Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 17:57, контрольная работа
В качестве одной из центральных тем современной медиевистики была и остается проблема развития средневекового города. В середине XX в. появилась особая отрасль в медиевистике - урбанистика.
Но уже в начале века была проделана большая работа в этой области, активно шел поиск новых основ изучения города как исторического феномена. В этой связи очень интересны работы русского историка Николая Петровича Оттокара (1884 - 1957 гг.), ученика И.М. Гревса, впоследствии профессора Флорентийского университета.
Введение
Под эпохой средних веков принято понимать довольно длительный исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление европейской средневековой цивилизации и продолжительный процесс ее трансформации - перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты - с падения Западной Римской империи в 476 г.
Однако, по мнению современных медиевистов, более справедливо проводить границу где-то в к.VI - нач.VII столетия, после вторжения в Италию лангобардов.
Окончанием периода средних веков в отечественной историографии традиционно принято считать Английскую буржуазную революцию середины XVII в., хотя последние века перед ней имеют особые, далеко не средневековые черты.
Поэтому
современные исследователи
Именно в этот период формируется Европейский мир в современных его пределах и этнических границах, начинается полоса географических и научных открытий, появляются первые зачатки современной демократии - системы парламентаризма.
В качестве одной из центральных тем современной медиевистики была и остается проблема развития средневекового города. В середине XX в. появилась особая отрасль в медиевистике - урбанистика.
Но уже в начале века была
проделана большая работа в
этой области, активно шел
Происхождение и
роль городов в
средние века
"Эволюцию
средневекового города
Краткое и упрощенное изложение общего хода развития средневекового города представляет почти непреодолимые трудности, во-первых, в виду необыкновенной мозаичности истории средних веков, с присущими ей различными географическими и национальными влияниями, во-вторых, в виду разобщенности отдельных феодальных гнезд и связанных с ними городов которые, на первый взгляд, возникали в силу той или иной исторической случайности и развивались индивидуально по каким-то своим законам вне ясной связи с целым, и, наконец, в виду разнообразия научных теорий, ведущих нескончаемые споры, особенно по вопросам правовым, а также цехового ремесла в городах.
В
первый период, который имел в разных
странах различное и
Сельские жители, переселившиеся
в город, сохраняют свои
По словам путешественников, “жители
распахивают одну половину
Наконец – и это важнее всего – территория города составляет еще целиком полную (аллодиальную) собственность сеньера, а очень часто нескольких феодальных владельцев, на смежных землях которых вырастал город.
Вообще феодальное господство над городами первого периода, особенно во Франции, является зрелой сложной системой отношений, вызвавших огромную научную литературу (Флах, Кейтген, Белов, Ницш, Зом). О свободе городов в то время, за немногими исключениями, не может быть и речи. “До X века городами преимущественно владеет светский сеньер (граф или князь), а с этого времени (особенно в Германии и Италии) епископ, управляя ими при помощи целого ряда должностных лиц (praefectus urbis, advocatus, monetae magister).
"В
более крупных городах
Весь этот городской
Второй
период эволюции характеризуется более
значительным обособлением города от
деревни и освобождением
С другой стороны, ремеслам и торговле благоприятствует укрепленность и защищенность городов. Наконец, развитию промыслов и торговли способствуют прогрессирующая техника ремесла, рост потребностей и интенсивная специализация труда. В городах все больше оседают ремесленники, “странствующие” или же специально приглашенные владельцами города; на городской рынок все чаще являются не только окрестные крестьяне, но и иноземные купцы.
Указанное
коренное изменение производственно-
"Выгоды владельцев городов
были тем значительнее, чем больше
развивались городские
Денежный же оброк, в котором сеньер нуждался больше, чем в натуральных продуктах, заменил эти повинности. Владельцы города постепенно перестают иметь дело с отдельными лицами, отбывающими барщину, а обкладывают все зависимое от них городское население денежным оброком. Оброк устанавливается “чохом” на весь город, и раскладки между отдельными горожанами сеньера не интересуют.
Таким образом, “горожане из суммы жителей, лично, непосредственно зависимых от сеньера, постепенно превращаются в оброчную общину, в городскую самоуправляющуюся “коммуну”, которая, как таковая, противостоит сеньеру и прикрывает своих членов от власти сеньера” (Богданов).
Кроме того, в рассматриваемый период происходило массовое бегство сельских жителей в города от усиливающегося в деревне крепостного гнета.
Таким образом в результате всего этого процесса развивались городские вольности, и в средневековые городские статуты заносились знаменитые фразы: “Luft in der Stadten frei mache” (городской воздух делает свободным) или “Kein Huhn fliegt uber die Mauern” (ни один петух не перелетает через городские стены).
Эти вольности между прочим особенно ярко выявились еще в X и XI веках во вновь основанных городах центральной Германии, которым “основатели” этих городов – князья, графы и епископы – считали выгодным предоставить значительную автономию, выдавая им особые хартии. Весь изложенный процесс феодализации городов в первый период и раскрепощения их во второй – всецело относится к континенту Европы – к Франции, Германии, Фландрии и, с некоторым отличием, к Италии; в Англии же развитие сеньериального режима во многих случаях ограничилось одними поместьями, и поэтому города боролись там за свою автономию чаще всего непосредственно с центральной государственной властью.
Впрочем, известно, что и Лондона не миновала в свое время феодальная зависимость, и значительная часть территории этой мировой столицы до сих пор принадлежит нескольким лордам и сдается ими городским жителям по участкам, на чиншевом праве, для постройки домов, что является весьма любопытным пережитком давно исчезнувших отношений.
Необходимо отметить, что описанное нами выше “обоюдное соглашение” города с феодальными владельцами происходило далеко не всегда. Некоторые владельцы шли в разрез с упомянутым стихийным экономическим процессом того периода, и в этих случаях возникала острая классовая борьба с ними рядовых горожан, которая в конечном счете неизменным образом кончалась в пользу последних"3.
"
На севере Франции, например, мак
это документально установил
Огюстен Тьерри, в эпоху крестовых
походов происходила настоящая
коммунальная революция в
Как бы то ни было, – путем
ли добровольного соглашения
с феодалами, путем ли
Торговые города Ганзейского союза (Гамбург, Любек), а также промышленные города на крупных водных артериях (Франкфурт-на-Майне) фигурируют как вольные уже в XII веке, другие остаются “владельческими” или “смешанными” еще в XVв. Важно то, что общее направление и содержание муниципально-освободительного процесса, охватывающего второй период, становится ясным.
Третий период в эволюции средневекового города характеризуется дальнейшим развитием ремесла и торговли, организацией городского населения по ремесленным цехам и борьбой этих цехов за доминирующую роль в управлении городом, а также переходом в большинстве случаев городской земли и домов в полную собственность купцов и цеховых ремесленников.
Средневековой
город заканчивает свое развитие
и окончательно обособляется от деревень
и как самостоятельная
"По мнению Бюхера, в конце средневековья их было не менее 3000 в одной Германии, причем один город приходится на каждые 2–21/2 кв. мили в юго-западной Германии, на 3–4 – в средней и на 5–8 – в восточной. В прочих западноевропейских странах количество городов было только немногим меньше.
Информация о работе Происхождение и роль городов в средние века