Проект и его окружение

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:11, реферат

Описание работы

Управление проектами» как самостоятельная дисциплина и сфера профессиональной деятельности складывалась в течение более чем сорока лет. В течение своей истории практика управления проектами обогащалась лучшими достижениями менеджмента, управления инвестициями, управления качеством, системного анализа, информатики – а эти дисциплины тоже не стояли на месте, и порой претерпевали радикальные изменения. Применение управления проектами в различных сферах деятельности – в инвестиционном бизнесе, в строительстве, в высокотехнологичном производстве, и т.п. – привело к возникновению целого ряда «традиций» управления проектами, базирующихся на общих принципах, но в конкретной реализации отражающих специфику отрасли.

Содержание

Введение… …..3
Раздел 1 Понятие проекта… ……4
1. Определение проекта…… ..4
2. Типы проектов…… …..6
3. Виды проектов… ….6
4. Классы проектов… …..7
5. Масштабы проектов… …..7
Раздел 2 Участники проекта и его окружение… ……8
Проект в среде предприятия…… ……..9
Внешнее окружение проекта… ……10
Участники проекта…… …….11
Раздел 3 Жизненный цикл проекта… ……13
Основные фазы жизненного цикла проекта… ………13
Начальная фаза………… ..14
Фаза разработки…………… ….14
Фаза реализации……… ….15
Завершающая фаза или окончание проекта……… …….16
Заключение………… …17
Список использованной литературы…… …………18

Работа содержит 1 файл

реферат 12.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Из всех перечисленных факторов окружения проекта  менеджеру  проекта следует выделить и проанализировать только те, которые могут оказать  существенное влияние на реализацию проекта. Пропуск каких-то значимых факторов окружения при подготовке и планировании проекта в конечном итоге может привести к его  кризису и «разрушению».

  1. Участники проекта

Помимо проектного коллектива  к числу участников проекта относятся различные люди и организации из внешней среды, которые  взаимодействуют с проектом на различных стадиях его осуществления.  Необходимость изучения  этих внешних участников проекта возникает в связи с тем, что наряду со спонсорами, владельцами и потребителями эти люди направляют всю работу менеджера проекта и его команды.

Для эффективной работы с внешними участниками проекта требуется:

  1. Выявить всех участников,  которые могут реально воздействовать на проект;
  2. Провести классификацию участников по степени их воздействия на проект;
  3. Установить приоритеты в требуемых связях с внешними участниками.

Выявление участников проекта:

  • Инициатор проекта – в качестве инициатора может выступать практически любой из будущих участников проекта. Он выдвигает главную идею, готовит предварительное обоснование и предложения по осуществлению проекта. Но деловая инициатива по осуществлению проекта в конечном счете принадлежит заказчику или владельцу проекта.
  • Заказчик – будущий владелец проекта и потребитель его результатов. Он определяет основные требования к проекту и обеспечивает его финансирование за счет своих либо привлеченных от спонсоров или инвесторов средств. Он же заключает контракты с основными исполнителями проекта и управляет процессами взаимодействия между всеми участниками проекта.
  • Инвесторы – банки, инвестиционные фонды, другие организации или физические лица, которые вкладывают средства в проект с целью получения на вложенные инвестиции максимально возможной прибыли. Инвесторы заключают соответствующие контракты с заказчиком, а затем контролируют их выполнение и осуществляют необходимые расчеты с другими участниками проекта по мере его реализации.
  • Потребители конечной продукции проекта – это может быть как сам заказчик, так и различные организации и физические лица, являющиеся покупателями конечной продукции  проекта. Они определяют требования к производимой продукции и оказываемым услугам. От их поведения зависит возмещение затрат и прибыль от проекта.
  • Поставщики – организации, осуществляющие поставки для проекта   материалов, оборудования, транспортных средств и т.д. на контрактной основе.
  • Конкуренты основных участников проекта.
  • Органы власти – представители местных, региональных и центральных органов власти, контролирующие выполнение определенных государственных и общественных требований к проекту.
  • Лицензоры – организации, выдающие лицензии на право выполнения определенных видов работ и услуг,  ведение торгов,  на право владения земельным участком и т.д.
  • Консалтинговые, инжиниринговые, юридические организации, вовлеченные в процесс осуществления проекта.
  • Общественные группы и организации, население, чьи значимые интересы затрагивает реализация проекта.

Этот  перечень участников не является исчерпывающим и может дополнятся другими позициями, которые важны  для той или иной области проектной  практики с учетом ее специфики.

Раздел 3 Жизненный цикл проекта

Общепринятого подхода к определению  жизненного цикла проекта, его фаз, стадий и этапов не существует и, вероятно, не может существовать. Так как  все эти характеристики зависят  от специфики конкретного проекта,  условий его реализации и опыта участников. Тем не менее логика и содержание процессов развития проектов имеют много общего и наиболее полно и ясно представлены в схеме жизненного цикла проекта американского Института управления проектами (PMI) (рис. 3).

Рис. 3 Жизненный цикл проекта

  1. Основные фазы жизненного цикла проекта

Типичный жизненный цикл проекта, как видно из рис. 4, состоит из четырех фаз:

  1. Начальная фаза (концепция).
  2. Фаза разработки.
  3. Фаза реализации.
  4. Фаза завершения.

 

  1. Начальная фаза

Посвящена  разработке концепции  проекта  и включает в себя:

  • Сбор исходных данных и анализ существующего состояния

(предварительное обследование).

  • Выявление потребности в изменениях (в проекте).
  • Определение проекта:
  • цели, задачи, результаты;
  • основные требования, ограничительные условия, критерии;
  • уровень риска;
  • окружение проекта, потенциальные участники;
  • требуемое время, ресурсы, средства  и  др.
  • Определение и сравнительная оценка альтернатив.
  • Представление предложений, их апробация и экспертиза.
  • Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.
  1. Фаза разработки

Разрабатываются основные компоненты проекта и осуществляется подготовка к его реализации. Основные работы этой фазы:

  • Назначение руководителя проекта и  формирование команды проекта, в первую очередь ключевых членов команды.
  • Установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельца проекта, других ключевых участников.
  • Развитие концепции и разработка основное содержания проекта:
  • конечный результат (ы) и продукт (ы),
  • стандарты качества,
  • структура проекта,
  • основные работы,
  • требуемые ресурсы.
  • Структурное планирование, в т.ч.:
  • декомпозиция проекта, в т.ч. WBS,
  • календарные планы и укрупненные графики работ и обеспечения,
  • смета и бюджет проекта,
  • потребность в ресурсах,
  • процедуры УП и техника контроля,
  • определение и распределение рисков.
  • Организация и проведение торгов, заключение субконтрактов с основными исполнителями.
  • Организация выполнения базовых проектных и опытно-конструкторских работ по проекту.
  • Представление проектной разработки.
  • Получение одобрения на продолжение работ по проекту.
  1. Фаза реализации

Выполняются основные работы, необходимые  для достижения проекта. Данная фаза включает в себя:

  • Организация и проведение торгов, заключение контрактов.
  • Полный ввод в действие  разработанной системы УП.
  • Организация выполнения работ.
  • Ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта.
  • Ввод в действие системы  стимулирования (участников) проекта.
  • Детальное проектирование и технические спецификации.
  • Оперативное планирование работ.
  • Установление системы информационного контроля за ходом работ.
  • Организация и управление материально-техническим обеспечением работ, в т.ч. запасами, покупками, поставками.
  • Выполнение работ, предусмотренных проектом  (в т.ч. производство строительно-монтажных и пуско-наладочных работ).
  • Руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса, прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта:
  • ход работ, их темпы,
  • качество работ и проекта,
  • продолжительность и сроки,
  • стоимость и другие показатели.
  • Решение возникающих проблем и задач.
  1. Завершающая фаза или окончание проекта

Достигаются конечные цели проекта, подводятся итоги, разрешаются конфликты и проводится закрытие проекта. Основные работы этой фазы:

  • Планирование процесса завершения.
  • Эксплуатационные испытания окончательного продукта(ов) проекта.
  • Подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта.
  • Подготовка документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию.
  • Оценка результатов проекта и подведение итогов.
  • Подготовка итоговых документов.
  • Закрытие работ и проекта.
  • Разрешение конфликтных ситуаций.
  • Реализация оставшихся ресурсов.
  • Накопление фактических и опытных данных для последующих проектов.
  • Расформирование команды проекта.

Работы последних трех фаз  проекта  могут выполнятся как последовательно, так и параллельно.

 

Заключение

Таким образом, каждый проект несет в себе признаки открытой социально-экономической системы и поэтому нужно рассматривать, а также управлять им, учитывая окружение, в котором он реализуется.

Проект и его окружение  не только связаны между собой, не только взаимно влияют друг на друга, но и взаимно адаптированы. То, что хорошо и эффективно работает в одном проекте и в определенном окружении, может оказаться неэффективным в другом проекте и другом окружении. Многие проекты сталкиваются с трудностями и теряют ожидаемую эффективность из-за того, что их цели, организационное построение и методы управления несовместимы или конфликтуют с ключевыми элементами окружения.

Успех проекта зачастую определяется не столько логическим или эффективным распределением ролей, обязанностей и ресурсов, сколько созданием наиболее работоспособной структуры связей различных внутренних частей проекта с внешними его участниками.

 

Список использованной литературы

1. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие/ Л.Е. Басвский. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 222 с.

2. Дитхелм Г. Управление проектами. В 2 т. Т. II: Пер. с нем/ Г. Дитхелм. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. – 288 с.

3. Мазур И.И. Управление проектами: Учеб. Пособие для вузов/ Под общ. Ред. И.И. Мазура/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. – 574 с.

4. Меняев М.Ф. Управление проектами. MS Project. Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации»/ М.Ф. Меняев. – М.: Омега-Л, 2005. – 276 с.


Информация о работе Проект и его окружение