Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:15, курсовая работа
В начале трансформационного периода в России в сфере экономического реформирования приоритет отдавался финансовой стабилизации в надежде на то, что она способствует массированному притоку иностранного и российского капитала в экономику. Это, в свою очередь, должно было дать толчок экономическому развитию. Реформаторы были охвачены идеей эффективного свободного рынка и либерализации экономики.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Промышленная политика: понятие, цели и задачи ………………… 4
Глава 2. Направления и инструменты промышленной политики …………... 7
2.1. Инновационная политика …………………………………………. 8
2.2. Структурная политика ……………………………………………... 10
2.3. Инвестиционная политика …………………………………………. 15
2.4. Законодательная база и регулирующие органы ………………….. 18
Глава 3. Оценка эффекта промышленной политики на основе сценарных
прогнозов развития экономики России ……………………………………….. 20
Заключение ……………………………………………………………………... 24
Список использованных источников …………………………………………. 25
Приложение …………………………………………………………………….. 27
Содержание :
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Промышленная политика: понятие, цели и задачи ………………… 4
Глава 2. Направления и инструменты промышленной политики …………... 7
2.1. Инновационная политика …………………………………………. 8
2.2. Структурная политика ……………………………………………... 10
2.3. Инвестиционная политика …………………………………………. 15
2.4. Законодательная база и регулирующие органы ………………….. 18
Глава 3. Оценка эффекта промышленной политики на основе сценарных
прогнозов развития экономики России ……………………………………….. 20
Заключение ……………………………………………………………………...
Список использованных источников …………………………………………. 25
Приложение …………………………………………………………………….. 2
Введение
В начале трансформационного периода в России в сфере экономического реформирования приоритет отдавался финансовой стабилизации в надежде на то, что она способствует массированному притоку иностранного и российского капитала в экономику. Это, в свою очередь, должно было дать толчок экономическому развитию. Реформаторы были охвачены идеей эффективного свободного рынка и либерализации экономики. Поэтому вопрос о необходимости изначально проводить обоснованную и просчитанную промышленную политику не ставился, тогда как именно такая стратегия могла бы предотвратить глубокий кризис российской промышленности и экономики в целом. Переходный процесс оказался весьма болезненным, и постепенно стало ясно, что финансовый сектор не может быть единственной опорой развития. Без надежного, конкурентоспособного реального сектора экономика перспектив не имеет. Задача формирования последнего может быть решена в рамках промышленной политики, что обусловливает приоритетное внимание к проблеме выработки эффективной, научно обоснованной государственной стратегии экономического развития.
Данная работа посвящена рассмотрению вопросов промышленной политики в России и оценке эффективности стратегии, предлагаемой Минэкономразвития РФ, на основе модели межотраслевого баланса. В первой главе представлены альтернативные точки зрения на понятие промышленной политики, ее специфика в российских условиях, а также основные проблемы и задачи, стоящие перед государством в этой сфере. Во второй главе предлагается обзор основных направлений и инструментов промышленной политики, кроме того, поднимается вопрос о совершенствовании нормативно-правовой базы политики и органах, способных отвечать за ее эффективную реализацию. В заключительной части реферата предпринята попытка применить инструментарий межотраслевого баланса к сценарным вариантам развития российской экономики с целью количественно оценить эффект от осуществления промышленной политики.
Глава 1. Промышленная политика: понятие, цели и задачи
Понятие промышленной политики имеет в России и свою историю, и свою специфику, поэтому вызывает полемику между различными представителями власти, бизнеса и общества. В период либеральных реформ под промышленной политикой многие понимали лоббизм или возвращение государственного контроля над экономикой, характерного для советской эпохи, что вызывало негативное отношение даже к самому термину.
Сегодня также существуют противники промышленной политики. Например, на конференции “Крупнейшие компании в России. База экономического роста” 11 ноября 2005 года советник президента РФ Андрей Илларионов заявил, что для успешного развития экономики страны государству необходимо отказаться от промышленной политики как от инструмента, создающего неравные условия ведения бизнеса. По его словам, проводимая нынешним правительством политика перераспределения ресурсов от компаний, регионов, отраслей, создающих добавленную стоимость, к компаниям, регионам, отраслям, приносящим убытки, приводит к падению темпов экономического роста, которые в конце концов могут достичь нуля или даже стать отрицательными.
К числу активных сторонников реализации промышленной политики относится Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), принципиальная позиция которого состоит в том, что “промышленная политика имеет свою собственную, четко определенную сферу приоритетов — содействие повышению конкурентоспособности российского бизнеса. Если макроэкономическая политика призвана создавать благоприятные условия для бизнеса в масштабе всей страны, то в фокусе промышленной политики находятся бизнес-проекты, направленные на повышение конкурентоспособности конкретных отраслей и компаний”. По мнению представителей РСПП, несправедлива точка зрения, что промышленная политика охватывает все направления государственной политики, имеющие отношение к деятельности бизнеса — от борьбы с инфляцией до индексации банковских вкладов населения.
Бывший начальник
Универсальность действия — вот то, что отличает меры экономической политики, способствующие в том числе и развитию промышленности, от чисто промышленной политики”.
Позиция Торгово-Промышленной Палаты (ТПП) РФ основана на более общем подходе к понятию промышленной политики. Согласно определению ТПП, “промышленная политика — это система законодательных, административных, финансово-экономических решений, мер и действий по управлению развитием промышленности, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, современных информационных и других услуг, человеческого капитала. Ее энергичное и последовательное осуществление позволит России обеспечить высокое качество жизни населения, сохранить себя в качестве одной из мировых держав, занять достойное место в глобальной экономике”. Таким образом, стратегическая цель промышленной политики состоит в достижении устойчивого социально-экономического развития и обеспечении безопасности страны, что достигается за счет глубокой структурной трансформации экономики и технологической модернизации производства.
Государство несет гораздо большую ответственность, нежели рынок, а государственная федеральная промышленная политика имеет существенные отличия от корпоративной промышленной политики, миссия которой более узка, а целевой функцией может служить максимизация прибыли. Тем не менее, позиция ТПП основывается на том, что участие государства в экономическом развитии нельзя рассматривать как ограничение рыночной свободы хозяйствующих субъектов и возврат к осуществлению государством планово-командных функций. Напротив, промышленная политика предполагает сочетание активной роли государства и эффективных рыночных механизмов.
Промышленная политика призвана решить следующие основные группы проблем. Во-первых, это крайняя разлаженность механизма воспроизводства, прежде всего, финансового, научно-инновационного, кадрового, природопользовательского. Во-вторых, ограниченные возможности законодательно-правовых инструментов государства. В-третьих, структурные диспропорции в экономике.
К задачам российской промышленной политики относятся:
► Создание механизма формирования и реализации промышленной политики (включая государственные органы, их функции и правовые инструменты, определение “правил игры” и организацию диалога между бизнесом и властью);
► Развитие государственных и рыночных механизмов обеспечения производства финансовыми и кадровыми ресурсами, внедрения новых технологий и инноваций;
► Создание условий и инструментов межсекторного, межотраслевого и межрегионального перелива капитала и проведение структурной перестройки экономики.
Согласно Конституции РФ, вопросы основных направлений внешней и внутренней политики (в том числе промышленной) входят в компетенцию Президента РФ. Поэтому уровень внедрения промышленной политики является президентским. РСПП выступает за использование понятия “национальная”, а не “государственная” промышленная политика, подразумевающего активное участие представителей всех уровней бизнеса и общественности в обсуждении ее приоритетов и инструментов.
Глава 2. Направления и инструменты промышленной политики.
Можно выделить три основных направления промышленной политики:
1. Инновационная политика, способствующая взаимодействию предпринимательских и научно-инновационных структур, формированию инновационных стимулов хозяйственной деятельности, установлению государственных ориентиров инновационной модели развития.
2. Структурная политика, стимулирующая межсекторный, межотраслевой и межрегиональный перелив капитала для финансового обеспечения перестройки отраслевой и территориальной структуры промышленности в соответствии с целями промышленной политики.
3. Инвестиционная политика,
обеспечивающая и
Существует три уровня разработки и реализации промышленной политики.
На макроуровне определяются общенациональные цели промышленного развития, формируются федеральная нормативная база и федеральные целевые программы промышленной политики, разрабатывается стратегия их ресурсного обеспечения, организуется взаимодействие промышленного бизнеса и государства при формировании и реализации промышленной политики, уточняются разделение компетенций с регионами и внешнеполитические аспекты промышленной политики.
На мезоуровне регулируется
формирование и функционирование вертикальных и горизонтальных (в том числе
транснациональных) производственно-
На микроуровне осуществляется
создание благоприятных и целенаправленн
Таким образом, промышленная политика реализуется как методами макроэкономического регулирования (создание правил и условий, мотиваций поведения участников рынка, бюджетное перераспределение ресурсов), так и административными методами. В состав ее инструментов входят также формирование общественного мнения и ценностных шкал, организация диалога рыночных субъектов и государственной власти, согласование интересов на территории (горизонтальное) и межуровневое (вертикаль власти).
2.1. Инновационная политика
Промышленная политика должна иметь инновационную, а не “догоняющую” направленность, ориентироваться на решение не только текущих, но и стратегических задач и носить этапный, кратко- и долгосрочный характер. В среднесрочном периоде это способствует преодолению кризиса производства, структурной перестройке промышленности и насыщению рынка конкурентоспособной продукцией. В долгосрочной перспективе такая стратегия должна помочь России восстановить свое положение в сообществе развитых стран.
В последние годы государство
осуществляет ряд шагов на пути создания
национальной инновационной системы,
в числе которых утвержденные
Президентом РФ 30 марта 2002 г. “Основы политики
Российской Федерации в области развития
науки и технологий на период до 2010 года
и дальнейшую перспективу”. Согласно
этому документу, к приоритетным направлениям
развития науки, технологий и техники
относятся информационно-
По объему расходов на НИОКР в настоящее время Россия в несколько раз уступает развитым странам (разрыв составляет 25 раз по сравнению с США, 9,2 раза с Японией, 5 раз с Германией, 4,8 раза с Китаем). “Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и на дальнейшую перспективу” предусмотрено выделение 4% средств федерального бюджета суммы расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, однако в 2004 году эта статья расходов составила всего 1,74%.
По данным 2003 года, доля инновационно-активных предприятий составляла всего 10,6% общего числа хозяйствующих субъектов за вычетом малого бизнеса. Тем не менее, Россия обладает значительным потенциалом: на миллион жителей приходится 131 патент, что выше, чем в Норвегии, Канаде, Польше. Согласно расчетам Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей, в России возможно довести к 2010 году долю инновационной продукции в общем объеме промышленного производства до 11-13%, но при безусловных серьезных структурных преобразованиях экономики.
Устойчивое развитие, основанное на инновационном принципе, предполагает опору на воспроизводимые, прежде всего, интеллектуальные ресурсы. В государственной поддержке нуждаются системы образования и подготовки специалистов. Важнейшим направлением деятельности государства является решение проблемы “утечки мозгов”.