Прогнозирование и планирование развития здравоохранения в Республике Беларусь

Автор: Knopka_21 Knopka_21, 22 Октября 2010 в 16:10, реферат

Описание работы

Начиная с 2000 г. в белорусском здравоохранении активизировались процессы реформирования отрасли, поиска новых путей выхода из кризиса, обеспечения устойчивого развития, последовательного улучшения основных показателей состояния здоровья населения страны
Этот период характеризуется не только выявлением и использованием новых возможностей финансирования здравоохранения, но и разработкой более совершенных и эффективных форм организации и управления в области здравоохранения, которые позволяют повышать качество медицинской помощи населению при ограниченности имеющихся материальных ресурсов.
Современное здравоохранение все большее внимание уделяет организационным технологиям, непосредственно связанным с решением управленческих проблем и организацией работы.

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

ПИП РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

     ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 

     Начиная с 2000 г. в белорусском здравоохранении активизировались процессы реформирования отрасли, поиска новых путей выхода из кризиса, обеспечения устойчивого развития, последовательного улучшения основных показателей состояния здоровья населения страны.

     Этот  период характеризуется не только выявлением и использованием новых возможностей финансирования здравоохранения, но и разработкой более совершенных и эффективных форм организации и управления в области здравоохранения, которые позволяют повышать качество медицинской помощи населению при ограниченности имеющихся материальных ресурсов.

     Современное здравоохранение все большее  внимание уделяет организационным технологиям, непосредственно связанным с решением управленческих проблем и организацией работы.

     В ходе разработки организационных технологий должны быть сформулированы цели, достижению которых они призваны служить, определена наиболее рациональная структура, детально выверены и описаны принципы и конкретные пути ее реализации. Кроме того, для внедрения новой организационной технологии имеет значение наличие вспомогательного аппарата, обеспечивающего оптимальное функционирование данной технологии (средства правового, административного, кадрового, технического, финансового, материального обеспечения).

     В каждой отрасли народного хозяйства  разрабатываются и используются свои организационные технологии соответственно ее специфике и стоящим перед ней практическим задачам. В здравоохранении организационные технологии тесно связаны с характером, процессом и результативностью оказания медицинской помощи и имеют огромное значение для достижения оптимальных результатов в этой области.

     Появление новых организационных технологий в здравоохранении, как и в других отраслях, тесно связано с общими достижениями научно-технического прогресса и с совершенствованием производственных технологий. Возможно также заимствование организационных технологий, успешно применяемых в других отраслях. Например, здравоохранение восприняло от промышленного производства стратегическое планирование, бригадный метод работы и компьютеризацию.

     В XXI в. во многих странах мира здравоохранение  развивается в принципиально  новых условиях, носящих как негативный (снижение рождаемости, депопуляция, постарение населения; прогрессирующий рост потребности в медицинской помощи, постоянный рост расходов на здравоохранение, существенно опережающий возможности даже самых богатых стран; распространение вредных привычек — наркомании, курения, алкоголизма; глобальное распространение СПИД и других инфекционных заболеваний; неблагоприятное воздействие на здоровье факторов внешней среды; ухудшение качества питьевой воды и пищи; возрастание стрессовых нагрузок; социально-экономическая нестабильность; техногенные катастрофы, терроризм и локальные войны), так и прогрессивный характер (развитие науки и здравоохранения, появление принципиально новых медицинских технологий и лекарственных средств, совершенствование систем управления здравоохранением, становление правовой и доказательной медицины, стандартизация медицинской деятельности). Существенно меняется менталитет населения, повышается уровень правового самосознания, ожиданий и требований граждан в отношении здравоохранения.

     Эти глобальные изменения в сфере общественных отношений, образа жизни, окружающей среды, медико-демографических, экологических, политических процессов оказывают существенное влияние на систему здравоохранения, функционирующую в рамках старой парадигмы, соответствующей условиям XX века.

     Парадигма здравоохранения  представляет собой  совокупность знаний и методологических подходов к решению  проблем здоровья, принятых обществом  и профессиональным сообществом.

     В ХХI в. многие развитые страны предпринимают  попытки изменить ситуацию, сложившуюся в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды и демографии: увеличиваются объемы финансирования, выделяемого этой отрасли, создаются концепции и программы развития здравоохранения, осуществляются активные реформы в сфере охраны здоровья граждан. Несмотря на то что в Беларуси удалось сохранить лучшие черты общественного здравоохранения и обеспечить поступательный, а не обвальный темп реформирования отрасли, в силу единых общемировых тенденций, как и в других развитых странах, создалась негативная ситуация, требующая превентивных мер, позволяющих стабилизировать ситуацию в сфере здравоохранения и охране здоровья нации.

     В соответствии с концепцией развития здравоохранения прогнозирование и планирование здравоохранения направлено на решение таких первоочередных задач, как:

  • гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения;
  • формирование рынка медицинских услуг, использование дополнительных источников финансирования;
  • обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи;
  • первоочередная реконструкция действующих учреждений;
 
     
  • развитие отечественной  фармацевтической промышленности, совместных предприятий (производств) с фирмами зарубежных стран;
  • создание медицинским работникам благоприятных условий для труда и быта, в том числе для районов и производств с повышенной опасностью;
  • совершенствование и развитие законодательной базы в области здравоохранения.

     Кроме того, реформы здравоохранения, обеспечивающие возможность перехода к новому подходу решения проблем здравоохранения, должны осуществляться по следующим направлениям:

     1. Экономика и финансирование здравоохранения:

  • Конституционные права и государственные гарантии на бесплатную медицинскую помощь.
  • Новые источники финансирования.
  • Сдерживание темпов роста расходов на здравоохранение.
  • Рациональное расходование средств. Утечка средств и теневая экономика.

     2. Управление здравоохранением и межотраслевое (секторальное) взаимодействие.

     3. Кадровая политика, медицинское образование и повышение квалификации медицинских 

         работников.

     4. Медицинская наука.

     5. Обращение лекарственных средств и обеспечение ими населения.

     6. Санитарно-эпидемиологическая служба и государственный санитарный надзор.

     7. Нормативно-правовая база здравоохранения.

     8. Стандартизация, лицензирование, сертификация, аккредитация. 

     Прогноз развития медицинских учреждений базируется на использовании целевых нормативов потребности населения в лечебно-профилактической помощи, данных о потребности в ресурсах и реально возможных сроках их удовлетворения.

     План-прогноз  развития здравоохранения включает основные показатели, характеризующие развитие медицинского обслуживания населения: количество больничных коек, число врачебных должностей, количество посещений населением поликлиник, амбулаторий, количество мест в санаториях и домах отдыха.

     Каждый  из перечисленных показателей, рассчитанный на 10 тыс. человек, характеризует обеспеченность медицинской помощью и профилактическими услугами. Данные показатели используются для планирования численности обслуживающего персонала, величины лекарственных средств, уровня материально-технического обеспечения и размера финансирования учреждений здравоохранения.

     Необходимая численность врачебных должностей в больницах и санаториях определяется с учетом количества коек в этих учреждениях и нормативов (коек) на одного врача, в поликлиниках — на основе данных о посещаемости больных и нормативов нагрузки (количества посещений) на одного врача.

     В процессе прогнозных и плановых расчетов определяются потребности в медикаментах, медицинских изделиях, прогнозируется сеть аптек, аптечных складов и специализированных магазинов медицинской техники. При прогнозировании сети аптек используются нормативы количества жителей на одну аптеку, дифференцированные по городам в зависимости от численности населения (крупный город, средний, малый). В среднем норматив находится в пределах от 15 тыс. до 9 тыс. человек на одну аптеку.

     Наиболее  массовым видом медицинского обслуживания населения является амбулаторно-поликлиническая помощь. Основной показатель ее обеспеченности — количество посещений в смену. Пропускная способность амбулаторио-поликлииических учреждений определяется путем умножения их сменной мощности в расчете на 1,0 или 10 тыс. жителей на количество обслуживаемых жителей. При отсутствии этого норматива — исходя из норматива врачебных посещений одним жителем в год, численности населения, количества дней работы таких учреждений в году и коэффициента сменности работы в день.

     Прогнозирование развития здравниц предполагает установление их пропускной способности отдельно по санаториям и домам отдыха. Пропускная способность рассчитывается путем умножения количества отдыхающих в одну смену на количество таких смен за год.

     К числу особо важных проблем в области здравоохранения относятся придание приоритета профилактической направленности, которая должна стать ведущей в стратегии охраны здоровья, усиление медико-санитарного контроля за условиями жизни людей, формирование здорового образа жизни. Поэтому в планах-прогнозах необходимо предусматривать отдельные мероприятия и комплексные программы по формированию и достижению устойчивой работы соответствующих подразделений, организующих их практическую реализацию.

     Сегодня и в обозримом будущем медицина будет находиться под воздействием как рыночных, так и государственных регуляторов. На первое место выдвигается задача создания принципиально новой модели здравоохранения — бюджетно-страховой. Главной особенностью этой модели является рациональное сочетание государственного и местного финансирования (взносы за счет государственного бюджета, предприятий и населения).

     Принятые  в зарубежных странах системы  здравоохранения сочетают различные варианты ее организации и финансирования (за счет налогов, взносов в систему социального и частного страхования, частной практики). В перспективе неизбежна многоукладность в финансировании здравоохранения. При этом должны предусматриваться государственные гарантии финансирования здравоохранения под определенные программы и привлечение иностранных инвесторов для создания дорогостоящих медицинских центров.

     Возможные варианты реформирования системы здравоохранения  обычно определяются на основании прогнозов, программ социально-экономического развития страны, отдельных регионов и других нормативных документов, которые дополняются и изменяются с учетом конкретно складывающихся условий их выполнения.

     Однако  многое еще остается неясным в  вопросе об основных путях дальнейшего  развития белорусского здравоохранения. Более конкретной разработки требуют вопросы государственного регулирования здравоохранения, реализации государственных гарантий обеспечения граждан республики бесплатной медицинской помощью, развития платных услуг, добровольного медицинского страхования и др.

     В последние годы все более серьезной проблемой во всем мире становится рост стоимости медицинского обслуживания. Поэтому идет поиск альтернативных стратегий более эффективного и справедливого финансирования здравоохранения как путем эволюционных преобразований, так и путем радикальных структурных изменений систем здравоохранения. Эти реформы включают привлечение новых источников финансирования (ОМС, ДМС, соплатежи населения и др.), сдерживание темпов роста расходов на здравоохранение, внедрение ресурсосберегающих технологий, рациональное расходование средств, определение государственных гарантий в рамках конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь. 

     Конституционные права и государственные  гарантии на бесплатную медицинскую помощь. Основная проблема здравоохранения – постоянно увеличивающийся разрыв между ростом расходов на здравоохранение и возможностями государства финансировать его на достаточно высоком уровне.

     Если в начале XX в. прирост расходов на здравоохранение составлял 1% ВВП каждые 10 лет, то в начале XXI в. прирост расходов на здравоохранение будет, вероятно, составлять 1% ВВП каждые 3–5 лет. Таким образом, к 2020 г. здравоохранение США будет потреблять 18–20% ВВП, стран Западной Европы – 12–15% ВВП, развивающихся стран – 8–10% ВВП. Это колоссальные средства. Причем если в начале XX в. увеличение финансирования здравоохранения на 10% способствовало улучшению показателей общественного здоровья на 12 %, а в конце XX в. – только на 1,8 %, то уже в ближайшее время увеличение расходов на здравоохранение на те же самые 10 % будет только способствовать стабилизации показателей общественного здоровья на определенном уровне. В этих условиях способ улучшения деятельности системы здравоохранения, охраны общественного здоровья и показателей общественного здоровья нации следует искать не столько в наращивании расходов на здравоохранение, сколько в существенном реформировании системы здравоохранения и охраны общественного здоровья. Это тем более актуально, что увеличение уровня финансирования здравоохранения свыше 12—17% ВВП не улучшает показатели общественного здоровья, но может отрицательно повлиять на развитие других отраслей экономики.

Информация о работе Прогнозирование и планирование развития здравоохранения в Республике Беларусь