Противоречия новой экономической политики.Кризисы Нэпа.

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, весьма очевидным становится «неподатливость» НЭПа как предмета исторического исследования, но НЭП состоялся и уже давно не может быть переработан или дополнен.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – изучить сущность и необходимость, противоречия и кризисы НЭПа .

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Переход к новой экономической политике…………………………5

1.1.Причины перехода к НЭПу………………………………………………..5

1.2.Механизм трансформации………………………………………………..11

Глава 2. Сущность и цели новой экономической политики………………..12

Глава 3. Противоречия нэповской экономики………………………………15

3.1. Кризисы НЭПа…………………………………………………………….15

3.2. Стагнационные тенденции советской экономики……………………….16

Заключение……………………………………………………………………..20

Список использованных источников и литературы…………………………23

Работа содержит 1 файл

реферат по истгории.docx

— 45.96 Кб (Скачать)

      Основные  принципы новой тарифной политики согласно декрету от 10 сентября 1921 г. были следующие:

  • отказ от уравнительности в оплате труда работников с разной квалификацией;
  • увязка заработной платы работника прямо и непосредственно с увеличением производительности труда;
  • заработная плата должна быть увязана только с участием работника с производством, а ее повышение – только с улучшением результатов производства;
  • в заработную плату должны входить все виды выплат рабочим и служащим (денежная плата, предметы потребления и продовольствия, прозодежда, внеплановые выдачи, семейные пайки и т.д.). Все виды натуральных выдач оценивались по рыночным ценам;
  • отказ от «выдач продовольствия предприятиям по количеству занятых в них рабочих; выдачи должны производиться не по количеству, а по количеству, а исключительно на единицу выпущенного предприятием фабриката».

      Декрет  СНК от 10 сентября 1921 г. имел огромное принципиальное значение. Речь шла  не просто о сумме практических мероприятий  по совершенствованию тарифного  вопроса, а о целой программе  подъема экономики на основе совершенно иных, нежели при «военном коммунизме», принципах использования трудовых ресурсов.

      Списки  предприятий, фиксирующие количество рабочих при переходе на коллективное снабжение, заменялись новым принципом  построения бюджетно-сметной системы. Данное положение было узаконено  декретом СНК от 10 ноября 1921 г. «Об  оплате труда рабочих и служащих предприятий, перечисленных  в особом списке Совета Труда и Обороны, а  также переведенных на коллективное снабжение». 

      Особенностью  данного декрета являлось в том, что годовой фонд заработной платы  исчислялся не по количеству занесенных  в списки рабочих, а по смете в  соответствии с производственной программой предприятия. Уже к концу 1921 г. согласно плану использования продовольственных  ресурсов на 1921-1922 гг., разработанному в Госплане и утвержденному  в  СТО 28 сентября, число всех находившихся на снабжении государства за исключением  Красной Армии было сокращено  в 5 раз – с 35 млн. до 7 млн. человек.

      Декрет  СНК от 10 ноября 1921 г. «Об оплате труда  рабочих и служащих предприятий, перечисленных  в особом списке Совета Труда и Обороны, а также переведенных на коллективное снабжение» явился значительным шагом вперед по пути внедрения принципов  самофинансирования предприятий посредством расширения их участия на рынке.

      На  протяжении 1921-1922 гг. происходит процесс  денатурализации заработной платы, который способствовал фактической  ликвидации карточной системы. Таким  образом, промышленные предприятия  были поставлены в условия, при которых  излишний баланс рабочей силы способствовал  снижению финансовых показателей и  уменьшал заработную плату квалифицированных  работников и управленческого персонала. Заработная плата каждого работника  теперь напрямую зависела от двух факторов: эффективности производства и количества работников. Естественно, такая ситуация в определенной степени стимулировала  промышленные предприятия к росту  производительности труда, совершенствованию  производства, но она не могла не вызвать процесс «выталкивания» из производственных коллективов малоквалифицированных  рабочих, молодежь, как правило, не имевшую  практического опыта, женщин.

      Таким образом, переход к нэпу был вызван необходимостью сохранить собственное  господство большевиками принципиально  иными методами руководства экономикой, нежели при «военном коммунизме».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Сущность и цели новой экономической политики. 

    На  Х съезде РКП (б) в марте 1921 г. В. И. Ленин предложил новую экономическую политику. Это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при сохранении «командных высот» в руках большевистского правительства. Под ними понимались политические и экономические рычаги воздействия: полновластие РКП (б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.

    Что касается важнейших составных частей новой экономической политики, то таковыми являлись: всемирное управление и развитие на экономической основе союза между рабочим классом  и трудовым крестьянством при  руководящей роли  рабочего класса; укрепление командных высот пролетарского  государства в экономике, особенно в ее главных отраслях; использование  товарно-денежных отношений для  развития народного хозяйства; использование  материального стимулирования трудящихся города и деревни; временное допущение капиталистических элементов в сельское хозяйство, внутреннюю торговлю, мелкую и от части  среднюю промышленность при условии их государственного ограничения и регулирования; использование государственного капитализма; развитие социалистической индустрии на базе электрификации  при соответствующем полном вытеснении и ликвидации сельской буржуазии; всемерное развитие государственной и кооперативной торговли при соответствующем вытеснении  и ликвидации капиталистических элементов.

    Таким образом, согласно большевистской концепции, НЭП – это широкая, длительная и многогранная  политика, обеспечивающая реализацию ленинского плана построения социализма.

    Несмотря  на крайнюю идеализированность  данных отношений, что характерно для большевистского подхода к НЭПу, введение его было остро необходимо. Переход к НЭПу совершался под давлением кризисов продовольственного, торгового, финансового, кредитного на внутренних и внешних рынках, кризиса заготовительного и снабженческого. Эти чередующиеся кризисы, отражающие состояния крайней экономической разрухи, формирование отношения к новой экономической политики как к антикризисной программе, т.е., соответственно временной, вынужденной, обусловленные обстоятельствами восстановительного периода. В силу этого, если попытаться отбросить идеологические установки большевиков и дать объективную оценку НЭПу, исходя из уже имеющегося исторического опыта, цели НЭПа можно кратко сформулировать так:

         1)Главная политическая  цель – снять социальную напряженность  в обществе, укрепить социальную  базу советской власти,  в форме  союза рабочих и крестьян.

         2)Экономическая цель  – предотвратить дальнейшее углубление  разрухи в народном хозяйстве,  выйти из кризиса и восстановить  экономику страны.

         3)Социальная цель  – обеспечить благоприятные условия  для построения социализма в  СССР, не дожидаясь мировой революции.

         4)И наконец, НЭП  преследовал еще одну, не менее  важную цель – восстановление  нормальных внешнеэкономических  и внешнеполитических связей, на  преодолении международной изоляции.

      Достижение  этих целей, во второй половине 20-х годов, приведет к постепенному свертыванию.

      Подводя итог всему вышесказанному, можно  еще раз подчеркнуть, что НЭП  был системой различных мероприятий. Введение НЭПа было остро необходимой мерой, продиктованной самой жизнью. Еще до начала осуществления нэповских мероприятий политике НЭПа давались различные, порою весьма полярные оценки. При всех недостатках и недочетах новая экономическая политика должна была явиться спасением для России, оказавшейся на краю бездны, и несмотря на разногласия в большевицкой партии, введение новой экономической политики началось. 

      3. ПРОТИВОРЕЧИЯ НЭПОВСКОЙ ЭКОНОМИКИ

                                        3.1. Кризисы НЭПа 

      Нэп характеризовался почти непрерывным  чередованием кризисов:

  • финансовый кризис весной 1922 г.;
  • кризис сбыта осенью 1923 г.;
  • товарный голод 1924 г.;
  • рост инфляционных тенденций и товарный голод конца 1925 г.;
  • кризис хлебозаготовок 1927 г.

      Первый  удар по нэпу был нанесен в 1922 г. отказом  Советского правительства признать долги Российской империи и ограничить монополию внешней торговли. Тем  самым, партийно-политическое руководство  СССР уничтожило саму возможность привлечения  в национальную экономику иностранных  инвестиционных ресурсов и загнало  страну в режим автаркии.  

      Второй  удар по нэпу  был нанесен осенью 1923 г. когда под влиянием кризиса  сбыта, стали устанавливаться директивные  цены на ряд предметов потребления. Это решение привело к товарному  голоду 1924 г., но так и не было отменено, став перманентным элементом управления экономикой.

      За  два года (1922-1924 гг.) была создана  твердая валюта. Однако слабым местом червонца была малая величина золотого запаса (1/7 дореволюционного), нереальный валютный курс и низкий уровень советского экспорта. Как только положительное  сальдо торгового баланса под  влиянием невыполнения завышенных плановых заданий на 1925 г. сменилось на отрицательное, так сразу же вся денежная система зашаталась. Теряя золотой запас, и лишенный помощи извне, Госбанк СССР уже в начале 1926 г. отказался от обмена советских денег на иностранную валюту.

      Последнюю попытку реанимировать нэп и  придать ей устойчивый вектор развития предприняли в 1925 г. Тогда были сняты  многие ограничения на развитие крестьянского  хозяйства. Но стоило уменьшиться числу голосов, поданных за коммунистов на выборах в сельские советы, как уже в начале 1926 г. от этих «уступок» отказались. В 1925 г. Н.И. Бухарин был осужден за лозунг «Обогащайтесь», причем вырванный из контекста его выступления.

      В 1927-1928 гг. наблюдается все возрастающее давление на частный сектор. В 1927 г. Советское  правительство пошло  на выпуск принудительного займа. До этого принудительные займы выпускались  только в период войны, теперь же они  становились для советского бюджета  нормой.

      Именно  тогда, в 1927 г. стало ясно, что достигнут предел в извлечении финансовых средств обычными методами. Кроме принудительного займа прибегли к излишней денежной эмиссии и заниженным ценам на сельхозпродукцию - все это было чуждо нэпу. В начале 1928 г. вводятся чрезвычайные меры в период хлебозаготовок. Это можно считать началом конца нэпа. Хрупкому балансу интересов частного сельхозпроизводителя и государства пришел конец. 

      3.2. Стагнационные тенденции советской экономики 

      К концу 1920-х гг. советская экономика  сигнализировала о нарастании серьезных  проблем и противоречий. Ситуация к тому же усугублялась еще и те, что на протяжении 1920-х гг.  информация об экономическом развитии страны была не совсем верной.

      Между тем в высших партийно-государственных  сферах витал миф о значительном улучшении уровня жизни широких  слоев населения. Действительно, в 1927 г. по душевому потреблению мяса горожанами Россия фактически сравнялась с США. В прессе звучали восторженные утверждения  о хорошем питании населения  в СССР. Однако это было далеко от истины, т.к. все утверждения об улучшении жизненного уровня базировались на официальной «усредненной» статистике.

      Национальный  доход, судя по отечественным статистическим источникам, вырос по сравнению с 1913 г. на 19%. Учитывая, что в 1913 г.  Россия далеко (в 3-4 раза) отставала по уровню национального дохода от США, даже в  этот период рост нельзя было счесть обнадеживающим, тем более что национальные доходы развитых капиталистических стран  выросли за эти годы значительно  больше (в США - в 1,3 раза).   

      В 1927-1928 гг. индекс розничных цен вырос  по сравнению с  1913 г.  примерно в 2 раза, а строительный индекс, определяющий величину фонда накопления, еще больше - в 2,45 раз. С учетом долей фонда  накопления и фонда потребления  получаем общий индекс цен для  перерасчета национального дохода - 2,07.

      Следовательно, объем национального дохода дореволюционной  России в ценах 1928 г.  составил 30 млрд. руб. Национальный доход СССР в 1928 г. в текущих ценах равнялся 26,4 млрд. руб. Таким образом, национальный доход  оказался на 12% ниже уровня 1913 г. Душевое  производство, с учетом роста населения  на 5%, уменьшилось на 17%.

      Экономическая ситуация в свете такой оценки выглядела намного хуже, чем это  представлялось в конце 20-х гг. нашими статистиками. Ясно, что уровень  жизни трудящихся был гораздо  хуже, чем в  1913 г., несмотря на некоторое  перераспределение  национального  дохода в их пользу (ликвидация помещиков  и крупной буржуазии во многом компенсировалось ростом бюрократического аппарата). Ухудшилось обеспеченность жильем, т.к. при той же численности  городского населения  объем жилого фонда уменьшился на 20%.

Информация о работе Противоречия новой экономической политики.Кризисы Нэпа.