Прогнозирование и планирование экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

.Теория прогнозирования и планирования экономики базируется на экономической теории. Если последняя изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть, движущие силы для любых общественно-экономических формаций, то прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования отраслевых экономик, таких, как экономика промышленности, экономика транспорта, экономика строительства и др.

Содержание

Введение
1. Основы организации прогнозирования и планирования
2. Экономический рост. Факторы и проблемы темпов
экономического
3. Научные основы методологии прогнозирования и
планирования
4. Методы прогнозирования и планирования
5. Важнейшие принципы прогнозирования и
планирования в условиях рыночной экономики
6. Государственное регулирование экономики в
условиях рыночных отношений
7. Применение формализованных методов
прогнозирования на практике
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Прогнозирование и планирование 4 курс-1.doc

— 294.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По теме: « Прогнозирование и планирование экономического роста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                               студентка 4-го курса з/о

                                                                                                                              МИДО, 417527 гр.

                                                                                                    Василевская Е.А.

 

 

Проверил преподаватель:                                          

 

 

 

 

Минск 2010


Содержание

Введение

1. Основы организации прогнозирования и планирования

2. Экономический рост. Факторы и проблемы темпов

экономического

3. Научные основы методологии прогнозирования и

планирования

4. Методы прогнозирования и планирования

5. Важнейшие принципы прогнозирования и

планирования в условиях рыночной экономики

6. Государственное регулирование экономики в

условиях рыночных отношений

7. Применение формализованных методов

прогнозирования на практике

Заключение

Литература

 


Введение

Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.

В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.

В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах.

Теория прогнозирования и планирования экономики базируется на экономической теории. Если последняя изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть, движущие силы для любых общественно-экономических формаций, то прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования отраслевых экономик, таких, как экономика промышленности, экономика транспорта, экономика строительства и др. Таким образом, место теории прогнозирования и планирования в системе экономических дисциплин определяется тем, что она является как бы связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками – с другой. Данная наука имеет тесную связь со статистикой, от которой она заимствует методы анализа и необходимые сведения для расчетов. Прогнозирование и планирование использует достижения естественных, биологических и других наук, особенно математики.

 


1. Основы организации прогнозирования и планирования

Организация прогнозирования и планирования охватывает систему органов планирования на всех уровнях управления народным хозяйством, определение их функций, установление порядка разработки прогнозов и планов, до­ведение важнейших показателей до исполнителей и орга­низацию обеспечения их выполнения.

Научными основами организации прогнозирования и планирования являются принципы, т.е. требования, основополагающие правила.

В условиях директивного планирования главным был принцип демократического централизма. В централизован­ном порядке определялись основные направления экономического и социального развития страны в целом, ее отраслей и регионов. Важнейшие показатели устанавлива­лись в виде заданий. Осуществлялась единая государственная политика в области размещения производительных сил, оплаты труда, цен, финансов и др.

Планы экономического и социального развития пред­приятий разрабатывались на основе доведенных сверху контрольных цифр.

При переходе к рыночным отношениям существенные изменения претерпевают как система планирования, так и принципы его организации. В современных условиях важнейшими принципами организации планирования яв­ляются:

        децентрализация и демократизация;

        демонополизация;

        экономически выгодное для страны участие в интеграционных процессах;

        приоритетное решение социальных и экологических проблем.

Практическое проведение в жизнь указанных принципов предполагает:

     концентрацию всех функций хозяйственного управления на уровне предприятий и организаций, включая выбор направлений и планирование их деятельности;

     четкое разграничение функций государственных республиканских и местных органов управления, их прав и сфер деятельности при обеспечении наиболее благоприятных условий для самоуправления и самофинансирования административно-территориальных образований страны;

     формирование механизма взаимодействия макро- и микроуровней в процессе прогнозных и плановых расчетов;

     разработку альтернативных вариантов внешнеэкономических связей и выбор наиболее эффективных из них;

     планирование развития конкуренции и предпринимательства.

Органы государственного планирования и управления призваны создавать условия для эффективной деятельности всех предприятий и организаций независимо от формы собственности, оказывать поддержку экспортерам и дру­гим предприятиям приоритетных отраслей экономики. Ни один орган не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий и организаций.

Экономико-правовой основой взаимоотношений местных органов управления с хозяйствующими субъектами должен быть договор по ресурсо- и природопользованию, в котором закрепляются условия пользования региональными ресурсами, порядок возмещения затрат на их восполне­ние, а также возмещение потерь и ущерба, наносимых хо­зяйственной деятельностью окружающей среде и населению. В договоре могут быть оговорены поставка продук­ции и оказание услуг для местного рынка и других региональных потребностей, участие предприятия в создании и сохранении инфраструктуры и т.д.

На всех уровнях управления и планирования особое значение должно придаваться аналитической работе с целью выявления тенденций, условий и факторов, оказывающих влияние на экономическое и социальное развитие. Структура органов прогнозирования и планирования, их функции должны быть адекватными существующим ус­ловиям социально-экономического развития.

На макроуровне государственные органы планирования должны заниматься анализом текущей экономи­ческой ситуации, прогнозированием темпов и важнейших пропорций развития экономики, обоснованием приорите­тов, формированием структуры экономики, обеспечением материальной и финансовой сбалансированности. Особое внимание должно уделяться разработке стратегии и такти­ки экономического и социального развития страны, опре­делению для конкретных плановых горизонтов количествен­ных значений основных регуляторов экономики (государ­ственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых и других резервов и т.д.).

Органы прогнозирования и планирования на мезоуровне должны проводить комплексное исследование рын­ка, осуществлять прогнозирование спроса и предложения, разрабатывать прогнозы и планы по развитию соответствующих отраслей и регионов во временном аспекте, целевые программы по решению важнейших проблем, разрабаты­вать методические рекомендации для подведомственных предприятий, принимать участие в формировании параметров экономических регуляторов и решать другие задачи.

На микроуровне плановые органы совместно с другими органами управления должны определять цели, разрабатывать прогнозы и планы (бизнес-планы) для их достижения, организовывать выполнение последних.

Основой экономической системы страны в переходный период являются хозяйствующие субъекты в виде самостоятельных государственных, коллективных, совместных предприятий, организаций, фирм, а также индивидуальные (частные) производители и коммерсанты. Они действуют на принципах самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования и социально-экономической целесообразности.

Предприятия и организации имеют право на непосредственное осуществление экспортно-импортных операций. Их деятельность осуществляется на принципах валютной самоокупаемости. Предприятия сами формируют планы экспорта и импорта, заключают договоры на поставку продукции и осуществляют торговые операции. Органы государственного управления должны обеспечивать законодательную базу внешнеэкономической деятельности, способствовать обеспечению интересов предприятий на мировом рынке и оказывать им разностороннее содействие, прежде всего в экспортной деятельности. Кроме того, они могут заключать международные соглашения, формировать в стране организационные структуры внешнеэкономичес­ких связей, создавать местные внешнеэкономические ор­ганы, осуществлять контроль за реализацией международных соглашений.

 

 

2. Экономический рост. Факторы и проблемы темпов экономического

Экономический рост относится к числу сложных и многогранных явлений. В экономике необходимо четко разграничивать понятие «экономический рост» и «экономическое развитие». Так, экономическое развитие осуществляется и тогда, когда роста нет, но закладываются предпосылки для него, оно может выражаться в структурных преобразованиях, возможных новациях, которые непосредственно к экономическому росту не приводят. Также развитие может быть и по нисходящей линии, когда не только нет количественного роста, но и идет процесс убывания свойств и качества продукта, услуг.

Например, в 1996 – 2000гг. в Республике Беларусь выделялись две различные тенденции: тенденция относительно высоких темпов роста, характерная для начала периода (1996 –первая половина 1998.), и замедление темпов экономического развития во второй его половине. Обусловлено это было тем, что многие факторы, стимулирующие экономический рост в начале пятилетия, такие как недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, исчерпали себя. С 1998г. обострились инфляционные процессы. Однако накопленный инфляционный потенциал не привел пока к существенному улучшению экономической ситуации. Сохраняется низкий уровень рентабельности реализуемой продукции, медленно осуществляется обновление основных фондов.

По сути, экономический рост является результатом общественного воспроизводства, который пройдя через стадии распределения и обмена проявляется в потреблении. Однако, при всей важности производства, экономический рост имеет смысл лишь тогда, когда служит потреблению. Следовательно, экономический рост, зародившийся в недрах производственного процесса, обретает свое настоящее содержание и сущность только в конце воспроизводственной цепочки, когда произведенный продукт становится и реализованным, и потребленным.

При анализе экономического роста необходимо особое внимание уделять формам его оценки, так как он может быть представлен не только как критерий экономического развития, но и как процесс, имеющий множество количественных и качественных показателей, характеризующих не только экономические, но и социальные результаты. Помимо объемов общественного производства, показатели экономического роста должны включать в себя измерители, характеризующие не только количественный, но и качественный аспект роста, как, например, уровень развития производительных сил, социальные и другие показатели.

Так, экономический рост – в узком смысле: это процесс, который рождается на стадии непосредственного производства, приобретает устойчивый характер на остальных стадиях общественного производства, приводит к количественному и качественному изменению производительных сил, увеличению общественного продукта за определенный период времени и росту народного благосостояния.

В широком смысле: – экономический рост, как показатель экономического развития, является главной траекторией развития общества. В совокупности с социальными, политическими, демографическими и другими признаками, он определяет направление движения общества, устанавливая характер общественного развития в целом.

Следовательно, одной из центральных проблем экономики является достижение непрерывного и устойчивого экономического роста и для этого необходимо выявить внутренний механизм увеличения производства экономических благ в масштабе страны. Такой механизм можно обнаружить в самой структуре национального хозяйства, которая способна обеспечить сбалансированное расширенное воспроизводство.

Конечной целью экономического роста является потребление, рост благосостояния. В нашей стране длительное время значительная часть ресурсов в ущерб интересам народа направлялась на потребности армии, военно-промышленного комплекса и неоправданные социально-экономические проекты, что нанесло трудно устранимый ущерб отечественной экономике. Вместе с тем, прирост продукции военно-промышленного комплекса составлял весомую часть прироста национального производства.

Под экономическим ростом в масштабе всей национальной экономики принято понимать увеличение объема производства товаров и услуг за определенный период времени.

Экономический рост принято измерять относительно предшествующего периода в процентах или в абсолютных величинах. Обычно он измеряется с помощью такого показателя, как валовый национальный продукт (ВНП). ВНП определяется как рыночная стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год, где учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами данной страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом. Другое определение ВНП представляет сумму доходов предприятий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве, здесь также учитываются и амортизационные отчисления. Для избежания двойного счета применяется такой показатель, как добавленная стоимость, которая представляет собой рыночную цену продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, купленных у поставщиков. Определенной модификацией ВНП является показатель валовый внутренний продукт (ВВП), который представляет сумму  добавленной стоимости всех производителей товаров и услуг, называемых резидентами (граждане, проживающие на территории данной страны, за исключением иностранцев, живущих в стране менее 1 года). Если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от факторов производства из-за границы и факторными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, то мы получим показатель ВНП. Разность между показателями ВНП и ВВП незначительна и колеблется в пределах плюс минус 1% ВВП. Важным является тот факт, что при анализе экономического роста во внимание  принимается только изменение реального ВНП (ВВП).

Информация о работе Прогнозирование и планирование экономического роста