Противоречия новой экономической политики.Кризисы Нэпа.

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, весьма очевидным становится «неподатливость» НЭПа как предмета исторического исследования, но НЭП состоялся и уже давно не может быть переработан или дополнен.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – изучить сущность и необходимость, противоречия и кризисы НЭПа .

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Переход к новой экономической политике…………………………5

1.1.Причины перехода к НЭПу………………………………………………..5

1.2.Механизм трансформации………………………………………………..11

Глава 2. Сущность и цели новой экономической политики………………..12

Глава 3. Противоречия нэповской экономики………………………………15

3.1. Кризисы НЭПа…………………………………………………………….15

3.2. Стагнационные тенденции советской экономики……………………….16

Заключение……………………………………………………………………..20

Список использованных источников и литературы…………………………23

Работа содержит 1 файл

реферат по истгории.docx

— 45.96 Кб (Скачать)

                                      Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Переход к новой экономической  политике…………………………5

1.1.Причины  перехода к НЭПу………………………………………………..5

1.2.Механизм  трансформации………………………………………………..11

Глава 2. Сущность и цели новой экономической  политики………………..12

Глава 3.  Противоречия нэповской экономики………………………………15

3.1. Кризисы  НЭПа…………………………………………………………….15

3.2. Стагнационные  тенденции советской экономики……………………….16

Заключение……………………………………………………………………..20

Список  использованных источников и литературы…………………………23 
 
 
 
 
 

                                        

                                    

                              ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность  изучения экономического развития России в период НЭПа определяется, прежде всего, стремлением общества исследовать действительные механизмы ликвидации экономических свобод, глоток которых вдохнуло советское общество в 1920-е гг. В то же время ликвидация НЭПа не была случайным явлением. Данный акт был предопределен собственно доктринальными установками большевистской партийно-государственной элиты по противодействию дальнейшему «обуржуазиванию» страны, развитию и укреплению несоциалистического сектора экономики.

  Новая экономическая политика  является одной из проблем,  постоянно привлекающих внимание  исследователей и лиц, изучающих  историю России.

Актуальность  рассмотренной нами темы заключается  в неоднозначности отношения  историков, экономистов к содержанию и урокам НЭПа.

   Можно без преувеличения сказать,  что ни одно событие периода  строительства Советского государства  не привлекало такого пристального  внимания исследователей, как НЭП.

   Изучению этой темы большое  внимание уделяется как в нашей  стране, так и за рубежом. Одни  исследователи отдают должное  тем мероприятиям, которые проводились  в рамках НЭПа, другая группа исследователей пытается умалить значение НЭПа для подъема хозяйства после Первой Мировой войны, революции и гражданской войны.

   Но не менее актуальным является  этот вопрос на фоне событий,  происходящих сейчас в нашей  стране.

НЭП –  это цельный неразрывный комплекс мер экономического, политического, социального, идеологического, психологического характера. И ни одну из них нельзя рассматривать отдельно, вне связи  с другими. И ни одну из них нельзя ни переоценивать, ни недооценивать.

      Таким образом, весьма очевидным становится «неподатливость» НЭПа как предмета исторического исследования, но НЭП состоялся и уже давно не может быть переработан или дополнен.

 Исходя  из вышесказанного, я поставила  перед собой цель – изучить  сущность и необходимость, противоречия и кризисы НЭПа .

      Задачами  исследования являются следующие:

  1. изучить причины и механизм перехода к новой экономической политике;
  2. разобрать противоречия и политический смысл НЭПа;
  3. установить причины свертывания НЭПа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

                                 1.1. Причины перехода к нэпу 

      Победа  большевиков в гражданской войне  и военной интервенции означала наступление качественно нового этапа в развитии советского государства  и общества.

      Упадок  промышленности и сельского хозяйства, угроза голода и эпидемий, многомиллионные  людские потери, утрата золотого запаса, необходимость скорейшей демобилизации  выросшей до огромных размеров  и  несоизмеримой с возможностями  ее содержания армии – вот основные проблемы, с которыми столкнулось  правительство большевиков после  окончания гражданской войны.

      Разрушение  материального богатства страны и уничтожение ее человеческого  потенциала продолжалось до конца 1920 г., а на Дальнем Востоке до осени 1922 г., т.е. 6,5-8 лет. Потери убитыми, ранеными и умершими от болезней составили  в первую мировую войну 1,8 млн. человек. На фронтах гражданской войны  аналогичные потери с обеих сторон достигли около 2,5 млн. человек. Красный  и белый террор, голод и эпидемии унесли еще больше жизней мирного  населения. Гигантских размеров достигла эмиграция.

      Население страны в 1917-1921 гг. сократилось в  беспрецедентных масштабах. Осенью 1917 г. население России составило 147.644,3 тыс., а на начало 1922 г. – 134.903,1 тыс. человек (по сопоставимой территории). Убыль  населения, таким образом, составила  около 13 млн. человек. Это, по меньшей  мере, в шесть раз превышало  потери в годы первой мировой  войны. Предреволюционный уровень был достигнут лишь к 1926 г. (согласно переписи населения от 17 декабря 1926 г.).

      В 1920 г. голод и эпидемии охватили территории губерний центрального промышленного  района. В 1921-1922 гг. под угрозой вымирания  оказалось 45 млн. человек из поволжских и украинских губерний.  

      Развал  промышленности и голод в городах  вынудил почти 1 млн. рабочих уйти в деревню. Крестьяне губерний, пораженных голодом, в свою очередь, также оставляли  насиженные места в поисках куска  хлеба. В 1921-1922 гг. официально насчитывалось  около 1,5 млн. беженцев.

      Производство  крупной промышленности по сравнению  с 1913 г. упало в 7 раз. По размерам добычи угля и нефти Россия была отброшена  к концу XIX столетия, в 20 раз сократился выпуск тканей, в 12 - сахара, в 3,5 раза добыча соли. ВСНХ в своем отчете IX съезду Советов приводил следующие данные о состоянии промышленности в 1920 г. в сравнении с 1913 г. (данные приводятся выборочно, по отдельным отраслям промышленности) (табл.).

        Состояние советской промышленности в 1920 г.

      Показатели

      
      1913 г.       1920 г.       % к 1913 г.
      Добыча угля (тыс. пудов)       1738409       406499       27
      Добыча нефти (тыс. пудов)       564300       233900       42,7
      Добыча руд (тыс. пудов)       638400       10400       1,7
      Добыча соли (тыс. пудов)       121822       37256       30
      Выплавка чугуна (в тыс. пудов)       257400       6330       2,4
      Производство паровозов (в шт.)       609       90       14,8
      Производство вагонов (в шт.)       20492       854       4,2
      Производство плугов (в шт.)       667000       88838       13,3
      Производство бумажной пряжи 

      (в  тыс. пудов)

 
      16000
 
      825
 
      5,1
      Производство шерстяной  пряжи 

      (в  тыс. пудов)

 
      2400
 
      560
 
      27,5
      Производство сахара (в тыс. пудов)       82806       5542       6,7
      Производство растительных масел (в тыс. пудов)  
      29470
 
      966
 
      3
 

      В 1920 г. многие отрасли промышленного  производства находились на тонкой грани  жизни и самоликвидации. Добыча медной руды составила 0,3% довоенного уровня, машиностроение находилось в руинах.

      К 1917 г. валовой сбор главных зерновых культур снизился по сравнению со средним довоенным уровнем (около 500 млн. пудов), т.е. на 13%; в 1920 г. он упал  по сравнению с 1917 г. на 1200 млн. пудов, т.е. на 36,4%, а в 1921 г. – еще на 400 млн. пудов.

      Кронштадтские события в начале 1921 г., антоновский мятеж на Тамбовщине, многочисленные крестьянские стихийные выступления в Сибири явились красноречивым свидетельством губительности продолжения политики «военного коммунизма».

      Еще в начале 1920 г. на Политбюро ЦК РКП(б) обсуждался вопрос о необходимости перехода к нэпу, точнее обсуждался вопрос не о новой экономической линии партии и правительства, а о замене продразверстки продналогом. Автором данного предложения выступил Л.Д. Троцкий. Политбюро не поддержало Троцкого. Тем не менее, через год продналог был введен. Однако уже в 1922 г. Ленин из-за болезни отходит от активной партийно-государственной работы, и высшая партийная элита принимает решение о немедленном возврате к продразверстке в случае начала революции в Германии.

      Официально  нэп был введен в 1921 г. Но на X съезде РКП(б) об этом говорилось очень мало. Только в мае 1921 г. на партконференции  появляются термины «нэп» и «нэпманы».

      1.2. Механизм трансформации

      НЭП означал допущение в экономическую  сферу частника, иностранный капитал  на правах концессии, значительное расширение регулирующей роли товарного рынка, существенный пересмотр всей политики в области труда и занятости  населения, основ социального страхования, в том числе, и на случай безработицы, того явления, которое было довольно быстро ликвидировано в период «военного  коммунизма».

      Характеризуя  нэп, В.И. Ленин подтвердил свою приверженность теории государственного капитализма, которая лежала в основе деятельности партии большевиков в первые месяцы после захвата власти в октябре 1917 г.

      Против  ленинской теории госкапитализма вначале  выступил Н.И. Бухарин, а на XI съезде РКП(б) в марте-апреле 1922 г. к нему присоединились Е.А. Преображенский и В.В. Осинский. Однако ленинская позиция перевесила их доводы.

      На  XIV  съезде ВКП(б) в 1925 г. И.В. Сталин дал четкое определение пониманию нэпа большевистским руководством, как особой политики пролетарского государства, рассчитанной на допущение капиталистических элементов, на их соревнование с элементами социалистическими, на победу социалистических, на конечное построение социализма. Однако большевики санкционировали те общественные отношения, последствия которых оказались куда более проблематичными для общества и правящей элиты, нежели они сами себе представляли.

      Переход к нэпу способствовал серьезной  активизации законотворческой деятельности Советского правительства. Ряд декретов, связанных с военно-коммунистическими  методами управления трудовыми ресурсами  и хозяйствования, отменялся, и в  то же время принималось множество  новых декретов, что было неизбежным следствием перехода от «военного коммунизма»  к новому экономическому курсу. 

      К концу 1921 г. все народные комиссариаты работали на основе новых положений, определявших новые функции и  задачи их работы и устанавливавших  построение и структуру и аппаратов. С точки зрения нормализации и упорядочения работы это мероприятие имело большое значение.

      6 декабря 1921 г. была учреждена  Экономическая комиссия Совнаркома  по систематизации и разработке  законодательства в экономической  области.

      В связи с разрешением реализации части продукции промышленности на рынке был создан торговый отдел  ВСНХ. Новые задачи финансовой политики, естественно, потребовали решительной  перестройки и укрепления всего  аппарата Наркомфина. В связи с заменой разверстки налогом и изменением всей продовольственной политики особенно большая перестройка происходила в аппарате Наркомпрода. Перед Наркомтрудом по-новому встали вопросы обеспечения промышленности и транспорта рабочей силой, регулирования возрождавшегося рынка труда.

      Основные  регуляторы рынка труда – спрос  и предложение рабочей силы постепенно вытесняли административно-принудительные меры управления трудовыми ресурсами, приемлемые в условиях жесткого военного противостояния, но оказавшиеся совершенно неприемлемыми в годы мирного  строительства. Сохранение прежнего мобилизационного механизма регулирования рабочей  силы было нецелесообразным в силу его низкой эффективности в условиях новой экономической политики и  перехода к мирному периоду, более  того – чревато серьезным обострением  общественно-политической обстановки.

      Не  случайно 10 сентября 1921 г. после тщательной проработки появилось важнейшее  решение правительства  «Основное  положение по тарифному вопросу». Решение было подготовлено Малым  Совнаркомом  и одобрено специальным  совещанием  руководителей всех крупнейших производственных объединений, созванных ВСНХ. В водной части  декрета подчеркивалось, что реализация новой тарифной политики приведет к  «самомобилизации квалифицированной рабочей силы…» вокруг предприятия. 

Информация о работе Противоречия новой экономической политики.Кризисы Нэпа.