Прогнозирование НТП и инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение видов научно-технического прогресса, рассмотрение особенностей инновационной политики Республики Беларусь.
Основные задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность научно-технического прогресса (НТП) и его виды;
- изучить приоритетные направления НТП;
- ознакомиться с принципами инновационной политики;
- рассмотреть особенности инновационной политики Республики Беларусь;
- рассмотреть задачи совершенствования инновационной политики Беларуси.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1. Научно-технический прогресс и инновационная политика…………………..6
2. Методы прогнозирования и планирования НТП и инновационной деятельности………………………………………………………………………..12
3. Состояние научного потенциала в Республике Беларусь и стратегия
его развития…………………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………………...29
Приложения…………………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 62.47 Кб (Скачать)

      Обычно  выделяют  три  главных   объективных   источника   образования приоритетов.

1. Нарастающая ограниченность производственных  ресурсов и  возникновение   на

  этой основе проблем текущей  и предвидимой несбалансированности  в народном  хозяйстве. Чем  больше ограничен какой-либо вид   ресурса,  тем  в  большей   мере научно-технический прогресс  должен быть сконцентрирован  на  экономии  и замещении данного  вида ресурса.

2.  Формирование  ”точек  роста”,  т.е.  создание   и   внедрение   новейших  технологий,  организационно-технических   мероприятий,  которые  позволяют   обеспечить достижение более  высоких результатов развития  за  минимальный  промежуток  времени.

3. Устранение или уменьшение  степени  воздействия  социальных  ограничений,  связанных со здоровьем,  условиями труда и  быта  человека,  необходимость  поддержания  экологического равновесия.

      Конкретные  направления   приоритетности  также   классифицируются   по отдельным группам, в том числе:

1) научно-технические приоритеты  высшего  порядка.  Основным  критерием  их отбора  является  соответствие  конкретным  целям   развития   общества   в ближайшей  и более отдаленной перспективе;

2) отдельные инновационные проекты,  которые связаны с  решением  задач,  как правило, краткосрочного  характера, но  имеющие  большую   актуальность  для отрасли, субъектов  хозяйствования;

3)  важнейшие  виды  импорта   технологий,   т.е.   использование   политики заимствования важнейших  технологических разработок или  закупки предприятий ”под ключ”.  Основное  требование  состоит   в  том,  чтобы  обеспечивалась  быстрая окупаемость расходуемых валютных средств и достигался ”прорыв”  по конкретному направлению НТП.

      Кроме общегосударственных  приоритетов формируются им аналогичные  и  на

уровне регионов.

      Среди приоритетных  направлений инновационной деятельности, например, в Беларуси  выделяются:  ресурсосберегающие  технологии,  новые  материалы   и источники энергии; повышение конкурентоспособности продукции  машиностроения и радиоэлектроники, расширение экспорта и занятие новых ниш мирового  рынка; импортозамещение  производства;  информатика;  телекоммуникации   и   связь; энергетика  и  транспорт;  переработка   и   хранение   сельскохозяйственной продукции; охрана окружающей среды.

      Ориентация   научно-технического   прогресса    на    производственные потребности дополняется селекцией отдельных  направлений  развития  науки  и техники в соответствии с их  предполагаемой  эффективностью,  включая  сроки получения эффекта. Ввиду различной степени  зрелости  отдельных  технических решений  и  экономической  окупаемости  последовательность   их   реализации согласовывается с реальными финансовыми и другими возможностями.

      Инновационная политика  базируется на таких важнейших  принципах, как:

-  признание  модели   инновационного   развития   экономики   в   качестве   приоритетной;

-  создание  государством  экономико-правовых   условий   и   экономических   механизмов, обеспечивающих превращение  инноваций  в  существенный  фактор   экономического роста;

- максимальное использование рыночных  механизмов активизации  инновационной   деятельности и предпринимательства,  создание  равных  стимулов  для   всех   субъектов хозяйствования  независимо от форм собственности;

- эффективное развитие  и   использование  собственного  научно-технического   потенциала  и его реформирование в   соответствии  с  целями  экономической   политики;

- оптимальное сочетание интересов  разработчиков, производителей продукции  и   инвесторов, признание объектов  интеллектуальной собственности  в  качестве   источника доходов.

      Реализация этих  принципов требует проведения  экспертизы и формирования законодательства  с  точки  зрения  наиболее   эффективного   стимулирования инновационной деятельности и обеспечения развития инновационных процессов  в основных  сферах   промышленности,   сельского   хозяйства   и   социального комплекса.

      Эффективное  инновационное   развитие   предполагает   широкий   выбор

      Источниками идей  могут  быть  исследования  и  разработки  республики, достижения мировой науки и технологий, привлекаемые путем закупки  лицензий, приобретения или лизинга технологического оборудования (долгосрочной  аренды машин, оборудования, сооружений или  выдача  оборудования  напрокат),  ”ноу-хау”   (технические   знания,   опыт,   документация),   передача    которых оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений.

      Преимущества в  реализации идей должны получать  те из  них,  которые  в конкретных  условиях  обеспечивают   наилучший   результат   с   наименьшими затратами.  Важным  является   формирование   инфраструктуры   нововведений, способствующей продвижению инноваций на рынок.

      В  Беларуси,  например,  намечается   развитие   системы   страхования инновационных проектов, информационной системы  о  передовых  технологиях  и состоянии их рынков,  венчурных  проектов,  квалифицированного  инжиниринга, консалтинга  и  аудита.  Предусматривается  обеспечение   защиты   прав   на результаты интеллектуального труда,  развитие  малого  научно-инновационного предпринимательства,    т.е.    благоприятных    экономических,    правовых, организационных и других  условий  для  возникновения  новых  фирм,  занятых созданием и коммерциализацией научно-технических нововведений.

      Должен быть создан  соответствующий уровень стандартизации,  метрологии и сертификации, эффективной патентной системы,  обеспечивающей  защиту  прав на результаты интеллектуального труда.

      Механизм  реализации  инновационных  направлений   предполагает   также использование  различного  рода  регуляторов:  льготного  налогообложения  в научной  сфере,   субсидирования,   льготного   долгосрочного   кредитования разработчиков  и  потребителей  научно-технической   продукции,   увеличение затрат на НИОКР,  стимулирования  труда  научных  работников,  осуществления подготовки кадров. Намечается развитие научно-технического сотрудничества  с зарубежными странами.

      В современных   условиях,  когда  развитие  науки  и  техники  достигло исключительно больших масштабов, ни одна из  стран,  даже  таких,  как  США, Япония, Германия, Россия, с их огромным научным потенциалом, не в  состоянии в равной степени обеспечить развитие  всех  направлений  научно-технического прогресса.  Требуется  наличие  широких  связей  с  внешним  миром,  научно-техническая специализация, участие в мировом разделении  труда,  эффективное использование зарубежного научно-технического опыта.

      Зарубежный   опыт   свидетельствует,   что   в   периоды    замедления экономического роста в странах не снижают, а, наоборот, увеличивают  затраты на науку и технологическое  переоснащение  производства.  Особая  значимость придается подготовке кадров, ориентированных на инновационную деятельность.

      В  Беларуси  для  предотвращения  спада   в  науке  затраты  на   НИОКР предусматривается увеличить в ближайшей перспективе в 2 раза по сравнению  с 1995г.  Намечается  усиление  прямой  поддержки  сферы  НИОКР   бюджетными средствами с доведением их доли в  общем  объеме  финансирования  до  50%  и осуществление перехода к  финансовой  поддержке  инновационных  проектов,  а также создание фондов  для  финансирования  НИОКР.  Увеличение  расходов  на науку  будет  способствовать  снижению  оттока   специалистов   из   научно- технической  сферы,  созданию  новых  научно-инновационных   предприятий   и

развитию инновационной деятельности.

      Для  эффективного  управления  инновационными  процессами   необходимы

мониторинг,  оценка   инновационной   деятельности,   прогнозирование   НТП, разработка государственных, отраслевых,  региональных  и  межгосударственных научно-технических программ и механизмов их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы прогнозирования и планирования НТП

и инновационной  деятельности.

 

      Основой принятия  управленческих  решений  в   научно-технической  сфере являются прогнозирование и  планирование  направлений  НТП  и  нновационной

деятельности.

      Прогнозирование   развития  науки  и  техники   предполагает  разработку системы частных прогнозов  по  важнейшим  направлениям  НТП  и  комплексного прогноза научно-технического развития. Они дают  обоснованное  представление о  предполагаемых  научных и технических результатах и достижениях,   о возможных приложениях  этих  результатов  в  производстве  и  других  сферах экономики, о последствиях НТП.

      Система   частных   прогнозов   включает   прогнозы    фундаментальных исследований,  научных  открытий,  прикладных   исследований   по   отраслям экономики, научно-технические прогнозы по  комплексным  направлениям  НТП  иряд других прогнозов.

      Комплексный прогноз  предполагает:

  - комплексный анализ НТП,  анализ  мировых  тенденций   развития  науки  и    техники,  анализ  динамики,  структуры   и  использования   научного   и    образовательного потенциала  страны;

  - разработку предложений по  основным направлениям структурной   и  научно-    технической  политики и обоснование  предпосылок   для  ускорения  НТП  в    избранных направлениях;

  - разработку рекомендаций по  формированию  научно-технических   программ,    обоснование   значимости  решения  научно-технических   проблем,  затрат,    ожидаемого   социально-экономического   эффекта   и   рекомендации   по    материальному   и   организационному   обеспечению   научно-технических    программ.

       Если представить  НТП через последовательно развивающиеся   во  времени стадии  –   фундаментальные,   прикладные   исследования;   конструкторские, проектные и организационные  разработки;  производство  и  эксплуатация,  то задачи прогноза и  выбор  методов  прогнозирования  определяются  спецификой каждой стадии.

      В мировой практике  в процессе разработки прогнозов   развития  науки  и техники применяются как интуитивные, так и формализованные методы.

      При    прогнозировании    фундаментальных     исследований     широкое распространение  получили  системный  анализ  и  синтез,  методы  экспертных оценок: сценариев, построения ”дерева целей” и морфологического анализа.

      Это позволяет  провести структуризацию  проблем,  найти  целесообразную последовательность решений, получить варианты количественных  оценок  (сроки свершения,  относительная  важность  и  т.п.),  выбрать  лучшие  направления исследований и др. Возможность применения статистических методов ограничена из-за отсутствия или недостаточного  количества  исходных  данных,  а  также вследствие  трудностей  установления  характера  протекания  прогнозируемого процесса.

      Прогнозирование  развития фундаментальных  исследований  проводится  на перспективу по всем научным направлениям деятельности  институтов,  Академии наук, вузов. Объектами прогнозирования  являются  направления  исследований, ожидаемые результаты, возможные научные  и  экономические  эффекты,  текущие затраты и капитальные вложения.  Прогнозируется  также  численность  научных работников,  докторов  и  кандидатов  наук,   численность   вспомогательного персонала.

      При разработке  прогнозов  фундаментальных   исследований  производится анализ современного состояния, выявляются  актуальные  проблемы,  намечаются пути решения современных  научных  проблем  и  выдвигаются  новые  проблемы, требующие решения.

      Прикладные исследования  имеют двоякое назначение. С одной  стороны, они обеспечивают глубокий анализ и продолжение  фундаментальных  исследований  с целью оценки возможности развития их  применения  в  практике  для  создания

новых средств и предметов труда (техника, технология, материалы и  т.п.),  с другой – анализ состояния производства в целом, вырабатывает предложения  по модернизации существующей и созданию новой  техники,  а  также  по  вопросам

организации и управления народным хозяйством и составляющих  его  элементов.

Важным элементом прикладных исследований является экономическое  обоснование целесообразности разработки новых средств и  предметов  труда.  Результатами прикладных исследований могут быть и  макеты  отдельных  узлов  и  элементов будущих   разработок.   Прогнозируются   типоразмеры   продукции,   снижение материалоемкости и  энергоемкости,  потребность  материальных  и  финансовых ресурсов, рост квалификации сотрудников, потребность в новых специалистах  и другие показатели.

Информация о работе Прогнозирование НТП и инновационной деятельности