Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:15, реферат
Формирование рыночной экономики в Республике Беларусь ведет к появлению новых проблем в экономическом анализе. Переход на рыночные отношения выдвигает новые требования к участникам рынка, заставляет производить и продавать только то, что пользуется определенным покупательским спросом. Предприятия все больше начинают ориентироваться на рынок, оценивая основные направления хозяйственной деятельности величиной конечной прибыли, которая напрямую зависит от знания рынка, умения прогнозировать конечные результаты. Пренебрежение законами рынка приводит предпринимателя к финансовому краху, и, наоборот, тот, кто умеет своевременно предугадать перспективы развития рынка и адекватно среагировать на них, обеспечивает высокую эффективность хозяйственной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Продовольственный рынок: проблемы развития и укрепление конкурентоспособности………………………………………………………...4
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………………………………………….19
Рынок
зерна, в силу значимости для устойчивости
аграрной экономики, требует комплекса
организационных и
Следует отметить, что зерно в перспективе, по всем предположениям, будет устойчиво расти в цене, что подтверждает в последнее время осложнение ситуации на мировом продовольственном рынке. Сейчас это не только важный продовольственный ресурс и энергетический корм для животных, но еще и стратегический ресурс для производства и восполнения дефицита биотопливных средств. Рынок зерна в мире безграничен, и при серьезной нехватке зерновых ресурсов мировые цены на зернопродукты будут устойчиво расти.
Чтобы
обеспечить гарантированное развитие
зернового рынка в стране, необходимы
действенные мотивационные
•
создать все условия для
• разработать и утвердить единый общереспубликанский баланс использования зерновых ресурсов по видам потребителей (с учетом запаса и экспорта)и покрытия разнообразных потребностей как за счет собственного производства, так и импорта; ввести единый порядок купли-продажи зерновых ресурсов;
• расширить биржевую торговлю зерном как механизм выявления реальной рыночной цены (стоимости)и страхования оборота зерна и зернопродуктов;
• установить стабильные, долгосрочные и гарантированные (минимальные)цены на зерно основных видов, не допускать их резкого колебания (особенно снижения)для стимулирования устойчивого производства;
• ввести систему государственных залоговых операций с зерном, товарных закупок и интервенций;
•
разработать и принять
• создать единую в стране зерновую компанию(или корпорацию, союз, ФПГ – по выбору), объединяющую товаропроизводителей, а также переработчиков и торгово-сбытовые организации, для выработки единой производственной и торговой политики, оперативного регулирования внутреннего рынка исходя из изменений конъюнктуры мирового и для надежного противостояния рискам и угрозам со стороны мирового продовольственного рынка.
Большую задачу для устойчивого роста конкурентности отечественной продукции составляет сквозное повышение качества сельскохозяйственного сырья и готового продовольствия. Качество должно быть постоянным объектом совершенствования, здесь нельзя останавливаться на достигнутом. Для этого необходимы действенные стимулирующие экономические механизмы – «привязка» системы оплаты и доплаты труда к показателям роста качества, взаимосвязь цен реализации продукции с качеством, возможность эксклюзивного ценообразования на брендовые и имиджевые виды продукции и т. д.
Наряду с этим повышение качества и расширение ассортимента продовольственных товаров должны сопровождаться защитой потребителей от фальсифицированной продукции, обязательной сертификацией на соответствие требованиям безопасности продукции, поступающей на внутренний рынок (как белорусского производства, так и импортной). Особенно под строгим контролем должны быть группы продуктов, которые могут содержать генетически модифицированные составляющие. В этом случае все виды продовольствия, включающие эти компоненты, должны помечаться специальными знаками, которые должны содержать необходимую информацию о происхождении и структуре товара. То есть рынок продовольствия в стране должен строго соответствовать требованиям международной сертификации, национального законодательства, безопасности общества и здоровья населения.
Повышение качества продовольствия на белорусском рынке и при экспорте прямо связано с совершенствованием государственных отраслевых стандартов, переходом на мировые и общеевропейские стандарты качества и экологической безопасности, решением вопросов создания общенациональной системы сертификации продукции. Принципиальным вопросом в этом деле является увязка нормативных требований к качеству готовой продукции с качеством производимого сырья. Известно, что без качественного сырья практически невозможно получить высококачественное готовое продовольствие. Качество готовых продуктов питания на 90% и более определяется свойствами исходного сырья. В этой связи должны действовать сквозные нормативы и требования качества – от получения сырья до его переработки и поставки конечных продуктов различным потребителям.
Полное
освоение национальными
Одновременно
необходимо усилить экономические
санкции к
Активная и широкая реклама качества и безопасности продуктов питания позволит в значительной степени улучшить культуру потребления продовольствия. Реклама экологически чистых продуктов также даст возможность постепенно расширять внутренний рынок ценного и безопасного продовольствия. Государство должно предусматривать для такой рекламы льготные тарифы в средствах массовой информации.
В
целях продовольственной
•
использование конъюнктурных
•
использование системы
• стимулирование производства сельскохозяйственной продукции на экспорт, поощрение экспорта рядом экономических рычагов, применение действенных мер выравнивания структуры и баланства внутреннего и внешнего рынков продовольствия.
При выработке и совершенствовании мер вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию важно не допустить дискриминации национальных интересов, особенно в структуре и размерах поддержки отечественного аграрного сектора. Вступая в ВТО в числе последней группы стран, Беларуси придется весьма трудно выполнить многообразные и нередко противоречивые требования большинства. Тем не менее этот шаг нельзя затягивать, иначе все жестче будут ощущаться меры дискриминации республики в международной торговле. В этой связи, отстаивая свои национальные интересы, страна должна быть готова пойти на взвешенные компромиссы, которые позволят иметь стратегический выигрыш.
Организация
и функционирование продовольственного
рынка не могут быть эффективным
без комплексного материально-технического
обеспечения и ускоренного
• обеспечить реализацию действенных мер по приоритетному развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения и развитого сервиса (хотя для поддержания конкурентности отечественного производства средств производства на внутреннем рынке должна присутствовать сельскохозяйственная техника ведущих мировых производителей);
• обеспечить выделение требуемого объема финансовых и других ресурсов для существенного обновления и усиления научно-исследовательских и конструкторских работ по преодолению отставания в научном и техническом оснащении ученых и конструкторов, а также отставания в технико-технологическом уровне средств производства для АПК от ведущих мировых производителей;
• создать сквозную взаимосвязанную систему проектирования, разработки, испытания и производства производительной и надежной техники, включающую не только научные организации, конструкторские бюро, производителей технических средств, испытательные станции, но и сельскохозяйственные предприятия; быстро осваивать производство производительной и ресурсоэкономной техники нового поколения, конкурентоспособной по всем важнейшим параметрам эксплуатации, которая не только не должна уступать зарубежным аналогам, а намного их превосходить, особенно в том, что касается специфики белорусского сельского хозяйства (техника должна быть не только ресурсосберегающей и адаптированной к местным природным ресурсам, но хорошо учитывать особенности животных и растений, отвечать потребностям человека, хорошо вживаться как в экономическую, так и социальную инфраструктуру);
•
воссоздать систему инжинирингового,
агрохимического, мелиоративного и
технологического сервиса АПК, сформировав
отечественного дилера нового типа, расширить
кооперативные связи дилерских
предприятий с сельским хозяйством
и производителями материально-
•
восстановить и широко распространить
систему долгосрочного и
Конечно, все это требует доработки, совершенствования и принятия новых нормативно-правовых и законодательных актов, направленных на широкое и свободное развитие продовольственного рынка с учетом законов рыночной экономики и национальных интересов страны. Назрела актуальная необходимость в принятии следующих законов: «О государственном регулировании АПК», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции», «О рыночном развитии сельского хозяйства», «О создании кооперативно-интеграционных структур» (о корпорациях, о компаниях и др.), «О продовольственной независимости», «О защите потребительских интересов»и др. Все их можно свести к одному – необходимости принятия специального Сельскохозяйственного кодекса.
Таким
образом, устойчивое развитие сельского
хозяйства на данном этапе и в
перспективе требует реализации
ряда коренных мер. Выработать и принять
их непросто, для этого необходимы
слаженные действия государственных органов
и хозяйствующих структур и, безусловно,
определенное время. Но без этого невозможно
укрепить конкурентность национального
АПК.
Заключение
Развитие продовольственного рынка и решение проблемы продовольственного снабжения населения является одним из приоритетных направлений экономической политики. Эффективное решение проблемы продовольственного обеспечения и развитие продовольственного комплекса невозможно без развитой рыночной инфраструктуры, совершенствования экономических отношений и их государственного регулирования, а также прогнозирования возможных последствий для развития АПК и корректировки негативных проявлений.
Информация о работе Продовольственный рынок: проблемы развития и укрепление конкурентоспособности