Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 19:52, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение видов научно-технического прогресса, рассмотрение особенностей инновационной политики Республики Беларусь.
Основные задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность научно-технического прогресса (НТП) и его виды;
- изучить приоритетные направления НТП;
- ознакомиться с принципами инновационной политики;
- рассмотреть особенности инновационной политики Республики Беларусь;
- рассмотреть задачи совершенствования инновационной политики Беларуси.
Введение…………………………………………………………………………….4
1. Научно-технический прогресс и инновационная политика…………………..6
2. Методы прогнозирования и планирования НТП и инновационной деятельности………………………………………………………………………..12
3. Состояние научного потенциала в Республике Беларусь и стратегия
его развития…………………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………………...29
Приложения…………………………………………………………………………30
Обычно выделяют три главных объективных источника образования приоритетов.
1. Нарастающая ограниченность
этой основе проблем текущей
и предвидимой
2. Формирование ”точек роста”, т.е. создание и внедрение новейших технологий, организационно-технических мероприятий, которые позволяют обеспечить достижение более высоких результатов развития за минимальный промежуток времени.
3. Устранение или уменьшение
степени воздействия
Конкретные направления приоритетности также классифицируются по отдельным группам, в том числе:
1) научно-технические приоритеты
высшего порядка. Основным
критерием их отбора является
соответствие конкретным целям
развития общества в ближайшей
и более отдаленной
2) отдельные инновационные
3) важнейшие виды импорта
технологий, т.е. использование
политики заимствования
Кроме общегосударственных
приоритетов формируются им
уровне регионов.
Среди приоритетных
направлений инновационной
Ориентация научно-технического прогресса на производственные потребности дополняется селекцией отдельных направлений развития науки и техники в соответствии с их предполагаемой эффективностью, включая сроки получения эффекта. Ввиду различной степени зрелости отдельных технических решений и экономической окупаемости последовательность их реализации согласовывается с реальными финансовыми и другими возможностями.
Инновационная политика базируется на таких важнейших принципах, как:
- признание модели инновационного развития экономики в качестве приоритетной;
- создание государством экономико-правовых условий и экономических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в существенный фактор экономического роста;
- максимальное использование
- эффективное развитие и использование собственного научно-технического потенциала и его реформирование в соответствии с целями экономической политики;
- оптимальное сочетание
Реализация этих принципов требует проведения экспертизы и формирования законодательства с точки зрения наиболее эффективного стимулирования инновационной деятельности и обеспечения развития инновационных процессов в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.
Эффективное инновационное развитие предполагает широкий выбор
Источниками идей могут быть исследования и разработки республики, достижения мировой науки и технологий, привлекаемые путем закупки лицензий, приобретения или лизинга технологического оборудования (долгосрочной аренды машин, оборудования, сооружений или выдача оборудования напрокат), ”ноу-хау” (технические знания, опыт, документация), передача которых оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений.
Преимущества в
реализации идей должны
В Беларуси, например, намечается развитие системы страхования инновационных проектов, информационной системы о передовых технологиях и состоянии их рынков, венчурных проектов, квалифицированного инжиниринга, консалтинга и аудита. Предусматривается обеспечение защиты прав на результаты интеллектуального труда, развитие малого научно-инновационного предпринимательства, т.е. благоприятных экономических, правовых, организационных и других условий для возникновения новых фирм, занятых созданием и коммерциализацией научно-технических нововведений.
Должен быть создан
соответствующий уровень
Механизм реализации инновационных направлений предполагает также использование различного рода регуляторов: льготного налогообложения в научной сфере, субсидирования, льготного долгосрочного кредитования разработчиков и потребителей научно-технической продукции, увеличение затрат на НИОКР, стимулирования труда научных работников, осуществления подготовки кадров. Намечается развитие научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
В современных условиях, когда развитие науки и техники достигло исключительно больших масштабов, ни одна из стран, даже таких, как США, Япония, Германия, Россия, с их огромным научным потенциалом, не в состоянии в равной степени обеспечить развитие всех направлений научно-технического прогресса. Требуется наличие широких связей с внешним миром, научно-техническая специализация, участие в мировом разделении труда, эффективное использование зарубежного научно-технического опыта.
Зарубежный опыт свидетельствует, что в периоды замедления экономического роста в странах не снижают, а, наоборот, увеличивают затраты на науку и технологическое переоснащение производства. Особая значимость придается подготовке кадров, ориентированных на инновационную деятельность.
В Беларуси для предотвращения спада в науке затраты на НИОКР предусматривается увеличить в ближайшей перспективе в 2 раза по сравнению с 1995г. Намечается усиление прямой поддержки сферы НИОКР бюджетными средствами с доведением их доли в общем объеме финансирования до 50% и осуществление перехода к финансовой поддержке инновационных проектов, а также создание фондов для финансирования НИОКР. Увеличение расходов на науку будет способствовать снижению оттока специалистов из научно- технической сферы, созданию новых научно-инновационных предприятий и
развитию инновационной
Для эффективного управления инновационными процессами необходимы
мониторинг, оценка инновационной деятельности, прогнозирование НТП, разработка государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ и механизмов их реализации.
2. Методы прогнозирования и планирования НТП
и инновационной деятельности.
Основой принятия управленческих решений в научно-технической сфере являются прогнозирование и планирование направлений НТП и нновационной
деятельности.
Прогнозирование развития науки и техники предполагает разработку системы частных прогнозов по важнейшим направлениям НТП и комплексного прогноза научно-технического развития. Они дают обоснованное представление о предполагаемых научных и технических результатах и достижениях, о возможных приложениях этих результатов в производстве и других сферах экономики, о последствиях НТП.
Система частных прогнозов включает прогнозы фундаментальных исследований, научных открытий, прикладных исследований по отраслям экономики, научно-технические прогнозы по комплексным направлениям НТП иряд других прогнозов.
Комплексный прогноз предполагает:
- комплексный анализ НТП, анализ мировых тенденций развития науки и техники, анализ динамики, структуры и использования научного и образовательного потенциала страны;
- разработку предложений по
основным направлениям
- разработку рекомендаций по формированию научно-технических программ, обоснование значимости решения научно-технических проблем, затрат, ожидаемого социально-экономического эффекта и рекомендации по материальному и организационному обеспечению научно-технических программ.
Если представить
НТП через последовательно
В мировой практике
в процессе разработки
При прогнозировании фундаментальных исследований широкое распространение получили системный анализ и синтез, методы экспертных оценок: сценариев, построения ”дерева целей” и морфологического анализа.
Это позволяет провести структуризацию проблем, найти целесообразную последовательность решений, получить варианты количественных оценок (сроки свершения, относительная важность и т.п.), выбрать лучшие направления исследований и др. Возможность применения статистических методов ограничена из-за отсутствия или недостаточного количества исходных данных, а также вследствие трудностей установления характера протекания прогнозируемого процесса.
Прогнозирование
развития фундаментальных
При разработке прогнозов фундаментальных исследований производится анализ современного состояния, выявляются актуальные проблемы, намечаются пути решения современных научных проблем и выдвигаются новые проблемы, требующие решения.
Прикладные исследования имеют двоякое назначение. С одной стороны, они обеспечивают глубокий анализ и продолжение фундаментальных исследований с целью оценки возможности развития их применения в практике для создания
новых средств и предметов труда (техника, технология, материалы и т.п.), с другой – анализ состояния производства в целом, вырабатывает предложения по модернизации существующей и созданию новой техники, а также по вопросам
организации и управления народным хозяйством и составляющих его элементов.
Важным элементом прикладных исследований является экономическое обоснование целесообразности разработки новых средств и предметов труда. Результатами прикладных исследований могут быть и макеты отдельных узлов и элементов будущих разработок. Прогнозируются типоразмеры продукции, снижение материалоемкости и энергоемкости, потребность материальных и финансовых ресурсов, рост квалификации сотрудников, потребность в новых специалистах и другие показатели.
Информация о работе Прогнозирование НТП и инновационной деятельности