Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:49, реферат
Одной из важнейших отраслей национальной экономики Кыргызской Республики, оказывающей
значительное влияние на экономический рост является промышленность и всё то, что сегодня входит в её
состав.
Одной из важнейших отраслей национальной экономики Кыргызской Республики, оказывающей
значительное влияние на экономический рост является промышленность и всё то, что сегодня входит в её
состав.
Переход на рыночные отношения негативно отразился на промышленности Кыргызской Республики.
Передача государственной
стабилизационный уровень, не способствовала привлечению частного капитала и введению принципов
корпоративного права, института менеджерского и доверительного управления. Наоборот, большинство
структур промышленного
другим факторам рыночной экономики. Приватизированные предприятия, ставшие акционерными, по
существу, свернули производство, сократили численность работников и стали объектом противостояния
между руководителями предприятий и их коллективами. Сегодня предприятия промышленного сектора, в
инвестиционном плане, слабо привлекательны, а их продукция не конкурентоспособна. Государственная
налоговая политика также не способствовала развитию отрасли. Такая ситуация в промышленности
сложилась вследствие недостаточной
проработанности мер
несовершенства
разрыва экономических связей и отсутствия в рамках СНГ согласованной налоговой, ценовой,
таможенной политики, слабой проработанности межправительственных соглашений и механизмов их
реализации, большого оттока высококвалифицированных инженерных кадров.
Экономический кризис, в первые годы независимости Кыргызской Республики, нанес основной урон
промышленному производству. Объем промышленного производства в 1995 году составил лишь 27% от
уровня 1990 года. Страна из аграрно-индустриальной превратилась в аграрно-сырьевую. Сокращение
объёмов производства в целом по промышленности составило более чем на 50%, а отраслях пищевой
промышленности на 83,3 %, машиностроении и металлообработке – на 84,0%, производстве
строительных материалов – на 80,0 %, легкой промышленности – на 73,0 %. Резко снизились темпы
роста в топливном комплексе: добыча угля сократилась в 7,5 раза, газа – в 2,9 раза, нефти – в 2 раза.
Реализация крупного инвестиционного проекта по разработке золоторудного месторождения «Кумтор»
приостановила данную тенденцию. Но в дальнейшем тенденция снижения доли секторов реальной
экономики в структуре ВВП продолжилась.
Этот процесс сопровождался
услуг, доля которого в ВВП в 2010 году превысила 45,9%. Таким образом, в настоящее время с учетом
доли всех секторов экономику Кыргызской Республики можно квалифицировать как сервисную. Другая
особенность экономики страны заключается в том, что реализация в ней крупных проектов может
существенно повлиять на показатели экономического развития.
На 1 января 2011 года число предприятий и производств, функционирующих в промышленном секторе,
составило 2090 единиц, численность занятых в которых было 200 тысяч человек, ими было выработано
продукции на 124 411,5 млн. сом (Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.
Кыргызстан в цифрах, Бишкек, 2011).
В структуре промышленности наибольший удельный вес приходится на долю отраслей
обрабатывающей промышленности – 80,5%, по формам собственности данный сектор подразделяется на
государственную, муниципальную и частную.SESSION 1E: Экономика Центральной Азии 497
Сегодня нет крупных отраслей машиностроения или легкой промышленности, которые доминировали
раньше. Тем не менее, 50% поступлений в бюджет обеспечивается промышленным сектором, для
сравнения: сектор услуг обеспечивает – 35 %, аграрный сектор – 4-5%.
Таким образом, институциональные изменения, которые были неизбежны в условиях перехода к
рыночным отношениям, существенно изменили отраслевую структуру промышленности. Под
воздействием внешних и
вполне закономерно в условиях перехода на новую систему хозяйствования – рыночную экономику.
Однако прошло уже почти 20 лет, а промышленность республики не полностью адаптирована к
рыночным условиям, общий уровень промышленного производства не стабилизируется, не
осуществляется
неразрывно связана с общей экономической стратегией государства. Приоритетные направления в
отраслях промышленности все ещё четко не обозначены. В связи с этим и уровень экономического роста
в национальной экономике республики не высок.
2 Факторы и причины,
Первый и очевидно главный фактор – это ограниченность финансовых ресурсов, дефицит бюджета.
Инвестиционная активность, особенно в промышленной сфере очень низка. Сюда также следует отнести
несовершенство налоговой и кредитной системы и, следовательно, недостаточно эффективное
использование кредитов. Структурная
перестройка экономики
темпы формирования рыночной инфраструктуры. Почти во всех отраслях экономики Кыргызстана
конкурентная среда
достаточно слабы. Велико влияние таких факторов как наличие бедности в стране, безработица,
несоблюдение законов и
эффективность производства во всех отраслях экономики республики. Поэтому чтобы обеспечить
экономический рост, прежде всего, необходимо поднимать важнейшую отрасль экономики Кыргызстана
– промышленность, которая сегодня
нуждается в серьезном
Немаловажный фактор, тормозящий развитие промышленности – это налоговая политика. В
Кыргызстане в ходе последней налоговой реформы был принят новый Налоговый кодекс, который
вступил в силу с 1 января 2009 года. Новым Налоговым кодексом были сокращены количество и
значительно снижены и ставки косвенных налогов:
· НДС – был уменьшен с 20% до 12%;
· налог на платные услуги населению (4%), налог на автодороги (0,8%), налог для ликвидации
чрезвычайных ситуаций (1,5%) – были объединены в один налог - налог с продаж (от 1 до 3%).
Вместе с тем проведенный анализ показал, что этих мер недостаточно. До сих пор остаются высокими
ставки косвенных налогов. Они позволяют предпринимателю получить достаточный (для устойчивой
деятельности и развития) доход только, если его бизнес высоко рентабельный (рентабельность, при этом,
должна составлять 100% и выше). Если же рентабельность бизнеса ниже этого уровня (у большинства
предпринимателей страны рентабельность бизнеса ниже этого уровня), то получить доход (достаточный
для устойчивой деятельности и развития) при существующей налоговой системе до сих пор невозможно.
Таким образом, промышленные предприятия получают прибыли не счет расширения производства, а
счет повышения цены на готовый товар, что в свою очередь делает продукцию кыргызских предприятий
неконкурентоспособной по цене.
Еще одним фактором, тормозящим экономическое развитие страны, являются НДС на импорт – 12% и
таможенная пошлина 10%, которые представляют собой существенный барьер не только при ввозе
товаров, необходимых для повседневной жизни граждан (товаров народного потребления), но и при ввозе
сырья и оборудования для вновь
создаваемых и действующих
На предприятиях промышленности Кыргызстана все еще велики ставки отчислений по социальному
страхованию. Как известно, одной из причин возникновения в стране «двойной бухгалтерии», при
начислении и выплате
Социальный фонд. На сегодняшний день доля работодателя составляет 17,25%, а доля работника 10%,
что в совокупности составляет 27,25% от начисленной в пользу работника заработной платы.
Законодательство по платежам в Социальный фонд также содержит в себе ряд других существенных
недостатков, которые тормозят развитие
экономики. Законодательством
высокие штрафы в размере 100, 200 процентов от неуплаченных вовремя предпринимателями сумм
страховых взносов. Так заплатив в Социальный фонд основную сумму долга, плюс 200% штрафа, а
также пени за каждый день просрочки, предприниматель прекратит свою деятельность, а экономика
страны от этого только потеряет, так как в стране одним предпринимателем станет меньше.498 INTERNATIONAL CONFERENCE ON EURASIAN ECONOMIES 2012
От 10 до 15 % предприятий в числе производственных факторов, препятствующих инновациям,
назвали высокий экономический риск, отсутствие возможностей кооперирования, неразвитость
инновационной структуры, неопределенность сроков инновационного процесса, недостаток информации
о новых технологиях и рынках сбыта, отсутствие квалифицированного персонала и невосприимчивость к
нововведениям (Z. Kudabaev “Economic Growth of Kirghizstan: Role of Sectors of Economy”).
Существенными причинами, препятствующими инновациям, были названы такие экономические
факторы, как недостаток собственных средств и финансовой поддержки со стороны государства, низкий
платежеспособный спрос на новые
продукты, высокая стоимость
окупаемости. Эти причины указали 10−11 % предприятий. Около четверти предприятий назвали
основной или решающей причиной недостаток собственных денежных средств.
События апрельской революции в Кыргызстане обнажили другие проблемы, препятствующие притоку
внешних и внутренних инвестиций:
· возможность произвольного лишения собственности (национализация);
· повсеместное нарушение прав интеллектуальной собственности;
· отсутствие независимой судебной власти.
Несмотря на существующие нормы законодательства, в реальности мы являемся свидетелями широкой
кампании государства по национализации имущества, объявленного, как принадлежащее представителям
бывшего режима. Новая власть Декретами Временного Правительства Кыргызской Республики, без суда
и следствия, национализировала около 40 объектов, включая промышленные объекты, предприятия
сектора энергетики и сотовой связи, несколько пансионатов, зон отдыха и земельных участков на озере
Иссык-Куль, иную дорогостоящую собственность прежних владельцев. Все подобные действия следует
считать незаконными.
В результате таких действий бизнесмены предпочитают сворачивать свой бизнес в Кыргызстане, так по
сведениям Союза предпринимателей Кыргызстана, с апреля по август 2010 года только в соседний
Казахстан были перенаправлены инвестиции на 300 миллионов долларов.
Иными словами, сегодняшнее положение дел говорит о полном игнорировании государством института
частной собственности в Кыргызстане и отсутствии действенных способов противостоять нарушению
государством прав собственников и инвесторов.
Помимо возможности лишения собственности со стороны государства, в Кыргызстане собственники
всегда оставались незащищенными от криминала.
Решением проблемы защиты прав собственности могут стать:
· прекращение практики национализации, противоречащей законодательству;
· установление более четких критериев, предусматривающих справедливые механизмы изъятия
имущества и компенсации его стоимости;
· криминализация корпоративного рейдерства как особого состава преступления;
· введение практики персональной ответственности чиновников через возмещение расходов
пострадавших лиц за счет бюджета, где государство в регрессном порядке будет вправе взыскать
все эти суммы с заработной платы провинившихся работников.
3 Перспективы развития
Перспектива развития промышленности Кыргызской Республики может быть обеспечена за счет
структурной и секторальной перестройки, как на уровне отраслей, так и на уровне первичных
хозяйствующих субъектов и достижения на этой базе гибкой, восприимчивой к рынку сферы,
позволяющей повысить уровень экономической
и продовольственной
устойчивого развития промышленного сектора. Это, естественно предполагает образование новых
предприятий, использующих новые наукоёмкие и инновационные технологии, модернизацию и
техническое перевооружение действующих, привлечение отечественных и иностранных инвестиций при
ограниченности внутренних финансовых ресурсов, совершенствование нормативной правовой базы,
улучшение финансово-кредитной, налоговой, таможенной, инновационной и инвестиционной политики и
других условий, способствующих дальнейшему развитию отраслей промышленности.
Основная цель развития промышленного сектора в перспективе – это обеспечение выпуска
конкурентоспособной продукции, с тем, чтобы была возможность выйти на мировой рынок и произвести
эффективную интеграцию промышленности
Кыргызстана в мировые