Производство и экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

С точки зрения преемника австрийской школы К. Менгера, формирование экономических и неэкономических благ осуществляется соотношением между количеством благ, которые являются весьма доступными для полного удовлетворения потребностей человека, и конкретными его потребностями.

Работа содержит 1 файл

Тема 2.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

 Тема 2. Производство и  экономика

       1. Что представляют собой благо  (антиблаго)? Какая существует классификация  благ?  Как согласуются между  собой потребности  общества  и ограниченные ресурсы?

       2. Назовите основные экономические  проблемы, стоящие перед обществом. Что, как и для кого производить? Как разные экономические системы решают основные проблемы экономики? Какова роль трансакционных издержек в выборе экономических систем?

        3.  Дайте ответ на  тест с  аргументацией выбранного варианта  ответа

 Общественные  экономические блага отличаются тем, что…

 А) потребление  их возрастает с ростом дохода потребителей

 Б)  удовлетворяют некоторую потребность  только вместе

 В)  непосредственно удовлетворяют  потребности

 Г)  потребление их одним человеком  не снижает их полезности  для остальных 

 1) Благо представляет собой средство, которое способно удовлетворить различные потребности человека.

 Удовлетворение  как проявляющаяся способность  предмета должно быть осознано людьми. Школа неоклассикой главным образом  выделяет блага экономические и неэкономические, т. е. рассматривает редко встречающееся разграничение.

 Редко существующее благо признается экономическим благом, а благо, имеющееся в количестве, которое неограниченно, – неэкономическим благом.

 С точки  зрения преемника австрийской школы К. Менгера, формирование экономических и неэкономических благ осуществляется соотношением между количеством благ, которые являются весьма доступными для полного удовлетворения потребностей человека, и конкретными его потребностями.

 По  мнению сторонников неоклассической  школы, товар представляет собой  благо экономическое, которое необходимо для обменных процессов. Однако в  данном определении не указывается, что товар должен быть в форме  продукта труда. Вследствие этого на данное обстоятельство особое внимание обращает К. Менгер. Он сформулировал характеристику категории товара с научной точки зрения. Данное объяснение заключалось в том, что товар представляет собой благо экономическое, которое непосредственно создано с целью осуществления обмена.

 Первостепенной  основой определения экономических  благ служит стоимость этих благ, или  их ценность. К. Маркс в своей теории рассматривает экономическую природу создаваемых благ. По его мнению, трудовые затраты, которые общественно необходимы, или труд, который действует при нормальных средних условиях общественного производства, а также средней трудовой интенсивности, являются определением экономических благ.

 Неоклассическая школа дает широкое представление  об основе образования благ, их стоимости, зависящей от редкости, а также от интенсивности потребления людьми и объема благ, которые могут удовлетворить данную потребность.

 Представителями этой школы предполагалось, что не одним, а несколькими благами  может быть удовлетворена любая  потребность, а также различное экономическое благо может быть применено с целью удовлетворения различных потребностей людей.

 Цена  совокупного комплекта  благ, которая способна удовлетворять потребности, выглядит следующим образом:

 Σpigi, где g1, g2,…,gп – общая совокупность объемов отдельно каждого из n благ; p1,p2,…,pn– стоимость благ, или цена совокупного комплекта благ, которые способны удовлетворить потребности: i = 1,…, n.

 Существует  определенная классификация экономических благ, представленная таким благами, как:

 1) недолговременные, иначе говоря, это блага, которые являются разовыми в потреблении, например продукты питания;

 2) долговременные блага, которые применяются и используются многократно, т. е. это товары, пригодные для пользования в течение длительного периода времени;

 3) настоящие блага, т. е. имеющиеся на данный момент времени;

 4) будущие, или ожидаемые, блага в дальнейшем периоде;

 5) прямые, т. е. блага, предназначенные для потребления;

 6) косвенные блага, созданные с производственной целью;

 5) взаимозаменяемые, т. е. блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но также и ресурсами, использующимися в производстве;

 6) Взаимодополняемые блага.

 Для того чтобы создать экономические  блага, надо включить ресурсы в производственный процесс. Общая совокупность природных, материальных, трудовых, финансовых средств, которые используются в производственном процессе по созданию благ, называется ресурсами.

 Ресурсы, которые вовлечены в процесс  производства, представляют собой факторы производства.  

 1. Любая экономическая деятельность людей порождается необходимостью удовлетворения их потребностей. Потребности людей постоянно растут количественно и качественно. Основная часть потребностей людей удовлетворяется экономическими благами, создаваемыми производством. Различают взаимозаменяемые блага - блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга, и взаимодополняющие блага - это блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом. 
     2. Производство представляет собой процесс приспособления ресурсов общества для удовлетворения потребностей людей. Основные факторы производства - это труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность. Поскольку потребности общества безграничны, в то время как ресурсы, используемые для их удовлетворения, ограничены, возникает проблема оптимального распределения ограниченных ресурсов общества.  

  3. Кривая  производственных возможностей  представляет собой модель, иллюстрирующую  альтернативные возможности использования  ограниченных ресурсов. Любая точка, расположенная на кривой производственных возможностей, свидетельствует о полном, эффективном использовании ресурсов. Точка внутри КПВ показывает, что ресурсы используются неполно, и возможно увеличение производства нескольких товаров. В условиях полного использования ресурсов увеличение производства одного продукта влечет за собой уменьшение производства другого. Отсюда: издержки производства дополнительной единицы одного продукта могут быть измерены количеством другого продукта, от производства которого приходится отказаться в связи с увеличением производства первого продукта. Такие издержки производства называются альтернативными. В условиях полного использования ресурсов действует закон возрастания альтернативных издержек производства: каждая последующая дополнительная единица продукта обходится все дороже и дороже, т.е. для ее производства приходится отказываться от все большего и большего количества другого продукта. 
     4. Ограниченность экономических ресурсов порождает три основных вопроса экономики: "что, как и для кого?" Разные экономические системы по-разному отвечают на эти фундаментальные вопросы. Характер экономической системы зависит от господствующей формы собственности и механизма координации хозяйственных решений, принимаемых отдельными экономическими агентами. В зависимости от сочетания этих признаков выделяют: традиционную, рыночную, плановую, смешанную и переходную экономики.
 

 2) Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом

 Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

 1. что из  товаров и услуг должно быть  произведено, и в каком количестве?

 2. как эти  товары и услуги надо произвести?

 3. кто, получит  и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

 Рассмотрим  поподробнее каждый из вопросов.

 1. Что производить? Отдельный человек может получить какие-либо товары различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие вещи, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего - вообще отказаться.

 Развитые  страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров  для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или иные товары.

 Иногда выбор  может быть очень трудным. Так  называемые слаборазвитые страны настолько  бедны, что усилия большей части  рабочей силы тратятся на то, чтобы  только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства.

 Но поскольку  рабочая сила занята полностью, то увеличить  уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличить объем производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства предметов потребления на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления поставит большое число людей на грань нищеты.

 2. Как должны быть произведены товары и услуги? Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации национального хозяйства?

 Существуют  различные варианты производства всего  набора благ, а также каждого блага в отдельности.

 По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.

 Одни здания строят частные лица, другие - государство (например, школы). Решение о строительстве  автомобилей в одной стране принимает  государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию самих фермеров, либо с участием или решением государственных органов.

 3. Для кого произведен продукт? Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет-интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития. 

 Во  всех без исключения случаях противоречие «потребности – ресурсы» ставит перед  обществом 3 фундаментальных вопроса:

 1) что  производить?

 2) как  производить?

 3) для кого производить?

 Что производить? – т. е. выпуску какого товара или услуги отдать предпочтение и в каком количестве его требуется производить? Это практически вопрос об ассортименте товара, и, решая его, производитель вновь сталкивается с проблемой ограниченности.

 Данный  выбор делают все: и мелкий предприниматель, и любая крупная организация.

 Как производить? – т. е. какую выбрать технологию для производства данного товара или услуги? Их существует несколько видов:

 1) технология  ручная – технология, в которой используется большое количество неквалифицированного труда;

 2) автоматизированная  технология – это технология, в которой эффективно совмещается  труд человека и различных  механизмов;

 3) автоматическая  технология – это технология, при которой человеческий труд вообще не используется.

Информация о работе Производство и экономика