Прогнозы вступления в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:10, реферат

Описание работы

В связи со вступлением России в ВТО актуальным становится анализ влияния изменения импортных тарифов на основные макроэкономические показатели, в том числе на занятость населения. Снижение таможенных пошлин на импорт товаров может иметь разнонаправленное действие и, с одной стороны, может негативно сказаться на приросте национального продукта, а с другой стороны, позволит обновить материально-техническую базу в тех отраслях промышленности и народного хозяйства, где наблюдается существенное отставание отечественного производства по уровню конкурентоспособности.

Работа содержит 1 файл

Glava_3.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Глава 3. Прогнозы вступления в ВТО

 

3.1 Расчет среднеотраслевых ставок импортных пошлин

В связи со вступлением  России в ВТО актуальным становится анализ влияния изменения импортных  тарифов на основные макроэкономические показатели, в том числе на занятость населения. Снижение таможенных пошлин на импорт товаров может иметь разнонаправленное действие и, с одной стороны, может негативно сказаться на приросте национального продукта, а с другой стороны, позволит обновить материально-техническую базу в тех отраслях промышленности и народного хозяйства, где наблюдается существенное отставание отечественного производства по уровню конкурентоспособности.

Оценка влияния изменения внешнеторгового  тарифа на развитие экономики и занятости  в отдельных отраслях промышленности и народного хозяйства предполагает разработку соответствующего инструментария. Одной из основных проблем при этом становится определение текущего и перспективного уровня таможенной нагрузки в отдельных секторах. Данная задача может быть решена путем оценки среднеотраслевых ставок таможенных пошлин.

Средняя взвешенная ставка отраслевой таможенной пошлины была получена как  сумма таможенных пошлин на ряд товаров  отрасли, взвешенных по стоимости за единицу товара. Формула расчета  отраслевой пошлины имеет вид:

                                                                           n

                                           å Rij * pij

                                                                           j=1

                                Ri =     ¾¾¾¾                            (1)

                                                                            n

                                               å pij

                                                                         j=1

где :

Ri - ввозная таможенная пошлина на продукцию отрасли i,

i -  номер отрасли, i = 1,…, 17;

Rij – ввозная таможенная пошлина на товар j отрасли i,

j – номер товара, j = 1,…, n, где  n – количества товарных групп  для отрасли i;

pij – стоимость за единицу товара (млн.долларов США);

                                                Pij

                                       pij = ¾¾                             (2)

                                                 Qij

 

Pij  - общая стоимость ввозимого товара j отрасли i (млн.долларов США),

Qij – количество ввозимого товара j отрасли i,

Итоговые ряды отраслевых таможенных пошлин представлены в следующей  таблице:

Отраслевые  таможенные пошлины на импорт, %

 

2007

2008

2009

2010

2011

Электроэнергетика

0.00

0.00

0.00

0.00

0.00

Нефтедобыча

5.00

5.00

5.00

5.00

5.00

Нефтепереработка 

5.00

5.00

5.00

5.00

5.00

Газовая пром-ть

5.00

5.00

5.00

5.00

5.00

Угольная пpом-ть

5.00

5.00

5.00

5.00

5.00

Прочая топливная пром-ть

0.00

0.00

0.00

0.00

0.00

Черная металлургия

8.57

8.40

8.05

7.94

7.94

Цветная металлургия

5.62

5.56

5.53

5.41

5.41

Химическая и нефтехим. Пром-ть

5.24

5.27

5.23

5.30

5.30

Машиностроение и металлообработка

12.63

13.08

12.58

12.45

12.45

Лесная, деревообр. и ЦБ промышленность

15.00

15.70

15.74

14.19

14.19

Промышленность стройматериалов

5.00

5.00

5.00

5.00

5.00

Легкая промышленность

15.00

15.00

15.00

15.00

15.00

Пищевая пром-ть

14.25

18.04

16.66

16.30

16.30

Прочие отрасли промышленности

8.10

8.10

8.10

8.10

8.10

Строительство

0.00

0.00

0.00

0.00

0.00

Сельское и лесное хозяйство

8.97

8.93

9.30

9.70

9.70


                                                                                                 Таблица 2

По таблице можно заметить, что пошлины на некоторые товары различных отраслей экономики на протяжении пяти лет оставались на одном уровне. Практически на одном уровне пошлины оставались на химическую промышленность и цветную металлургию.

Российская Федерация ограничивала ввоз на лесную, деревообрабатывающую и ЦБ промышленность, а также на легкую промышленность, увеличивая пошлины на товары данных отраслей.

Условия вступления России в ВТО  в части изменения таможенного  тарифа являются сбалансированными  и в целом соответствуют интересам  отечественной экономики;

Оценка возможных последствий  изменения импортного торгового тарифа при вступлении в ВТО показывает незначительность негативного воздействия на экономическую динамику и занятость населения в пределах прогнозного интервала;

При анализе переговорной позиции  России при вступлении России в ВТО  выявлены товарные позиции, по которым возможно существенное негативное воздействие со стороны импорта:  автомобильная промышленность, авиационная промышленность1, отдельные сегменты пищевой промышленности связанные с первичной переработкой сельскохозяйственного сырья, текстильная промышленность и производство  лаков,  красок, отделочных материалов;

По сравнению с такими факторами  как изменение демографической  ситуации, динамика инвестиций в основной капитал, изменение цен и валютного  курса воздействие на занятость2 возможного изменения импортных пошлин является незначительным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Социально-экономическое развитие РФ с 2012-2020 года

Министерством экономического развития Российской Федерации  был утвержден Прогноз развития РФ на 2012 и плановый период 2013-2014 года. Данный документ поможет дать прогноз развитию российской экономики. Далее приведена таблица основных показателей развития России.

Основные показатели развития экономики в 2010 - 2014 гг. (прирост/снижение в % к соответствующему периоду предыдущего года)

 

Показатели

2010(отчет)

2011(оценка)

Прогноз

2012

2013

2014

Средн. цена за нефть Urals, долл. США/баррель

 

78,2

 

108

 

100

 

97

 

101

Индекс потребительских  цен,%

 

8,8

 

6,5-7,0

 

5-6

 

4,5-5,5

 

4-5

ВВП

4,0

4,1

3,7

4,0

4,6

Промышленное производство

        8,2

4,8

3,4

3,9

4,2

Производство  продукции сельского хозяйства

 

-11,9

 

13,7

 

1,4

 

2,2

 

2,4

Инвестиции  в основной капитал

6,0

6,0

7,8

7,1

7,2

Реальные располагаемые  денежные доходы населения

 

4,2

 

1,5

 

5,0

 

4,8

 

5,3

Реальная заработная плата

5,2

3,6

5,1

5,8

6,3

Оборот розничной  торговли

6,3

5,3

5,5

5,3

5,5

Экспорт товаров, млрд.долл.США

400,4

527,5

533,1

535,9

565,3

  Импорт товаров,  млрд.долл.США

 

       248,7

 

340,0

 

397,4

 

444,6

 

486,1


                                                                                                                  Таблица 3

 

В 2011 году продолжается посткризисное восстановление российской экономики. К середине 2011 года ВВП  преодолел уже почти три четверти от кризисного падения, а ряд других ключевых экономических показателей, среди которых объем промышленного производства, потребительские расходы, товарный экспорт и импорт, уже превысили максимальные предкризисные значения середины 2008 года. Быстро улучшается ситуация на рынке труда, относительно неплохую динамику демонстрирует реальная заработная плата, которая уже в прошлом году превысила предкризисный уровень. Несмотря на значительное увеличение социальных выплат и возросшую инфляцию, в целом продолжается рост заработной платы, растет занятость по большинству секторов, уровень безработицы приблизился к предкризисным значениям. Ниже докризисного уровня остаются только инвестиции в основной капитал, снижение которых в период кризиса было наиболее значительным, а также производство инвестиционных товаров (машиностроение, строительные материалы).

После ускорения  экономического развития в IV квартале 2010 г., когда рост ВВП составил 4,5%, в первой половине 2011 г. экономическая  динамика замедлилась - до 4,1% в I квартале и 3,4% во II квартале3. В основном это связано с падением инвестиционного спроса, сопровождавшимся масштабным оттоком капитала, несмотря на резкое улучшение конъюнктуры на внешних рынках. Наблюдалось и некоторое замедление потребительского спроса на фоне снижения реальных доходов населения и усиления инфляции.

В первом полугодии 2011 г., по предварительной оценке Росстата, рост ВВП составил 3,7% и продолжает носить восстановительный характер. По оценке Минэкономразвития России, за восемь месяцев текущего года прирост ВВП к соответствующему периоду прошлого года составил 4,0 процента. Основным фактором, обеспечившим этот рост, стало ускорение накопления запасов. Со стороны производства рост ВВП был связан с высокой динамикой обрабатывающих производств, транспорта и торговли. В июле и августе значительный рост отмечен в строительстве.

В целом за 2011 год рост ВВП вырос до 4,1 процента. Во втором полугодии будет постепенно снижаться положительный вклад роста запасов. В то же время предполагается ускорение восстановительного роста инвестиций на фоне интенсификации выполнения инвестиционных программ как государственного сектора, так и крупных капиталоемких компаний в электроэнергетике и нефтегазовом комплексе. Потребительский спрос будет поддерживаться возобновлением роста реальных доходов населения на фоне снижения инфляции и роста заработной платы бюджетников, а также увеличения общего количества занятых4. Прогнозируется и дальнейшее увеличение объемов потребительского кредитования5. В целом во втором полугодии ожидается ускорение роста ВВП до 4,4% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Варианты развития РФ после  вступления в ВТО

1. Быстрая либерализация национальной  экономики. Одним из условий  вступления России в ВТО является  отказ государства от поддержки своих производителей, означающий применение демпинга по отношению к другим странам. Страны-члены ВТО требуют от России снизить импортные тарифы на поставки в страну автомобилей, гражданских самолетов, сельскохозяйственной и другой продукции. Другое ключевое направление – облегчение приобретения юридическими и физическими лицами других стран контрольных пакетов акций финансовых, телекоммуникационных, энергетических предприятий России.

Приверженцы быстрой либерализации  и полной открытости национальной экономики, считают, что вступление в ВТО позволит ликвидировать власть отечественной бюрократии. Краткосрочные потери России от большей либерализации движения товаров, услуг и капиталов будут компенсированы выгодой в долгосрочном плане от притока инвестиций.

С другой стороны, быстрая либерализация  национальной экономики с надеждой на долгосрочные выгоды для России в результате вступления в ВТО  без соответствующего экономического обоснования, по сути, означает хаос в принятии решений, что противоречит условиям ВТО – прозрачности и предсказуемости действий участников рынка. Уравнение внешних и внутренних тарифов на электроэнергию и газ (без проведения необходимых расчетов), хаотический поток товаров и услуг членов ВТО на российский рынок даст дополнительный импульс всем уже имеющимся негативным тенденциям развития российской экономики. В России будут свертываться неконкурентоспособные производства, усиливаться сырьевая ориентация и отток инвестиций, расти безработица и обнищание населения, снижаться реальная платежеспособность национальной валюты.

ВТО – позволяющий удешевлять рабочую  силу России за счет массовых увольнений работников с неконкурентоспособных  производств и, следовательно, удешевлять выкачиваемое российское сырье для развития своих стран. При таком сценарии можно согласиться с критиками быстрого вступления в ВТО, требующих государственную поддержку неконкурентоспособных, но необходимых для равновесного развития российской экономики отраслей.

2. Переходный период с государственной  поддержкой отечественного бизнеса.  В соответствии с нормами ВТО  отечественной бюрократии придется  ограничить свою власть в установлении  таможенных барьеров для иностранных  предприятий.  Однако при снижении импортных тарифов такие отрасли, как легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, химическая, автомобильная, авиастроительная и электронная промышленность, ЖКХ, розничная торговля могут быть уничтожены. Постоянный рост тарифов на продукцию естественных монополий не позволит выпускать в этих отраслях конкурентоспособную продукцию и услуги без государственной поддержки.

Информация о работе Прогнозы вступления в ВТО