Прогнозирование экономического роста в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть: влияния экономического роста на Северо-Казахстанскую область.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретические основы обеспечения экономического роста…………….....5
1. Существующие подходы к исследованию проблем экономического роста……………………………………………………………………………5
1.2 Составляющие экономического роста и факторы, влияющие на его динамику…………………………………………………………………………13
2 Анализ факторов и их влияние на динамику экономического роста отрасли (региона)………………………………………………………………………….15
2.1 Состояние и динамика экономического роста…………..............................15
2.2 Количественный анализ факторов, оказывающих влияние на экономический рост…………………………………………………………….15
2.3 Выявление влияния факторов на экономический рост……………………18
3 Моделирование и прогнозирование экономического роста………………..22
3.1 Статистическое и математическое прогнозирование экономического роста отрасли (региона)…………………………………………………………22
3.2 Сценарное прогнозирование развития отрасли (региона)………………...26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы …………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая по анализу (Восстановлен).docx

— 177.33 Кб (Скачать)

      Подставляя  вместо y выражение производственной функции, получим уравнение инвестиций как функцию от капиталовооруженности:  

                                                   i  =  s × f(k),                                                    (9)  

      Следовательно, чем выше уровень капиталовооруженности k , тем выше уровень производства f(k) и больше инвестиции i. Налицо связь между существующими запасами капитала k и накоплением нового капитала i (см. рисунок 4).

      Если  инвестиции увеличивают капиталовооруженность труда, то выбытие (износ) приводят к ее снижению.

      
      Рисунок 5.  Снижение капиталовооруженности

      Считается, что независимо от первоначального  объема капитала, с которым экономика  начинает развиваться, в долгосрочном периоде она достигает устойчивого  состояния. Если запасы капитала ниже устойчивого уровня (k1<k*), инвестиции превышают выбытие (износ), капиталовооруженность растет вместе с производством, пока не достигнет k*. Напротив, если k2 > k*, то инвестиции меньше выбытия (износа), поэтому капиталовооруженность падает.

      Ключевой  фактор, определяющий уровень устойчивой капиталовооруженности, – это норма накопления (сбережения).

      
      Рисунок 6. Норма накопления (сбережения)

      Более высокая норма сбережения обеспечивает больший запас капитала и более  высокий уровень производства (см. рисунок 6).

      Следует учесть, что высокие сбережения приводят к более быстрому росту, но ускорение  длится не вечно – только до достижения нового устойчивого состояния.

      Таким образом, процесс накопления как  результат увеличения нормы сбережения не объясняет механизма экономического роста, а лишь обусловливает переход  от одного равновесного состояния к  другому.

      Модель  Р. Солоу позволяет дать практические рекомендации по государственной политике регулирования экономического роста. Оно может осуществляться через воздействие на норму сбережения (накопления) и скорость технического прогресса.

      Равновесный экономический рост совместим с  различными нормами сбережения, но оптимальной будет только та, которая  обеспечивает экономический рост с  максимальным уровнем потребления. Оптимальная норма накопления соответствует  “золотому правилу”.

      Приложение  теории современного экономического роста  к реалиям казахстанской экономики  позволяет обосновать ряд практически  важных рекомендаций. Речь идет о предложениях по реформированию экономики с точки  зрения создания благоприятных условий  для экономического роста, имеется  в виду именно устойчивый экономический  рост.

      Обеспечение экономического роста в условиях переходной экономики требует решения  задач формирования соответствующих  технологической, институциональной  и организационной структур, создание благоприятной макроэкономической среды.

      В технологической области стоит  задача формирования производственно-технологических  систем нового уклада и стимулирования их роста в единстве с модернизацией  смежных производств. Для этого  должны быть решены проблемы "выращивания" конкурентоспособных на мировом  рынке производственно-финансовых образований; импорта необходимых  технологий; стимулирования быстрого распределения производств нового уклада.

      В институциональной области стоит  задача формирования хозяйственного механизма, который обеспечил бы перераспределение  ресурсов из устаревших и бесперспективных производств в производственно-технологические системы нового технологического уклада, концентрацию ресурсов в точках его роста. Решению этой задачи должны быть подчинены меры по приватизации госпредприятий, налоговая политика, политика цен и доходов, регулирование внешней торговли, финансовая и кредитная политика.

      Макроэкономическая  политика призвана создавать благоприятные  условия для решения перечисленных  задач, гарантировать стабильность и хороший инвестиционно-инновационный климат, поддерживать конкурентоспособность национальной экономики адекватной валютной и финансовой политикой. На микроуровне надлежит обеспечивать четкость и определенность прав собственности.

      В последние годы в Казахстане было сделано многое для приобщения к  мировому экономическому сообществу (либерализация  внешней торговли, совершенствование  рыночной инфраструктуры и т.д). Предпринятые меры позволили усилить экономическую интеграцию Казахстана в мировое сообщество и привели к возрастанию роли внешних факторов для устойчивого развития экономики.

      Как свидетельствуют данные таблицы, открытая внешняя экономическая политика создавала новые возможности  для ускоренного экономического роста государственных доходов  возрастает с 11% -13% ВВП до 30 - 32% ВВП), повышением уровня образования (доля получивших среднее образование возрастает с 23 - 25% до 85 - 90%). Экономика становится более открытой (рост доли экспорта в ВВП с 15-20 до 23-26%), а в структуре экспорта происходит радикальное изменение (доля экспорта обрабатывающих отраслей в ВВП возрастает с 1 до 12-15%). Постепенно повышается доля сбережений в ВВП (с 10-11 до 23-25%).

      Таким образом, обеспечение экономического роста в целях повышения жизненного уровня народа - приоритетная задача государства.

     Шведская  модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

     Шведская  модель в ее классическом виде –  это социальная модель, для которой  характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком  перераспределении доходов и  распространении многообразных  «свободных ассоциаций».

     В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость  населения и стабильность цен  путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

     Доминирование в целях модели полной занятости  и выравнивания доходов объясняется  уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.

     Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет.

     Швеция, избравшая принцип всеобщего  благосостояния, расширила государственный  сектор до такого размера, что сделало  страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках  налогообложения. Суммарные государственные  доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и  трансфертные платежи, превышали 60% ВВП  Швеции, что вывело ее на первое место  в мире по расходам. Эта часть  шведской модели характеризуется как  социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

     Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли  быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась  производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность  сочетания полной занятости и  стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали  своего рода оплатой полной занятости  и политики равенства.

     Выделим специфические черты шведской модели:

     -низкая  безработица;

     -профсоюзная  политика солидарности в области  зарплаты;

     -централизованные  переговоры по зарплате;

     -значительный  государственный сектор;

     -тяжелое  налоговое бремя.

     Социал-демократическая  модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

     -значительна  роль госсектора, в структуре  которого преобладают объекты  социального назначения;

     -доля  госбюджета в ВВП превышает  50%, в расходной части бюджета  доминируют статьи, по которым  финансируется социальная сфера;

     -регулирование  трудовых отношений не на уровне  предприятий и отраслей, а на  национальном уровне;

     -государственная  социальная политика включает  средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;

     -развитая  система производственной демократии.

     Такая модель присуща экономикам государств Северной Европы, прежде всего скандинавским  странам. Эта экономическая система  известна как шведская модель. 
 

      1.2 Составляющие экономического роста  и факторы, влияющие на его  динамику 
 

      Развитие  экономики зависит от многих факторов. Одни положительно влияют на экономические процессы, обеспечивая рост хозяйства, другие, наоборот, могут приостанавливать такие тенденции в экономики или вообще создавать кризисы в ней.

      В.Э.Воротин, рассматривая факторы экономического роста, выделяет группу иновационых факторов, инвестиционных и группу факторов, что определяет структурную мобильность экономики. предложенная автором классификация является удачной с точки зрения состава выделенных групп и имеет практическое обоснование, но она не охватывает всю разновидность факторов, влияющих на экономический рост. Анализируя несколько классификаций можно выделить такие группы факторов, что влияют на экономический рост государства:

      -          объективные экономические факторы;

      -           факторы государственного управления экономикой;

      -         иновационые факторы;

      -           инвестиционные факторы;

      -           объективные природные факторы;

      -           демографические факторы;

      -           субъективно психологический фактор;

      -           форс-мажорные факторы.

      Первая  группа факторов мало подается со стороны  человеческой деятельности. Они являются неотъемлемой составной процесса функционирования рыночной экономики. Участники рынка, цель которых получить прибыль, должны, во время своего функционирования, пытаться использовать их положительный  характер.

      Группа  факторов государственного управления  экономикой играют важную роль в стимулировании экономического роста, так как она определяет основные направления развития экономики, основанием которого является качественная законодательная база. Государствам с переходной экономикой надо разрабатывать нормативно-правовую базу с особенной осторожностью и расчетливостью, обращая внимание на все аспекты рыночного способа хозяйствования.

      В третью группу входят иновационые факторы, исследованию и определению степени их влияния на экономический рост уделяется всё больше внимания в специализированных экономических источниках. К ним принадлежит уровень развития науки, инновационная политика и другие. Инновационная политика государства в создании благоприятных условий для проведения научных исследований. Использование  достижений научно-технического прогресса дают возможность государству перейти на новый уровень экономического развития.

      Не  меньше внимания современные экономисты уделяют изучению влияния инвестиционных факторов на рост экономики. Инвестиционная активность в государстве имеет  важное значение, так как повышение её уровня ведет к росту ВВП. Этому способствует полное использование инвестиционных ресурсов государства, в том числе и сбережения населения, а также правильное направление движения инвестиционных капиталов, как внутри государства, так и за его пределами. Привлечение иноземных инвестиций имеет большое значение для производственного сектора.

Информация о работе Прогнозирование экономического роста в современных условиях