, Private Equity развиваются при наличии доступа к более дешевым кредитам для крупных частных инвесторов, но учетом последних тенденций борьбы с инфляцией и дефицита ликвидности данный канал для Private Equity может существенно сократиться. 

В 2010 году ПИИ, осуществляемые Sovereign Wealth Funds (SWFs) снизились более чем в 2 раза с 26, 5 мдрд. долл США в 2009 г до 10 млрд. долл США в 2010 г. Это составляет не более 3% от совокупного объема ПИИ и менее 1% активов, принадлежащих SWFs. Пик активности SWFs как участников M&A пришелся на 2009 год, что можно объяснить проблемами на предприятиях и желанием привлечь любых иностранных инвесторов, даже государственных. 
 

 
 

 

    По  прогнозам экспертов, в ближайшие 20-30 лет заметно возрастут потоки ПИИ из и в страны с развивающимися и переходными экономиками Латинской Америки, Азии и Восточной Европы. К 2009 г за десять предыдущих лет Индия и Китай аккумулировали 28% всех международных инвестиций в крупнейшие перспективные рынки (группы BRIICS), а за первых пять месяцев 2009 г. Индий и Китай приняли 65% всех международных инвестиций, направленных в перспективные рынки. 
 

По международной  статистике существует отличие в  цифрах, отображающих совокупные мировые притоки ПИИ (FDI inflows) и совокупные мировые оттоки ПИИ (FDI outflows). 

 

Последний отчет Юнктад дает пояснение для данного расхождения:

1) различие  в статистическом учете и сборе  информации о ПИИ могут вызвать  такую разницу (например, различные подходы к учету реинвестированного дохода как составной части ПИИ), сюда также можно отнести влияние волатильности валютных курсов, которые используются на разные даты учета оттока и притока инвестиций.

2) сложная  структура фондов, участвующий в ПИИ, где могут быть включены не только обмен акциями, но и инвестиции из косвенных источников (передача патентов, лицензий, долгосрочные кредиты, которые могут по-разному учитываться разными странами), а также различные государственные льготы, которые могут быть отображены или не отображены в денежном эквиваленте в составе ПИИ

3) некоторые  различия в принципе соотношения прямых/портфельных и вызванной этим путанице. Например, некоторые инвесторы могут купить пакет более 10%, однако не для стратегического контроля, а для быстрой спекулятивной перепродажи (практика хедж. фондов).

    Прямые  иностранные инвестиции обладают мультипликативным  эффектом, позитивно отражающимся не только на производстве, но и на других секторах экономики:

    • ПИИ активизируют конкуренцию и могут способствовать развитию среднего и малого бизнеса;
    • при правильной организации, стимулировании и размещении ПИИ ускоряют восстановление профилирующих отраслей и регионов;
    • способствуют общей социально-экономической стабильности и снижению уровня экономической преступности;
    • стабилизируют занятость и повышают уровень доходов населения,
    • расширяют налоговую базу;
    • нивелируют проблемы с балансом платежей.

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции