Производство и экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

С точки зрения преемника австрийской школы К. Менгера, формирование экономических и неэкономических благ осуществляется соотношением между количеством благ, которые являются весьма доступными для полного удовлетворения потребностей человека, и конкретными его потребностями.

Работа содержит 1 файл

Тема 2.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

 Самым эффективным и прогрессивным  является производство продукции с  применением наиболее совершенной  технологии. Но это потребует больших  финансовых затрат, и не каждый производитель  может позволить себе такие технологии.

 Для кого производить? – т. е. кто сможет потребить произведенные товары или услуги? Рыночная экономика отвечает на этот вопрос следующим образом: наибольший уровень потребления будет обеспечивать себе человек, имеющий максимальный доход от принадлежащих ему факторов производства.

 Выбор какого-то экономического блага предполагает отказ от другого экономического блага. Альтернативная стоимость может  иметь как денежное, так и товарное выражение.

 Принцип альтернативной стоимости может  быть распространен и на экономику  в целом. Итак, альтернативной стоимостью товара или услуги называется стоимость  того товара или услуги, от которого пришлось отказаться в пользу предпочтенных  товаров. Но определяется альтернативная стоимость наилучшим из отвергнутых вариантов.

 Проблема  выбора и альтернативной стоимости  имеет значение для определения  границы производственных возможностей любой экономики.

 Предположим, что объем производственных ресурсов страны (рис. 2) позволяет производить либо 20 тракторов, либо 20 автомобилей, либо любую комбинацию этих двух товаров, расположенную на линии АД. Например, производственные возможности в точке В позволяют производить одновременно 16 тракторов и 4 автомобиля. Невозможно произвести одновременно из-за необеспеченности ресурсами по 20 штук и тракторов, и автомобилей.

 Если  производство находится в точке G, то это означает, что имеющиеся  ресурсы используются неэффективно, например не все работники имеют  работу, простаивает производственное оборудование и т. д.

 Линия АД показывает максимум – предел производственных возможностей в данный момент, ориентир потенциальной эффективности. Однако в реальной жизни линия АД не бывает прямой (рис. 2). Линия будет выглядеть  как прямая, если любая единица ресурсов одинаково пригодна для производства обоих альтернативных товаров. Такого в реальной жизни не встречается практически никогда, а кривая производственных возможностей имеет вид, представленный на рисунке 3. Таким образом, кривая производственных возможностей показывает, какое количество товаров и услуг в различных комбинациях способна производить данная страна при полном использовании имеющихся в ней ресурсов.

 Если проследить альтернативную стоимость увеличения производства тракторов, то мы увидим, что она увеличивается. Главная причина – неполная взаимозаменяемость ресурсов. Рабочие, занятые на сборке тракторов, не будут с той же эффективностью строить ракеты, а оборудование для выпуска автомобилей едва ли может быть применено для консервирования овощей. Переход от производства одного товара к производству другого никогда не бывает простым. 

 Как разные экономические  системы решают основные проблемы экономики?

 Многие справедливо  считают, что экономике Российской Федерации свойственны такие особенности, которые не позволяют позаимствовать ни одну из известных в мире моделей рыночной системы. Приведите пример и объясните, о каких особенностях обычно идет речь в таких дискуссиях и столкновениях мнений?

 Каждое общество стоит перед различными вариантами при решении вопросов что производить? Как производить? Для кого производить? Различные экономические системы по-разному решают эти проблемы. Экономическая система - это совокупность отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

 В неоклассической  теории выделяются такие экономические  системы, как рыночная, командная, смешанная, традиционная.

 Рыночная  система характеризуется как хозяйство, которое функционирует в условиях господства рыночных отношений. Здесь экономика регулируется только рыночным механизмом, в том числе законами спроса, предложения, ценообразования и т.д. Рыночная система способствует эффективному использованию ресурсов и быстрому экономическому росту, но приводит к дифференциации общества по доходам.

 Командная экономическая система, где по существу отрицается рыночный механизм развития экономики, частная собственность. Здесь господствует государственная собственность, централизованное регулирование экономическими процессами. Для такой системы характерна жесткая вертикальная иерархия управления, благодаря которой обеспечивается концентрация экономических ресурсов на главной задаче, выдвигаемой государством. Государственный аппарат смещает равновесие в обществе в пользу создания централизованного, политически и экономически мощного государства независимо от полезности для населения.

 Смешанная система - характерна для условий совершенной конкуренции, когда стихийное регулирование рынка оказывается недостаточным, когда государство вмешивается в экономику не административными методами, а экономическими. Прямое влияние государство чаще оказывает в образовавшемся государственном секторе хозяйства. В результате в хозяйстве наличествует и рынок и государство.

 Традиционная  система, где очевидны соблюдения традиций ведения хозяйства, причем в большинстве случаев характерных для замкнутых, натуральных хозяйств с ручным трудом. Для традиционного общества характерен очень медленный экономический прогресс.

 Я считаю, что  экономике Российской Федерации свойственны черты переходной экономической системы, когда происходит становление нового типа хозяйства, хотя еще сохраняется прежний тип.

 На мой  взгляд, к особенностям экономики  РФ, которые не позволяют позаимствовать ни одну из известных в мире моделей рыночной системы, можно отнести большую территорию. Вследствие этого в стране недостаточно развиты регионы в социально-экономическом плане. Формирование национального государства затянулось, вследствие чего нет возможности устойчивого развития различных форм хозяйства. Также все это связано с экономической нестабильностью государства. 

 Роль трансакционных издержек в экономическом мире нередко  сравнивается с ролью трения в  мире физическом: "Подобно тому, как  трение мешает движению физических объектов, распыляя энергию в форме тепла, так и трансакционные издержки препятствуют перемещению ресурсов к пользователям, для которых они представляют наибольшую ценность, "распыляя" полезность этих ресурсов по ходу экономического процесса. Подобно тому, как каждому известному физическому объекту придается такая форма, которая способствует либо минимизации трения, либо получению за счет него какого-либо полезного эффекта (колесо, например, служит и тому, и другому), так фактически и любой известный нам институт возникает как реакция на присутствие трансакционных издержек и для того, по-видимому, чтобы минимизировать их воздействие, увеличив тем самым выгоды от обмена. Поэтому экономист, игнорирующий существование трансакционных издержек, будет сталкиваться с такими же трудностями при объяснении экономического поведения, с какими сталкивался бы физик, игнорирующий факт трения при описании движения физических объектов".

 Различные институты  обладают неодинаковой эффективностью с точки зрения экономии трансакционных издержек. Одни справляются с этой задачей лучше, другие - хуже. И это объясняет эволюцию организационных структур. Те, что требуют слишком высоких издержек, отмирают, те, что оказываются более экономичными, выживают и получают распространение. Экономия трансакционных издержек выступает как своего рода "мотор" институциональной эволюции.

 Для осуществления сделки от агента может требоваться совершение множества самых различных операций. Каждая из них может обходиться ему весьма недешево и сопровождаться ошибками и потерями. Отсюда - многообразие видов трансакционных издержек. Рассмотрим некоторые виды трансакционных издержек.

  1. Издержки поиска информации.
  2. Издержки ведения переговоров.  
  3. Издержки измерения.
  4. издержки спецификации и защиты прав собственности.
  5. Издержки оппортунистического поведения.
  6. Издержки "политизации". 

 Издержки коллективного принятия решений. Эти издержки характерны для организаций, которые находятся в совместной собственности и в управлении которыми используются принципы прямой или представительной демократии - законодательные органы, клубы, кооперативы, партнерства и т.д. Они складываются из нескольких элементов. Во-первых, как известно из экономической теории, принятие решений большинством голосов не обеспечивает оптимальных результатов (знаменитая теорема о медианном избирателе). Во-вторых, сам процесс выработки совместных решений может поглощать много времени, усилий и средств. Эти издержки тем больше, чем многочисленнее и неоднороднее состав участников, то есть чем сильнее расхождение их интересов.

 

 3) Общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

 Общественные  блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

 Заметим, что  кроме общественных благ существуют еще и общественные "антиблага" - общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

 Различают чистые общественные блага и чистые частные  блага.

 Чистое общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения  чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

 Чистое частное  благо - благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

 Если эффективное  обеспечение общественных благ часто  требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

 Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

 Целый ряд  благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с  другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

 Чистые  общественные блага  имеют две основные особенности.

  1. Чистые общественные блага обладают свойством не избирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.
  2. Потребление чистых общественных благ не обладают исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать "мелкими порциями", которые можно было бы распродать через кассовый автомат.

 Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

 Кривая спроса на чистое общественное благо, как и  кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый - цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.

 Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:

Информация о работе Производство и экономика