Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 17:57, контрольная работа
В качестве одной из центральных тем современной медиевистики была и остается проблема развития средневекового города. В середине XX в. появилась особая отрасль в медиевистике - урбанистика.
Но уже в начале века была проделана большая работа в этой области, активно шел поиск новых основ изучения города как исторического феномена. В этой связи очень интересны работы русского историка Николая Петровича Оттокара (1884 - 1957 гг.), ученика И.М. Гревса, впоследствии профессора Флорентийского университета.
Ещё
более обременительные поборы взимались
с купца в пору феодальной раздробленности
при пересечении границы
Несмотря на это, ряды торговцев множились. Надежда на большую прибыль, возможность разбогатеть, повидать заморские страны заставляли пренебрегать трудностями, влекли в торговлю предприимчивых и азартных людей, искателей приключений. Кто из них не рассчитывал на баснословный доход, который могла принести удачная торговля, даже если начать ею заниматься с небольшими наличными средствами?
Уже в начале XI в. в одном литературном источнике, характеризующем разные профессии, в уста купца вложены следующие слова: «Я полезен королю, знати, богатым и всему народу. Я вхожу на корабль со своими товарами и плыву в заморские края, продаю товар и приобретаю ценные вещи, коих здесь нет. Я провожу их с большим риском, подчас терплю кораблекрушения, теряя всё своё имущество и едва спасая собственную жизнь... Я продаю дороже, чем сам купил, с тем чтобы получить кое-какую прибыль и прокормить жену с детьми».
Однако в представлениях современников купец не сразу занял достойное место. Он, как и любой горожанин, первоначально выпадал из традиционной схемы феодального общества, которое разделялось на «тех, кто молится» (духовенство и монахи), «тех, кто сражается» (рыцарство), и «тех, кто пашет землю» (крестьяне). Постепенно реальная жизнь брала своё. Развиваясь вместе с городами, в конце XIII в. купечество достигло своего расцвета. Общественная значимость купца стала очевидной.
В развитом средневековье в Европе сформировались особые торговые «перекрёстки». В Средиземноморье находился один из них, связывавший Испанию, Южную Францию, Италию между собой, а также с Византией и странами Востока. Огромную роль здесь играли торговцы Генуи и Венеции. Про жителей этих городов говорили: «Весь народ - купцы!» С Востока привозили предметы роскоши, пряности, квасцы, вино, зерно. С Запада на Восток доставляли сукна, другие виды тканей, золото, серебро, оружие.
Другой купеческий регион охватывал Балтийское и Северное моря. В торговлю вовлекались Северо-Западная Русь, Польша, страны Прибалтики, Северная Германия, Скандинавия, Фландрия, Брабант, Северные Нидерланды, Северная Франция, Англия. Здесь торговали рыбой, солью, мехом, шерстью, льном, пенькой, воском, смолой, лесом, позднее - зерном. В XIV в. купцы более 70 немецких городов образовали торговый союз - Ганзу, которая на долгое время обеспечила им преимущества в торговле, не останавливаясь даже перед военными действиями против соперников.
Купеческие союзы городов Западной Европы назывались гильдиями и сильно походили на ремесленные цехи (см. ст. «Цех»). Вступить в гильдию позволяли взнос в общую кассу и пирушка для товарищей. Гильдии возглавляли старейшины, а порядок в них регулировался уставом. Они возникли уже в конце XI - начале XII вв. в Англии, Германии, Фландрии, Франции. Их члены сообща охраняли перевозимые товары от разбойников, вместе добивались расширения своих прав в посещаемых городах, помогали друг другу в случае утраты товаров, могли выкупить попавшего в плен собрата. Особыми привилегиями обладали члены гильдий в родном городе. Они имели монопольное (т. е. исключительное) право на наиболее доходную - розничную продажу импортных товаров. (Отметим, что в России с XVIII в. термином «гильдия» стали называть сословные объединения купцов, выделяя в зависимости от размера их капитала три гильдии.)
С XII в. жизнь европейского купечества неразрывно связана с ярмарками - ежегодными торгами, на которые съезжались купцы разных стран. В XIII в. наиболее знаменитые ярмарки устраивались во французской Шампани. В XVI в. прославились Лионские ярмарки. В Лондон купцов манила ярмарка, приуроченная к празднику Св. Варфоломея, в Венецию - ярмарка Вознесения. Здесь купцы продавали свои товары и делали покупки, узнавали о ценах в разных странах, у менял (будущих банкиров) обменивали монеты одной страны на деньги другой, заключали сделки и основывали компании. Что только не продавалось на ярмарке! Вот список покупок, которые приказала сделать на Лионской ярмарке одна высокородная особа: «...пряности, конфеты, сахар, бочонок мальвазии, тюк миндаля, столько же риса и марсельских фиг, много солёной рыбы к великому посту - тунцов, трески, дельфинов и анчоусов, шафран, три стопы тонкой белой бумаги, 60 фунтов парижского льняного полотна, тесьму, ленту, иголки, зеркала, ошейники для борзых псов, перчатки для соколиной охоты...» Закончив все дела, купец мог отдохнуть: на ярмарке развлекали народ жонглёры и плясуны, бродячие музыканты и актёры. Устраивались фейерверки, иллюминации.
Среди купцов было много образованных людей. Серьёзно рассчитывающий на успех купец должен был знать грамоту и счёт, иностранные языки, иметь представление о законах и обычаях других стран, разбираться в юриспруденции и морском деле. Не случайно в XIII-XIV вв. западноевропейское купечество создавало свои особые, так называемые гильдейские школы. Активно занимаясь торговлей, купцы невольно помогали развитию разных наук, особенно географии. Почти все первые путешественники были купцами. Венецианец Марко Поло, много лет путешествовавший по Китаю и Центральной Азии, описал свои впечатления в книге, которая издавалась в Европе на многих языках.
Для
средневековой
Другой торгово-экономический полюс, способствующий утверждению идеи единства Западноевропейской цивилизации, сложился в Средиземноморье. Главную роль здесь играли две купеческие республики Северной Италии - Венеция и Генуя. Эти города ожили еще в раннее Средневековье, а к XV в. в Венеции насчитывалось около 200 тыс. жителей, в Генуе 100 тыс. Богатства Венеции выросли во времена крестовых походов (в особенности 4-го), во время которого крестоносцы вместо Иерусалима двинулись на Константинополь и разграбили его. Постепенно Венеция захватила важнейшие опорные пункты в Восточном Средиземноморье на Крите, Кипре, побережье Балканского полуострова, основала свои фактории на Черном и Азовском морях. Она обладала крупнейшим по тем временам торговым флотом, стала владычицей морей, торгуя с Египтом, Византией, Сицилией.
Генуя
сколотила свои богатства во время
крестовых походов. Она также
имела большой флот и колонии
на берегах Средиземного и Черного
морей. Но торговая активность генуэзцев
в Восточном Средиземноморье
была относительно недолгой: длительное
соперничество Венеции и Генуи в XIV закончилось
победой Венеции. Однако ведущее положение
на торговых путях Западного Средиземноморья
Генуе удалось сохранить. Генуэзские мореходы
первыми прошли через Гибралтар и установили
торговлю с Англией и Фландрией.
Торгово-ростовщический капитал
Масштабы тогдашней торговли не следует преувеличивать: она ограничивалась низкой производительностью труда, господством в деревне натурального хозяйства, а также беззакониями феодалов и феодальной раздробленностью. Пошлины и всякого рода поборы взимались с купцов при переезде из владений одного сеньора в земли другого, при переправе через мосты и даже речные броды, при проезде по реке, протекавшей во владениях того или иного сеньора. Знатнейшие рыцари и даже короли не останавливались перед разбойными нападениями на купеческие караваны.
Тем не менее, постепенный рост товарно-денежных отношений создавал возможность накопления денежных капиталов в руках отдельных горожан, прежде всего купцов и ростовщиков. Накоплению денежных средств также содействовали операции по обмену денег, необходимые в средние века вследствие бесконечного разнообразия монетных систем и монетных единиц, поскольку деньги чеканили не только государи, но и все сколько-нибудь видные сеньоры и епископы, а также крупные города.
Для обмена одних денег на другие и установления эквивалентной стоимости той или иной монеты выделилась особая профессия менял. На базе меняльного дела развивался кредит. При отсутствии портативных денег и грабеже на дорогах возникла практика безналичного перевода денег. Эту функцию взяли на себя менялы. Роль наличности стал играть вексель (расписка менялы), по которому его агент в определенном месте выдавал предъявителю сумму, внесенную заранее. Меняльные конторы стали называться банками, а их хозяева банкирами. Банки накапливали значительные суммы денег, которые давали взаймы под очень высокие проценты или имущество. Параллельно банковскому капиталу успешно развивался ростовщический, кредитовавший престижные расходы феодалов, военные расходы. Ростовщик был заинтересован в разорении своего заемщика, имущество которого переходило к ростовщику.
Банковский
же кредит попадал в основном в
производственную сферу, зажатую цеховым
производством, и не приносил дохода,
поэтому богатые банковские конторы
заводили торговые предприятия, рудники,
крупные купцы направляли свой капитал
в кредитно-ростовщическую сферу. Так
возникли торгово-банковские-
Разменные операции и операции по кредиту вели к созданию специальных банковских контор. Первые такие конторы возникли в городах Северной Италии — в Ломбардии. Поэтому слово «ломбардец» в средние века стало синонимом банкира и ростовщика и сохранилось позднее в наименовании ломбардов.
Самые
большие кредитные и
Богатый купец мог не трястись на корабле или в повозке, а избежать утомительного путешествия, оставшись в своей конторе, откуда и руководил своими агентами в нескольких городах.
Коммунальные
революции
В раннее средневековье город был таким же сеньоральным владением, как и деревня, и принадлежал тому феодалу, на земле которого располагался. Сеньор вершил суд, дозволял строительство, собирал налоги, руководил обороной, покровительствовал ремеслам.
Начиная с XI века экономически окрепшие города (коммуны) все сильнее стремятся освободиться от власти земельных магнатов. Движение началось со стремления уменьшить и стабилизировать ренту, а затем переросло в борьбу за самоуправление. Некоторые города добились желаемого путем разового выкупа у феодала различных прав и вольностей. Другие перешли под власть и покровительство более сильных феодалов – епископов, герцогов, королей, императоров. Третьим удалось, выдержав продолжительную борьбу, изгнать своих сеньоров. Городские восстания, прокатившиеся по территории Западной Европы в XI-XIII веках, получили название коммунальных революций. Их результатом было образование городов – коммун во Франции и Фландрии, городов – республик в Италии, имперских городов в Германии. Эти города освобождались от большей части феодальных поборов, функционировали на основе принципов самоуправления (выборные органы управления из числа горожан), самостоятельного судопроизводства, городского права, охранявшего частную собственность, регулировавшего торговлю, деятельность ремесленных корпораций, порядок налогообложения, имели собственные финансы и войско. В Англии король Ричард I Львиное Сердце, известный своими военными авантюрами, «зарабатывал» средства, продавая освободительные хартии городам. К концу XIII в. большая часть городов в этом государстве получила самоуправление.
В результате двухсотлетней борьбы многие западноевропейские города получили ряд важных прав и привилегий, в числе которых:
*
право иметь выборных из числа
горожан должностных лиц —
мэра, коммунальных советников-
Информация о работе Происхождение и роль городов в средние века