Продовольственный рынок: проблемы развития и укрепление конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:15, реферат

Описание работы

Формирование рыночной экономики в Республике Беларусь ведет к появлению новых проблем в экономическом анализе. Переход на рыночные отношения выдвигает новые требования к участникам рынка, заставляет производить и продавать только то, что пользуется определенным покупательским спросом. Предприятия все больше начинают ориентироваться на рынок, оценивая основные направления хозяйственной деятельности величиной конечной прибыли, которая напрямую зависит от знания рынка, умения прогнозировать конечные результаты. Пренебрежение законами рынка приводит предпринимателя к финансовому краху, и, наоборот, тот, кто умеет своевременно предугадать перспективы развития рынка и адекватно среагировать на них, обеспечивает высокую эффективность хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Продовольственный рынок: проблемы развития и укрепление конкурентоспособности………………………………………………………...4

Заключение……………………………………………………………………..18

Список использованной литературы………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 37.65 Кб (Скачать)

  Рынок зерна, в силу значимости для устойчивости аграрной экономики, требует комплекса  организационных и экономических  мер. В перспективе зерно может  и должно стать важным конкурентоспособным  экспортным товаром Беларуси, его  экспортный потенциал может формироваться в объеме до 2 млн. т при общих размерах производства зерновых и зернобобовых около 10 млн. т, ведь известно, что зерно не требует больших затрат на доработку и переработку, хорошо и продолжительно хранится, является хорошим транспортным товаром.

  Следует отметить, что зерно в перспективе, по всем предположениям, будет устойчиво  расти в цене, что подтверждает в последнее время осложнение ситуации на мировом продовольственном рынке. Сейчас это не только важный продовольственный ресурс и энергетический корм для животных, но еще и стратегический ресурс для производства и восполнения дефицита биотопливных средств. Рынок зерна в мире безграничен, и при серьезной нехватке зерновых ресурсов мировые цены на зернопродукты будут устойчиво расти.

  Чтобы обеспечить гарантированное развитие зернового рынка в стране, необходимы действенные мотивационные стимулы  производства и реализации зерна, для  чего в первую очередь требуется:

  • создать все условия для ускоренной интенсификации зернового хозяйства (полная обеспеченность товаропроизводителей всеми видами основных и оборотных средств под программируемые урожаи);

  • разработать и утвердить единый общереспубликанский баланс использования  зерновых ресурсов по видам потребителей (с учетом запаса и экспорта)и  покрытия разнообразных потребностей как за счет собственного производства, так и импорта; ввести единый порядок купли-продажи зерновых ресурсов;

  • расширить биржевую торговлю зерном как механизм выявления реальной рыночной цены (стоимости)и страхования оборота зерна и зернопродуктов;

  • установить стабильные, долгосрочные и гарантированные (минимальные)цены на зерно основных видов, не допускать  их резкого колебания (особенно снижения)для  стимулирования устойчивого производства;

  • ввести систему государственных  залоговых операций с зерном, товарных закупок и интервенций;

  • разработать и принять необходимые  нормативные документы, необходимые  для оперативного и прозрачного регулирования и движения зернового оборота;

  • создать единую в стране зерновую компанию(или корпорацию, союз, ФПГ – по выбору), объединяющую товаропроизводителей, а также переработчиков и торгово-сбытовые организации, для выработки единой производственной и торговой политики, оперативного регулирования внутреннего рынка исходя из изменений конъюнктуры мирового и для надежного противостояния рискам и угрозам со стороны мирового продовольственного рынка.

        Большую задачу для устойчивого роста конкурентности отечественной продукции составляет сквозное повышение качества сельскохозяйственного сырья и готового продовольствия. Качество должно быть постоянным объектом совершенствования, здесь нельзя останавливаться на достигнутом. Для этого необходимы действенные стимулирующие экономические механизмы – «привязка» системы оплаты и доплаты труда к показателям роста качества, взаимосвязь цен реализации продукции с качеством, возможность эксклюзивного ценообразования на брендовые и имиджевые виды продукции и т. д.

  Наряду  с этим повышение качества и расширение ассортимента продовольственных товаров  должны сопровождаться защитой потребителей от фальсифицированной продукции, обязательной сертификацией на соответствие требованиям безопасности продукции, поступающей на внутренний рынок (как белорусского производства, так и импортной). Особенно под строгим контролем должны быть группы продуктов, которые могут содержать генетически модифицированные составляющие. В этом случае все виды продовольствия, включающие эти компоненты, должны помечаться специальными знаками, которые должны содержать необходимую информацию о происхождении и структуре товара. То есть рынок продовольствия в стране должен строго соответствовать требованиям международной сертификации, национального законодательства, безопасности общества и здоровья населения.

  Повышение качества продовольствия на белорусском  рынке и при экспорте прямо  связано с совершенствованием государственных отраслевых стандартов, переходом на мировые и общеевропейские стандарты качества и экологической безопасности, решением вопросов создания общенациональной системы сертификации продукции. Принципиальным вопросом в этом деле является увязка нормативных требований к качеству готовой продукции с качеством производимого сырья. Известно, что без качественного сырья практически невозможно получить высококачественное готовое продовольствие. Качество готовых продуктов питания на 90% и более определяется свойствами исходного сырья. В этой связи должны действовать сквозные нормативы и требования качества – от получения сырья до его переработки и поставки конечных продуктов различным потребителям.

  Полное  освоение национальными товаропроизводителями  мировых и европейских стандартов качества и экологической безопасности позволит снять возникающие противоречия для экспорта белорусского продовольствия. Для этого необходимо также осуществлять строгий документированный экологический контроль на всех стадиях производства продукции. Реальные условия для этого могут быть созданы в крупных, самоуправляемых и нацеленных на рыночный сбыт кооперативно-интеграционных структурах.

  Одновременно  необходимо усилить экономические  санкции к товаропроизводителям, которые допускают отклонение от установленных стандартов, особенно в случаях, когда документация не содержит реальных и полных данных о сертификации товара; ввести единую систему контроля за выполнением технологий производства продукции в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности, включая технологии хранения, транспортировки и продажи; установить строгий порядок документального подтверждения структуры конечных продуктов питания, поступающих потребителям, и наличия в их составе различных компонентов – генетически модифицированных составляющих, химических реагентов, антибиотиков, гормональных препаратов, химических консервантов, красителей, ароматизаторов и других химических и биологических активных добавок и наполнителей; указывать их точное наименование, дозировки, сроки применения и годности, методы определения их остаточного количества в реализуемой продукции.

  Активная  и широкая реклама качества и  безопасности продуктов питания  позволит в значительной степени улучшить культуру потребления продовольствия. Реклама экологически чистых продуктов также даст возможность постепенно расширять внутренний рынок ценного и безопасного продовольствия. Государство должно предусматривать для такой рекламы льготные тарифы в средствах массовой информации.

  В целях продовольственной безопасности, защиты отечественных товаропроизводителей необходимо более эффективное государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в сфере АПК, применение гибких таможенных режимов. В данной связи целесообразно следующее:

  • использование конъюнктурных таможенных тарифов с учетом интересов страны и национальных товаропроизводителей, активное реагирование на факты демпинга со стороны импортеров продовольственных ресурсов, ужесточение контроля качества и безопасности импортных продуктов питания и их составляющих;

  • использование системы специальных  и сезонных пошлин, тарифных квот и  ограничений для защиты национальных товаропроизводителей в разрезе  конкретных видов продовольствия; ужесточение санитарных и фитосанитарных норм на импортируемую продукцию с целью недопущения на внутренний рынок продовольствия несоответствующего качества;

  • стимулирование производства сельскохозяйственной продукции на экспорт, поощрение экспорта рядом экономических рычагов, применение действенных мер выравнивания структуры и баланства внутреннего и внешнего рынков продовольствия.

  При выработке и совершенствовании  мер вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию важно не допустить дискриминации национальных интересов, особенно в структуре и размерах поддержки отечественного аграрного сектора. Вступая в ВТО в числе последней группы стран, Беларуси придется весьма трудно выполнить многообразные и нередко противоречивые требования большинства. Тем не менее этот шаг нельзя затягивать, иначе все жестче будут ощущаться меры дискриминации республики в международной торговле. В этой связи, отстаивая свои национальные интересы, страна должна быть готова пойти на взвешенные компромиссы, которые позволят иметь стратегический выигрыш.

  Организация и функционирование продовольственного рынка не могут быть эффективным  без комплексного материально-технического обеспечения и ускоренного переоснащения  АПК. Для этого должен быть хорошо организован рынок материально-технических  ресурсов и сервиса. Здесь прежде всего необходимо:

  • обеспечить реализацию действенных мер по приоритетному развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения и развитого сервиса (хотя для поддержания конкурентности отечественного производства средств производства на внутреннем рынке должна присутствовать сельскохозяйственная техника ведущих мировых производителей);

  • обеспечить выделение требуемого объема финансовых и других ресурсов для  существенного обновления и усиления научно-исследовательских и конструкторских работ по преодолению отставания в научном и техническом оснащении ученых и конструкторов, а также отставания в технико-технологическом уровне средств производства для АПК от ведущих мировых производителей;

  • создать сквозную взаимосвязанную систему проектирования, разработки, испытания и производства производительной и надежной техники, включающую не только научные организации, конструкторские бюро, производителей технических средств, испытательные станции, но и сельскохозяйственные предприятия; быстро осваивать производство производительной и ресурсоэкономной техники нового поколения, конкурентоспособной по всем важнейшим параметрам эксплуатации, которая не только не должна уступать зарубежным аналогам, а намного их превосходить, особенно в том, что касается специфики белорусского сельского хозяйства (техника должна быть не только ресурсосберегающей и адаптированной к местным природным ресурсам, но хорошо учитывать особенности животных и растений, отвечать потребностям человека, хорошо вживаться как в экономическую, так и социальную инфраструктуру);

  • воссоздать систему инжинирингового, агрохимического, мелиоративного и  технологического сервиса АПК, сформировав  отечественного дилера нового типа, расширить  кооперативные связи дилерских  предприятий с сельским хозяйством и производителями материально-технических  ресурсов (дилерская сеть должна быть по-настоящему обслуживающей, а не диктующей  условия);

  • восстановить и широко распространить систему долгосрочного и краткосрочного льготного кредитования для приобретения современных материально-технических ресурсов; наряду с лизингом активно применять бюджетные и небюджетные ссуды для быстрой и комплексной модернизации агропромышленного производства; ввести систему государственных гарантий целевых действий товаропроизводителей по ускоренному технико-технологическому переоснащению производства; принять общегосударственную систему мониторинга соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и оперативно использовать меры интервенционного регулирования поддержания относительного равновесия межотраслевого ценообразования.

  Конечно, все это требует доработки, совершенствования  и принятия новых нормативно-правовых и законодательных актов, направленных на широкое и свободное развитие продовольственного рынка с учетом законов рыночной экономики и национальных интересов страны. Назрела актуальная необходимость в принятии следующих законов: «О государственном регулировании АПК», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции», «О рыночном развитии сельского хозяйства», «О создании кооперативно-интеграционных структур» (о корпорациях, о компаниях и др.), «О продовольственной независимости», «О защите потребительских интересов»и др. Все их можно свести к одному – необходимости принятия специального Сельскохозяйственного кодекса.

  Таким образом, устойчивое развитие сельского  хозяйства на данном этапе и в  перспективе требует реализации ряда коренных мер. Выработать и принять  их непросто, для этого необходимы слаженные действия государственных органов и хозяйствующих структур и, безусловно, определенное время. Но без этого невозможно укрепить конкурентность национального АПК. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Развитие  продовольственного рынка и решение проблемы продовольственного снабжения населения является одним из приоритетных направлений экономической политики. Эффективное решение проблемы продовольственного обеспечения и развитие продовольственного комплекса невозможно без развитой рыночной инфраструктуры, совершенствования экономических отношений и их государственного регулирования, а также прогнозирования возможных последствий для развития АПК и корректировки негативных проявлений.

Информация о работе Продовольственный рынок: проблемы развития и укрепление конкурентоспособности