Происхождение и сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого, а также выступает организацией всех граждан.

Основная цель работы заключается в раскрытии такого теоретически важного понятия, как государство – его происхождение, сущность, типология.

Работа содержит 1 файл

Происхождение и сущность государства - копия.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

    Кроме того, по типу политического режима государства бывают демократическими, тоталитарными, авторитарными.

    Политический  режим – это совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть.8

    Демократический государственный  режим характеризуется реальным разделением властей. Органы законодательной власти и высшие должностные лица избираются народом и ответственны перед народом. Здесь создаются правовые законы, утверждаются принципы верховенства права и независимости правосудия. Конфликты разрешаются, прежде всего, на правовой основе.

    Авторитарный  режим. Вся власть сосредотачивается в руках одного лица или группы лиц. Создаются не правовые законы, нарушается действующее законодательство представителями власти. Ограничиваются права и свободы граждан. Действует цензура. Нет свободных выборов.

    Тоталитарный  режим представляет собой безраздельное господство бюрократии, возглавляемой лидером, действия которого не опираются на законы. Отсутствует разделение властей; права, и свободы человека нарушаются.

    Так же существуют еще недемократические  политические режимы – это деспотический, тиранический, олигархический, аристократический, фашистский.

    Более подробно остановимся на рассмотрении формы правления Российской Федерации. 

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1 Формы государства

    2.2. Форма правления  в Российской Федерации

    По  Конституции РФ Россия определяется как демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления (ст.1 Конституции РФ). Конституция закрепила демократический республиканский правой строй, утверждая принцип разделения властей на создающие закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением (ст.10 Конституции РФ).9

    Российская  Федерация может быть охарактеризована как смешанная республика (полупрезидентская), т.е. сочетает черты парламентской и президентской власти.

    Главный принцип смешанной республики, отличающий ее от других форм правления, заключается  в том, что президент и парламент в объеме своих властных полномочий конкурируют за право формировать правительство.

     В этом аспекте большое значение имеет  их партийная принадлежность, которая  может влечь за собой две полярные друг другу модели организации государственной  власти:

     1) Президент и парламентское большинство  принадлежат к одной партии. Можно говорить о возникновении «партийно-президентской власти», во главе которой стоит президент — лидер партии большинства в парламенте, опираясь на которое, он формирует правительство, по сути, самостоятельно, становясь его главой.

     2) Президент и парламентское большинство  принадлежат к разным партиям. Парламентскому большинству и фактически сформированному им правительству противостоит президент. В этом случае исполнительная власть приобретает характер двуглавой: её осуществляют и премьер-министр, и президент.

     Так президент РФ, Дмитрий Медведев, выступил за то, чтобы в России рано или поздно появился президент, который принадлежал бы к какой-либо партии.

     Глава высшего совета «Единой России», спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что у партии власти нет планов по превращению страны в парламентскую республику.

     «Действующая  сейчас форма правления государством вполне сбалансирована, между исполнительной и законодательной властью разделены  сферы ответственности», - сказал Грызлов  журналистам.10

     По  его словам, на сегодняшний день эта форма «единственно верная для нашей страны».

     В то же время, считает Грызлов, влияние  парламентской ветви на структуру  власти в целом должно и может  усиливаться и, в частности, через  делегирование членов парламента в  органы исполнительной власти.

     «Я  считаю, что было бы правильно, чтобы членами правительства становились достаточно известные специалисты, в том числе и признанные народом», - подчеркнул Грызлов.11

     Итак, правительство не видит в России перспектив для парламентской республики. Эта форма правления, по их убеждениям, совершенно не подходит нашей стране. В Российской Федерации установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

     Во-первых, наряду с признаками президентской  республики данная форма имеет элементы парламентарной республики.

     Во-вторых, дисбаланс между законодательной  и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной  власти в целом.

     В-третьих, уникальность России как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

     За последние годы принято достаточно много законодательных решений, решений организационного и иного уровня, которые всерьез корректируют — не глубоко реформируют, чего, кажется, надо избегать, а подстраиваются к новым временам. Модернизируются важнейшие направления политической жизни…  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В реальной жизни нет абстрактных монархических или республиканских форм как таковых – это теория. На практике же существуют конкретные формы тех или иных государств, а также их конкретные обусловленные различиями объективными и субъективными обстоятельствами разновидности.

    В ходе написания данной работы были рассмотрены три главные

характеристики  формы государства: форма  правления,  форма  государственного устройства и форма политического режима. Именно изучение  этих  составляющих и позволяет сделать истинно верные выводы о государстве.

      Абсолютно  естественным  является  вывод   о   том,   что   все   выше

перечисленные составляющие активно влияют друг на друга. Так  весьма  сложно представить  демократическим  государство,  которое   по   форме   правления являлось бы абсолютной монархией. Немаловажным  является  и  тот  факт,  что выделение главенствующего фактора  представляется  невозможным,  так как  форма правления,  режим  и  форма  устройства   государства   оказывают   взаимное равновеликое воздействие друг на друга.

      Наиболее  прогрессивным  в   результате  исследования  можно   признать

республиканский демократический строй. В целом данный вопрос как нельзя более актуален в наши дни. В связи  с этим одной из целей  данной  работы  было  изучение  современного  состояния Российского государства. На данный момент Россия имеет уже  11  летний  опыт существования в рамках новой формы государства, провозглашенной  12  декабря 1993  года   в   Конституции   Российской   Федерации. 

     Согласно  ст.5 Конституции РФ Россия называется  федеративным  государством,  но  до  сих  пор  Республики Татарстан и Чечня не подписали федеративный договор,  несмотря  на  то,  что ст.65 Конституции РФ, причисляет их к субъектам  Российской  Федерации.  Так же Россия определяется как государство с республиканской  формой  правления, но какой именно не уточняется, хотя из последующего  содержания  Конституции можно сделать вывод,  что  Россия  –  смешанная  республика,  а  точнее  так называемая «суперпрезидентская»  республика.  Напрямую  с  формой  правления связан  вопрос  политического  режима.  На  данный  момент  многие  видные  деятели российской  политики стали заявлять о формировании авторитарного  государства  в  России.  Данный вопрос является  спорным, но именно авторитарный режим является наиболее благоприятным для решения  таких острых проблем как сепаратизм и развал экономики.

      Тем не менее, главным ориентиром  в развитии государства в любом  случае должны  оставаться  демократические  ценности,   либеральные   реформы,   а, следовательно,  становление  либерально-демократического  режима,   усиление республиканских начал в государственной власти.

    В заключение подчеркнем, что проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. От того, как организована и реализуется государственная власть, зависит ее эффективность, стабильность и развитие общества, а значит, и жизнь каждого из нас. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемых источников

  1. Конституция РФ. – М.: ОМЕГА-Л,  2008. – 64с.
  2. А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына, В.А. Малышев. Правоведение в таблицах и схемах. – М.: Эксмо,  2007. – 287с.
  3. Право: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Е.А. Лукашевой, А.И. Матвеев – М.: Просвещение, 2007. – 285с.
  4. Правоведение: Учебник для неюридических вузов / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2002. – 398с.
  5. В.Д. Перевалов. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – 496с.
  6. www.state.kremlin.ru – сайт «Президент России / Государство»
  7. www.bibliotekar.ru
  8. www.zpu-journal.ru - Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» 2011
  9. www.uvauga.ru
  10. И.А.Ильин. О государственной форме // Сов. государство и право. №11, 1991. – 493с.
 
 
 

Информация о работе Происхождение и сущность государства