Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:29, контрольная работа
С точки зрения преемника австрийской школы К. Менгера, формирование экономических и неэкономических благ осуществляется соотношением между количеством благ, которые являются весьма доступными для полного удовлетворения потребностей человека, и конкретными его потребностями.
Тема 2. Производство и экономика
1. Что представляют собой благо
(антиблаго)? Какая существует
2. Назовите основные
3. Дайте ответ на тест с
аргументацией выбранного
Общественные экономические блага отличаются тем, что…
А) потребление их возрастает с ростом дохода потребителей
Б)
удовлетворяют некоторую
В) непосредственно удовлетворяют потребности
Г)
потребление их одним человеком
не снижает их полезности для остальных
1) Благо представляет собой средство, которое способно удовлетворить различные потребности человека.
Удовлетворение как проявляющаяся способность предмета должно быть осознано людьми. Школа неоклассикой главным образом выделяет блага экономические и неэкономические, т. е. рассматривает редко встречающееся разграничение.
Редко
существующее благо признается экономическим
благом, а благо, имеющееся в количестве,
которое неограниченно, – неэкономическ
С точки зрения преемника австрийской школы К. Менгера, формирование экономических и неэкономических благ осуществляется соотношением между количеством благ, которые являются весьма доступными для полного удовлетворения потребностей человека, и конкретными его потребностями.
По мнению сторонников неоклассической школы, товар представляет собой благо экономическое, которое необходимо для обменных процессов. Однако в данном определении не указывается, что товар должен быть в форме продукта труда. Вследствие этого на данное обстоятельство особое внимание обращает К. Менгер. Он сформулировал характеристику категории товара с научной точки зрения. Данное объяснение заключалось в том, что товар представляет собой благо экономическое, которое непосредственно создано с целью осуществления обмена.
Первостепенной
основой определения
Неоклассическая школа дает широкое представление об основе образования благ, их стоимости, зависящей от редкости, а также от интенсивности потребления людьми и объема благ, которые могут удовлетворить данную потребность.
Представителями этой школы предполагалось, что не одним, а несколькими благами может быть удовлетворена любая потребность, а также различное экономическое благо может быть применено с целью удовлетворения различных потребностей людей.
Цена совокупного комплекта благ, которая способна удовлетворять потребности, выглядит следующим образом:
Σpigi, где g1, g2,…,gп – общая совокупность объемов отдельно каждого из n благ; p1,p2,…,pn– стоимость благ, или цена совокупного комплекта благ, которые способны удовлетворить потребности: i = 1,…, n.
Существует определенная классификация экономических благ, представленная таким благами, как:
1) недолговременные, иначе говоря, это блага, которые являются разовыми в потреблении, например продукты питания;
2) долговременные блага, которые применяются и используются многократно, т. е. это товары, пригодные для пользования в течение длительного периода времени;
3) настоящие блага, т. е. имеющиеся на данный момент времени;
4) будущие, или ожидаемые, блага в дальнейшем периоде;
5) прямые, т. е. блага, предназначенные для потребления;
6) косвенные блага, созданные с производственной целью;
5) взаимозаменяемые, т. е. блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но также и ресурсами, использующимися в производстве;
6) Взаимодополняемые блага.
Для того чтобы создать экономические блага, надо включить ресурсы в производственный процесс. Общая совокупность природных, материальных, трудовых, финансовых средств, которые используются в производственном процессе по созданию благ, называется ресурсами.
Ресурсы,
которые вовлечены в процесс
производства, представляют собой факторы
производства.
1. Любая экономическая
деятельность людей порождается необходимостью
удовлетворения их потребностей. Потребности
людей постоянно растут количественно
и качественно. Основная часть потребностей
людей удовлетворяется экономическими
благами, создаваемыми производством.
Различают взаимозаменяемые блага - блага,
обладающие способностью удовлетворять
потребности за счет друг друга, и взаимодополняющие
блага - это блага, удовлетворяющие потребности
людей лишь в комплексе друг с другом.
2. Производство представляет собой процесс
приспособления ресурсов общества для
удовлетворения потребностей людей. Основные
факторы производства - это труд, земля,
капитал и предпринимательская деятельность.
Поскольку потребности общества безграничны,
в то время как ресурсы, используемые для
их удовлетворения, ограничены, возникает
проблема оптимального распределения
ограниченных ресурсов общества.
3. Кривая
производственных возможностей
представляет собой модель, иллюстрирующую
альтернативные возможности
4. Ограниченность экономических ресурсов
порождает три основных вопроса экономики:
"что, как и для кого?" Разные экономические
системы по-разному отвечают на эти фундаментальные
вопросы. Характер экономической системы
зависит от господствующей формы собственности
и механизма координации хозяйственных
решений, принимаемых отдельными экономическими
агентами. В зависимости от сочетания
этих признаков выделяют: традиционную,
рыночную, плановую, смешанную и переходную
экономики.
2) Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом
Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:
1. что из
товаров и услуг должно быть
произведено, и в каком
2. как эти
товары и услуги надо
3. кто, получит
и сможет потребить (
Рассмотрим поподробнее каждый из вопросов.
1. Что производить? Отдельный человек может получить какие-либо товары различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие вещи, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего - вообще отказаться.
Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или иные товары.
Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые слаборазвитые страны настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства.
Но поскольку
рабочая сила занята полностью, то увеличить
уровень общественного
2.
Как должны быть произведены
товары и услуги? Кем,
из каких ресурсов, с
помощью какой технологии они должны
Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности.
По разным
проектам можно построить
Одни здания строят частные лица, другие - государство (например, школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию самих фермеров, либо с участием или решением государственных органов.
3.
Для кого произведен
продукт? Поскольку количество созданных
товаров и услуг ограничено, то возникает
проблема их распределения. Кто должен
пользоваться этими продуктами и услугами,
извлекать полезность? Должны ли все члены
общества получать одинаковую долю, или
должны быть бедные и богатые, какова должна
быть доля тех и других? Чему должен быть
отдан приоритет-интеллекту или физической
силе? Решение данной проблемы определяет
цели общества, стимулы его развития.
Во всех без исключения случаях противоречие «потребности – ресурсы» ставит перед обществом 3 фундаментальных вопроса:
1) что производить?
2) как производить?
3) для кого производить?
Что производить? – т. е. выпуску какого товара или услуги отдать предпочтение и в каком количестве его требуется производить? Это практически вопрос об ассортименте товара, и, решая его, производитель вновь сталкивается с проблемой ограниченности.
Данный выбор делают все: и мелкий предприниматель, и любая крупная организация.
Как производить? – т. е. какую выбрать технологию для производства данного товара или услуги? Их существует несколько видов:
1) технология ручная – технология, в которой используется большое количество неквалифицированного труда;
2) автоматизированная
технология – это технология,
в которой эффективно
3) автоматическая технология – это технология, при которой человеческий труд вообще не используется.