Промышленность Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:49, реферат

Описание работы

Одной из важнейших отраслей национальной экономики Кыргызской Республики, оказывающей
значительное влияние на экономический рост является промышленность и всё то, что сегодня входит в её
состав.

Работа содержит 1 файл

промышленность КР.docx

— 32.24 Кб (Скачать)

Одной из важнейших отраслей национальной экономики Кыргызской Республики, оказывающей

значительное влияние на экономический  рост является промышленность и всё  то, что сегодня входит в её

состав.

Переход на рыночные отношения  негативно  отразился на промышленности Кыргызской Республики.

Передача государственной собственности  в частные руки не вывела предприятия  промышленности на

стабилизационный уровень, не способствовала привлечению частного капитала и  введению принципов 

корпоративного права, института  менеджерского и доверительного управления. Наоборот, большинство 

структур промышленного сектора  оказались не готовы к выживанию, противостоянию конкуренции и 

другим факторам рыночной экономики. Приватизированные предприятия, ставшие  акционерными, по

существу, свернули производство, сократили  численность работников и стали  объектом противостояния

между руководителями предприятий  и их коллективами. Сегодня предприятия  промышленного сектора, в

инвестиционном плане, слабо привлекательны, а их продукция не конкурентоспособна. Государственная

налоговая политика также не способствовала развитию отрасли. Такая ситуация в  промышленности

сложилась вследствие недостаточной  проработанности мер государственного регулирования,

несовершенства законодательной  базы, механизма разгосударствления и приватизации предприятий,

разрыва экономических связей и  отсутствия в рамках СНГ согласованной  налоговой, ценовой,

таможенной политики, слабой проработанности  межправительственных соглашений и  механизмов их

реализации, большого оттока высококвалифицированных  инженерных кадров.

Экономический кризис, в первые годы независимости Кыргызской Республики, нанес основной урон

промышленному производству. Объем  промышленного производства в 1995 году составил лишь 27% от

уровня 1990 года. Страна из аграрно-индустриальной превратилась в аграрно-сырьевую. Сокращение

объёмов производства в целом по промышленности составило более  чем на 50%, а отраслях пищевой 

промышленности на 83,3 %, машиностроении и металлообработке  – на  84,0%, производстве

строительных материалов  –  на 80,0 %, легкой промышленности  –  на 73,0 %. Резко снизились темпы 

роста в топливном комплексе: добыча угля сократилась в 7,5 раза, газа –  в 2,9 раза, нефти – в 2 раза.

Реализация крупного инвестиционного  проекта по разработке золоторудного  месторождения «Кумтор»

приостановила данную тенденцию. Но в  дальнейшем тенденция снижения доли секторов реальной

экономики в структуре ВВП продолжилась. Этот процесс сопровождался стабильным ростом сектора 

услуг, доля которого в ВВП в 2010 году превысила 45,9%. Таким образом, в  настоящее время с учетом

доли всех секторов экономику Кыргызской Республики можно квалифицировать как сервисную. Другая

особенность экономики страны заключается  в том, что реализация в ней  крупных проектов может 

существенно повлиять на показатели экономического развития.

На 1 января 2011 года число предприятий  и производств, функционирующих  в промышленном секторе,

составило 2090 единиц, численность  занятых в которых было 200 тысяч  человек, ими было выработано

продукции на 124 411,5 млн. сом (Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.

Кыргызстан в цифрах, Бишкек, 2011).

В структуре промышленности наибольший удельный вес приходится на долю отраслей

обрабатывающей промышленности – 80,5%, по формам собственности данный сектор подразделяется на

государственную, муниципальную и  частную.SESSION 1E: Экономика Центральной Азии 497

Сегодня нет крупных отраслей машиностроения или легкой промышленности, которые  доминировали

раньше. Тем не менее, 50% поступлений  в бюджет обеспечивается промышленным сектором, для

сравнения: сектор услуг обеспечивает – 35 %, аграрный сектор – 4-5%.

Таким образом, институциональные  изменения, которые были неизбежны  в условиях перехода к

рыночным отношениям, существенно  изменили отраслевую структуру промышленности. Под 

воздействием внешних и внутренних факторов, проблемы в промышленном секторе остаются, что 

вполне закономерно в условиях перехода на новую систему хозяйствования  – рыночную экономику.

Однако прошло уже почти 20 лет, а  промышленность республики не полностью  адаптирована к

рыночным условиям, общий уровень  промышленного производства не стабилизируется, не

осуществляется целенаправленная государственная промышленная политика, которая была бы

неразрывно связана с общей экономической стратегией государства. Приоритетные направления в

отраслях промышленности все ещё четко не обозначены. В связи с этим и уровень экономического роста

в национальной экономике республики не высок.

2  Факторы и причины, сдерживающие  экономический рост страны

Первый и очевидно главный фактор  – это ограниченность финансовых ресурсов, дефицит бюджета.

Инвестиционная активность, особенно в промышленной сфере очень низка. Сюда также следует отнести 

несовершенство налоговой и  кредитной системы и, следовательно,  недостаточно эффективное 

использование кредитов. Структурная  перестройка экономики осуществляется медленно, и ещё ниже

темпы формирования рыночной инфраструктуры. Почти во всех отраслях экономики  Кыргызстана 

конкурентная среда недостаточно развита и, стимулы развития бизнеса, как малого,  так и среднего,

достаточно слабы. Велико влияние  таких факторов как наличие бедности в стране, безработица,

несоблюдение законов и нормативно-правовых актов. Всё это вместе взятое значительно  снижают 

эффективность производства во всех отраслях экономики республики. Поэтому  чтобы обеспечить

экономический рост, прежде всего, необходимо поднимать важнейшую отрасль  экономики Кыргызстана 

– промышленность, которая сегодня  нуждается в серьезном обновлении и диверсификации.

Немаловажный фактор, тормозящий развитие промышленности  – это налоговая  политика. В 

Кыргызстане в ходе последней налоговой реформы был принят новый Налоговый кодекс, который

вступил в силу с 1 января 2009 года. Новым  Налоговым кодексом были сокращены  количество и 

значительно снижены и ставки косвенных  налогов:

· НДС – был уменьшен с 20% до 12%;

· налог на платные услуги населению (4%), налог на автодороги (0,8%), налог для ликвидации

чрезвычайных ситуаций (1,5%) – были объединены в один налог - налог с  продаж (от 1 до 3%).

Вместе с тем проведенный  анализ показал, что этих мер недостаточно. До сих пор остаются высокими

ставки косвенных налогов. Они позволяют предпринимателю получить достаточный (для устойчивой

деятельности и развития) доход  только, если его бизнес высоко рентабельный (рентабельность, при этом,

должна составлять 100% и выше). Если же рентабельность бизнеса ниже этого уровня (у большинства

предпринимателей страны рентабельность бизнеса ниже этого уровня), то получить доход  (достаточный 

для устойчивой деятельности и развития) при существующей налоговой системе  до сих пор невозможно.

Таким образом, промышленные предприятия  получают прибыли не счет расширения производства, а 

счет повышения цены на готовый  товар, что в свою очередь делает продукцию кыргызских предприятий

неконкурентоспособной по цене.

Еще одним фактором, тормозящим экономическое  развитие страны, являются НДС на импорт – 12% и 

таможенная пошлина 10%, которые представляют собой существенный барьер не только при ввозе

товаров, необходимых для повседневной жизни граждан (товаров народного  потребления), но и при ввозе 

сырья и оборудования для вновь  создаваемых и действующих предприятий.

На предприятиях промышленности Кыргызстана  все еще велики ставки отчислений по социальному

страхованию. Как известно, одной  из причин возникновения в стране «двойной бухгалтерии», при

начислении и выплате заработной платы работникам, являются высокие  ставки страховых взносов в

Социальный фонд. На сегодняшний  день доля работодателя составляет 17,25%, а доля работника 10%,

что в совокупности составляет 27,25% от начисленной в пользу работника  заработной платы.

Законодательство по платежам в  Социальный фонд также содержит в  себе ряд других существенных

недостатков, которые тормозят развитие экономики. Законодательством предусмотрены несоразмерно

высокие штрафы в размере 100, 200 процентов  от неуплаченных вовремя предпринимателями  сумм

страховых взносов. Так заплатив в  Социальный фонд основную сумму долга, плюс 200% штрафа, а 

также пени за каждый день просрочки, предприниматель прекратит свою деятельность, а экономика 

страны от этого только потеряет, так как в стране одним предпринимателем станет меньше.498 INTERNATIONAL CONFERENCE ON EURASIAN ECONOMIES 2012

От 10 до 15 % предприятий в числе  производственных факторов, препятствующих инновациям,

назвали высокий экономический  риск, отсутствие возможностей кооперирования, неразвитость

инновационной структуры, неопределенность сроков инновационного процесса, недостаток информации

о новых технологиях и рынках сбыта, отсутствие квалифицированного персонала и невосприимчивость  к

нововведениям (Z. Kudabaev “Economic Growth of Kirghizstan: Role of Sectors of Economy”).

Существенными причинами, препятствующими  инновациям, были названы такие экономические 

факторы, как недостаток собственных  средств и финансовой поддержки  со стороны государства, низкий

платежеспособный  спрос на новые  продукты, высокая стоимость нововведений, длительный срок их

окупаемости. Эти причины указали 10−11 % предприятий. Около четверти предприятий  назвали 

основной или решающей причиной недостаток собственных денежных средств.

События апрельской революции в  Кыргызстане обнажили другие проблемы, препятствующие притоку 

внешних и внутренних инвестиций:

· возможность произвольного лишения собственности (национализация);

· повсеместное нарушение прав интеллектуальной собственности;

· отсутствие независимой судебной власти.

Несмотря на существующие нормы  законодательства, в реальности мы являемся свидетелями широкой 

кампании государства по национализации имущества, объявленного, как принадлежащее представителям

бывшего режима. Новая власть Декретами  Временного Правительства Кыргызской Республики, без суда

и следствия, национализировала около 40 объектов, включая промышленные объекты, предприятия 

сектора энергетики и сотовой связи, несколько пансионатов, зон отдыха и земельных участков на озере 

Иссык-Куль, иную дорогостоящую собственность  прежних владельцев. Все подобные действия следует 

считать незаконными.

В результате таких действий бизнесмены предпочитают сворачивать свой бизнес в Кыргызстане, так по

сведениям Союза предпринимателей Кыргызстана, с апреля по август 2010 года только в соседний

Казахстан были перенаправлены инвестиции на 300 миллионов долларов.

Иными словами, сегодняшнее положение  дел говорит о полном игнорировании  государством института 

частной собственности в Кыргызстане  и отсутствии действенных способов противостоять нарушению 

государством прав собственников  и инвесторов.

Помимо возможности лишения  собственности со стороны государства, в Кыргызстане собственники

всегда оставались незащищенными  от криминала.

Решением проблемы защиты прав собственности  могут стать:

· прекращение практики национализации, противоречащей законодательству;

· установление более четких критериев, предусматривающих справедливые механизмы изъятия

имущества и компенсации его  стоимости;

· криминализация корпоративного рейдерства как особого состава преступления;

· введение практики персональной ответственности чиновников через возмещение расходов

пострадавших лиц за счет бюджета, где государство в регрессном порядке будет вправе взыскать

все эти суммы с заработной платы  провинившихся работников.

3  Перспективы развития промышленности  Кыргызской Республики

Перспектива развития промышленности Кыргызской Республики может быть обеспечена за счет

структурной и секторальной перестройки, как на уровне отраслей, так и  на уровне первичных 

хозяйствующих субъектов и достижения на этой базе гибкой, восприимчивой  к рынку  сферы,

позволяющей повысить уровень экономической  и продовольственной независимости  республики на базе

устойчивого развития промышленного  сектора. Это, естественно предполагает образование новых

предприятий, использующих новые наукоёмкие и инновационные технологии, модернизацию и 

техническое перевооружение действующих, привлечение отечественных и  иностранных инвестиций при

ограниченности внутренних финансовых ресурсов, совершенствование нормативной  правовой базы,

улучшение финансово-кредитной, налоговой, таможенной, инновационной и инвестиционной политики и 

других условий, способствующих дальнейшему  развитию отраслей промышленности.

Основная цель развития промышленного  сектора в перспективе  – это  обеспечение выпуска 

конкурентоспособной продукции, с  тем, чтобы была возможность выйти  на мировой рынок и произвести

эффективную интеграцию промышленности Кыргызстана в мировые хозяйственные  экономические 

Информация о работе Промышленность Кыргызской Республики