Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:30, лекция
Обычно понятие прямых инвестиций сравнивают с понятием, данным в Сеульской конвенции 1985 г. (понятие предложенное МВФ), где прямые инвестиционные капиталовложения определены как «капиталовложение, которое производится с целью приобретения долгосрочного участия в предприятии, действующем в стране, не являющейся страной инвестора, или при котором инвестор стремится к получению реального влияния в управлении предприятием".
Тема 10 Прямые иностранные инвестиции
Обычно понятие прямых инвестиций сравнивают с понятием, данным в Сеульской конвенции 1985 г. (понятие предложенное МВФ), где прямые инвестиционные капиталовложения определены как «капиталовложение, которое производится с целью приобретения долгосрочного участия в предприятии, действующем в стране, не являющейся страной инвестора, или при котором инвестор стремится к получению реального влияния в управлении предприятием".
Определение, данное в законе «Об иностранных инвестициях в РФ» не позволяет провести четкого разграничения между портфельными и прямыми инвестициями. Так, в соответствии со ст. 2 Закона, покупка 10% доли считается во всех случаях прямой инвестицией, даже если эти 10% приходятся на привилегированные акции, которые по общему правилу не дают права на участие в управлении компанией, то есть являются в чистом виде портфельными инвестициями. Именно этот элемент влияния и контроля, о котором говорится в определении МВФ, отличает прямые инвестиции от портфельных.
Прямые иностранные инвестиции - приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли в уставном капитале компании, созданной на территории России в форме хозяйственного товарищества или общества;
это вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, созданного в России;
это
осуществление иностранным
инвестором лизинга
определенных видов
оборудования1,
таможенной стоимостью
не менее 1 млн. рублей2.
МВФ и ОЭСР в своих определениях указывают порог в 10%, рекомендуя странам в своих нормативных актах так же прописывать данный порог. Но это зачастую вступает в противоречие со второй частью определения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) – приобретение контроля или значительного влияния на управление предприятием. Не всегда владение пакетом в 10 и больше процентов предоставляет инвестору достаточный контроль. Во Франции дается два определения понятию ПИИ. Для статистики в одном определении указывается норма в 10%3. А в другом определении приводится норма в 33,3%.
Можно выделить три основные группы мотивов для ПИИ:
Первым и основным мотивом является стремление к наиболее выгодному вложению капитала, что достигается производством товаров и услуг на месте. На это и направлена большая часть прямых инвестиций.
Второй мотив — технико-экономический. Часть прямых инвестиций нацелена на создание за рубежом собственной инфраструктуры внешнеэкономических связей (складов, баз подработки, транспортных предприятий, банков, страховых компаний, торговых компаний и т.д.), иначе говоря, создание товаро- и услугопроводящей сети для обеспечения сбыта продукции ТНК.
Третья группа мотивов — экономическая и политическая нестабильность, высокие налоги, «отмывание» незаконных средств. Происходит так называемое бегство капитала. Особенно активно такой капитал поступает в страны и территории с чрезвычайно льготным налогообложением для тех компаний, которые там регистрируются, но совершают свои операции за рубежами.
Прямые инвестиции включают:
Для РФ доля реинвестированного дохода в притоке ПИИ стабильно высокая, по сравнению с мировой практикой. В 2007 году эта доля составляла 42% (всего в данный период в Россию поступило 55 млрд. $ ПИИ), в 2008 г. 47% (всего ПИИ - 75 млрд. $), в 2009 г 42% (36,5 млрд. $), в 2010 г 44% (42,8 млрд. $), в первом полугодии 2011 г 52% (23 млрд. $). В мире в 2007 г около 25% совокупных ПИИ приходилось на реинвестированный доход, в 2008 г. 17%, в 2009 г. - 25%, в 2010 году - 45%. Повышение / снижение доли реинвестированных доходов в ПИИ может быть объяснено несколькими причинами:
Традиционные каналы (или можно назвать модули – modes) для ПИИ включают:
К новым каналам для ПИИ относят
Анализ статистики за предыдущие годы показывает, что более 75% международных потоков ПИИ приходится на традиционные каналы, и 15-25% на новые каналы. Из традиционных каналов развивающиеся страны предпочитают Greenfield каналу M&A. Так, по данным отчета Юнктад в 2010 году более 2\3 всех международных инвестиций Greenfield приходилось на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, и только 25% международных M&A на покупку компаний в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Однако, с другой стороны после кризиса 2008 г. развивающиеся и переходные страны сами являются активными участниками сделок M&A за рубежом, ранее же основными покупателями были инвесторы из промышленно развитых стран.
В посткризисные
годы впервые развивающиеся и
переходные страны совокупно заняли
более 50% всех трансграничных прямых инвестиций,
в то время как до кризиса 2008 года, большую
долю ПИИ привлекали развитые страны.
Более
80% опрошенных руководителей крупнейших
ТНК (опрос проводится консалтинговой
компанией A.T.Kearney) в 2007 считают перспективными
новые каналы для ПИИ. Так, сделки с частной
собственностью (то есть выкуп крупного
пакета или доли у бывших владельцев индивидуальными
инвесторами, а не компаниями, как при
M&A) являются альтернативой при существующем
в 2006-2007 гг. тренде снижения активности
банков, как посредников в M&A вследствие
желания банков сократить рисковые операции.
Тем не менее, как отмечает A.T.Kearney, Private
Equity развиваются при наличии доступа к
более дешевым кредитам для крупных частных
инвесторов, но учетом последних тенденций
борьбы с инфляцией и дефицита ликвидности
данный канал для Private Equity может существенно
сократиться.
В 2010 году
ПИИ, осуществляемые Sovereign Wealth Funds (SWFs) снизились
более чем в 2 раза с 26, 5 мдрд. долл США в
2009 г до 10 млрд. долл США в 2010 г. Это составляет
не более 3% от совокупного объема ПИИ и
менее 1% активов, принадлежащих SWFs. Пик
активности SWFs как участников M&A пришелся
на 2009 год, что можно объяснить проблемами
на предприятиях и желанием привлечь любых
иностранных инвесторов, даже государственных.
По
прогнозам экспертов, в ближайшие 20-30 лет
заметно возрастут потоки ПИИ из и в страны
с развивающимися и переходными экономиками
Латинской Америки, Азии и Восточной Европы.
К 2009 г за десять предыдущих лет Индия
и Китай аккумулировали 28% всех международных
инвестиций в крупнейшие перспективные
рынки (группы BRIICS), а за первых пять месяцев
2009 г. Индий и Китай приняли 65% всех международных
инвестиций, направленных в перспективные
рынки.
По международной
статистике существует отличие в
цифрах, отображающих совокупные мировые
притоки ПИИ (FDI inflows) и совокупные мировые
оттоки ПИИ (FDI outflows).
Последний отчет Юнктад дает пояснение для данного расхождения:
1) различие
в статистическом учете и
2) сложная структура фондов, участвующий в ПИИ, где могут быть включены не только обмен акциями, но и инвестиции из косвенных источников (передача патентов, лицензий, долгосрочные кредиты, которые могут по-разному учитываться разными странами), а также различные государственные льготы, которые могут быть отображены или не отображены в денежном эквиваленте в составе ПИИ
3) некоторые
различия в принципе
Прямые иностранные инвестиции обладают мультипликативным эффектом, позитивно отражающимся не только на производстве, но и на других секторах экономики: