Продовольственный рынок: проблемы развития и укрепление конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:15, реферат

Описание работы

Формирование рыночной экономики в Республике Беларусь ведет к появлению новых проблем в экономическом анализе. Переход на рыночные отношения выдвигает новые требования к участникам рынка, заставляет производить и продавать только то, что пользуется определенным покупательским спросом. Предприятия все больше начинают ориентироваться на рынок, оценивая основные направления хозяйственной деятельности величиной конечной прибыли, которая напрямую зависит от знания рынка, умения прогнозировать конечные результаты. Пренебрежение законами рынка приводит предпринимателя к финансовому краху, и, наоборот, тот, кто умеет своевременно предугадать перспективы развития рынка и адекватно среагировать на них, обеспечивает высокую эффективность хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Продовольственный рынок: проблемы развития и укрепление конкурентоспособности………………………………………………………...4

Заключение……………………………………………………………………..18

Список использованной литературы………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 37.65 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Продовольственный рынок: проблемы развития и укрепление конкурентоспособности………………………………………………………...4

Заключение……………………………………………………………………..18

Список использованной литературы………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Формирование  рыночной экономики в Республике Беларусь ведет к появлению новых  проблем в экономическом анализе. Переход на рыночные отношения выдвигает  новые требования к участникам рынка, заставляет производить и продавать  только то, что пользуется определенным покупательским спросом. Предприятия  все больше начинают ориентироваться  на рынок, оценивая основные направления  хозяйственной деятельности величиной  конечной прибыли, которая напрямую зависит от знания рынка, умения прогнозировать конечные результаты. Пренебрежение  законами рынка приводит предпринимателя  к финансовому краху, и, наоборот, тот, кто умеет своевременно предугадать  перспективы развития рынка и  адекватно среагировать на них, обеспечивает высокую эффективность хозяйственной  деятельности.

           Состояние продовольственного рынка и вопросы обеспечения населения высококачественными продуктами питания были и остаются наиболее актуальными проблемами для государственных и негосударственных общественных организаций. Продовольственный рынок должен обеспечивать гарантированный доступ населения к продовольствию в необходимом количестве и ассортименте. Продовольственный рынок, как и всякий другой товарный рынок, формирует связи между производителями продукции и их потребителями на основе спроса, предложения и механизмов рыночной конкуренции. 
 
 
 
 
 
 

1.Продовольственный рынок: проблемы развития и укрепление конкурентоспособности 

    Продовольственный рынок как важнейшая составная часть национальной экономики определяет жизненный уровень населения, социально-экономическую ситуацию в стране, положение Беларуси на мировом рынке. Несмотря на достигнутую в последние годы относительную стабилизацию внутреннего рынка, достаточно полную его насыщенность основными продуктами питания, расширение ассортимента продуктов, ориентацию потребителей на отечественную продукцию, негативные тенденции в поддержании равновесия на продовольственном рынке окончательно не преодолены. Так, имеют место следующие проблемы:

  • диспропорции между объемами и возможностями  внутреннего производства, потребностями населения в основных видах продовольствия (по научно обоснованным нормам), фактическим потреблением основных продуктов питания на душу населения и платежеспособностью потребителей. Например, уровень потребления основных продуктов питания значительно меньше рациональных норм, в то же время население не может обеспечить необходимых темпов роста потребления в силу ограниченности платежных возможностей. В результате, в республике сохраняются существенные резервы роста объемов внутреннего рынка, его потенциала, который может быть реализован при устойчивом росте доходов потребителей. Характерно, что среднесуточное душевое потребление продовольствия составляет в настоящее время в эквиваленте немногим более 3000 ккал при необходимости 3400–3600 ккал. При этом потребление ряда ценных продуктов питания, таких как рыба и морепродукты, растительное масло, мясо (говядина), фрукты и продукты их переработки, остается по-прежнему на недостаточном критериальном уровне по шкале продовольственной безопасности;

  • недостаточная наполняемость внутреннего  рынка отдельными видами продовольствия отечественного производства. Особенно это относится к рынкам овощей, плодов, картофелепродуктов, подсолнечного и льняного масла, рыбопродуктов, которые могут быть почти полностью обеспечены за счет увеличения объемов производства и поставок белорусскими товаропроизводителями;

  • недостаточность ассортимента некоторых  продовольственных групп товаров  с учетом расширения потребительского спроса и импортозамещения. Это касается в основном продовольствия функционального назначения – для детей, школьников, спортсменов, пожилых людей и т. д.;

  • недостаточный контроль качества готовых  видов продовольствия, поставляемых на внутренний рынок отечественными и зарубежными производителями по допустимому перечню параметров биологической безопасности. В стране пока отсутствует системный и сквозной контроль качества продуктов питания всех без исключения групп (напитки различных видов, мясные и рыбные изделия, молокопродукты и др.), проводится лишь контроль некоторых наиболее нежелательных ингредиентов, причем он рассредоточен по различным ведомствам и не имеет необходимой координации, поэтому при переработке отечественного в основной массе качественного сырья в готовые продукты питания часто используются наполнители (стабилизаторы, консерванты, красители и др.)весьма сомнительного происхождения; отсутствие системности, регулирующей роли государства. Так, отсутствует система нормативов, регламентов и стандартов на разнообразные виды продовольствия (имеющиеся нормативы разрознены и не представляют единства); остается слабой система экономического стимулирования производства и поставок на внутренний рынок качественного и доступного продовольствия; недостаточной является система законодательно-правового обеспечения эффективной организации продуктового рынка;

  • недостаточные темпы наращивания  экспортного потенциала. До настоящего времени импорт сырья и готовой  продукции агропромышленного производства превышает размеры экспорта, в связи с чем устойчивым является отрицательное сальдо внешнеторгового баланса по сфере аграрной экономики;

  • неразвитость рыночно-сбытовой инфраструктуры, прежде всего оптовых продовольственных рынков, что требует присутствия дополнительных посреднических структур и приводит к неоправданной конкуренции между отечественными производителями и поставщиками не только на внутреннем рынке, но особенно на внешнем (естественно, такая конкуренция ведет к падению цен ниже допустимых уровней и, соответственно, валютных поступлений на внутренний рынок). Недопустимо медленно формируется внешняя торгово-сбытовая инфраструктура, особенно за рубежом в наиболее привлекательных и перспективных регионах;

  • наличие административных барьеров в межрегиональных поставках. Нередко  продукция, произведенная в одних  областях, не может быть вывезена и  продана в других по причине административного контроля процессов торговли региональными (областными)управленческими органами и контроля источников формирования местных бюджетов. Для снятия таких преград приходится вмешиваться общереспубликанским органам;

  • слабое информационное обеспечение  продовольственного рынка. Товаропроизводители  в регионах часто не знают потребительского спроса на конкретные виды продукции  не только за рубежом на ведущих  международных рынках, но и внутри страны. В результате, наблюдается  разница цен на продукты по регионам, которая обусловлена не столько  затратами производства и сбыта, сколько недостаточной прозрачностью информационного рынка, которую часто используют в своих интересах частные коммерческие структуры и иностранные поставщики. В стране нет до сих пор единой государственной системы рыночной информации по АПК. Перечень информации весьма ограничен, имеет, как правило, общий фрагментарный характер, не учитывает региональные и местные особенности, где очень слабо задействованы новейшие информационные технологии;

  • нехватка дельных и предприимчивых руководителей, специалистов-менеджеров и маркетологов, которые прямо были бы заинтересованы в организации производства и сбыта под потребительский спрос исходя из экономических возможностей и предпочтений различных категорий потребителей.

  Сложной остается ситуация на ряде продуктовых  рынков – льна, картофеля, говядины и др. Низкая продуктивность, высокие  затраты, неустойчивость объемов производства по причине многих факторов (погодные условия, быстрое изменение конъюнктуры  рынка, слабая интенсификация производства, неадекватный рост цен на материально-технические ресурсы и др.)приводят к неустойчивости ситуации на этих рынках, недостаточной организации ввоза и вывоза данной продукции, значительным потерям в экономике данных отраслей.

  В настоящее время три четверти внешнеторгового продовольственного оборота Беларуси приходится на долю России и других стран СНГ. В то же время нарушение традиционных хозяйственных связей между государствами – участниками СНГ существенно сузило и осложнило возможности свободного доступа и функционирования на экономическом пространстве данной категории стран. Это вызвано разными причинами внутренней и внешней политики каждого государства. Отдельные страны стали за это время членами Всемирной торговой организации (ВТО)и вынуждены действовать в рамках ее правил во внешнеэкономических связях, другие, как, например, Россия, вводят необоснованные ограничения, а нередко и дискриминационные меры для экспорта белорусского продовольствия (инспектирование белорусских предприятий, квотирование поставок, ограничение территории продаж и др.).

    Исходя из оценки современного состояния продовольственного рынка Беларуси назрела необходимость осуществления соответствующего комплекса мер для повышения организованности и скоординированности отечественного рынка внутри страны и особенно за рубежом с целью соблюдения национальных интересов страны. В первую очередь в этой связи важно ускоренное создание крупных национальных агропродовольственных компаний, корпораций и фирм, которые должны доминировать на внутреннем рынке, уверенно продвигаться на зарубежные и устойчиво закрепляться в наиболее привлекательных и перспективных регионах. Конечно, таких компаний и корпораций должно быть в стране немного (по 1–3, не более, в каждой отрасли),например, льняная компания, сахарная, картофельная, зерновая, мясная, молочная и др. Они должны формировать всю политику развития соответствующей отрасли внутри страны и маркетинговой деятельности за рубежом, работать на принципах самоокупаемости и самофинансирования и быстро решать задачи технической и технологической модернизации производства входящих в объединение предприятий на основе зарабатываемости капиталов. Основной целью таких компаний, корпораций и фирм должен быть динамичный рост массы доходов и прибыли, а значит – прямая ориентация производства на рынок, на рыночный сбыт и потребительский спрос.

  Одновременно  необходимо, используя механизм товарных централизованных закупок и интервенций, предусмотренных действующим законодательством, формировать достаточные резервы продовольственных товаров для недопущения их дефицита (даже временного и несущественного)или резкого повышения розничных цен, особенно на товары, значительные объемы которых формируются за счет импорта (масло растительное, фрукты, рыба и др.).

  Наряду  с этим важно ориентировать отечественных  агропромышленных товаропроизводителей на обеспечение прироста производства и реализации продукции, которая традиционно является по преимуществу импортной (рыбопродукты, фрукты, масло льняное и рапсовое и т. п.), обеспечив со стороны государства соответствующие стимулы, включая гарантии закупок по ценам, обеспечивающим устойчивое расширенное воспроизводство. Это, бесспорно, имеет принципиальное значение для укрепления потенциала продовольственной независимости страны.

  Одним из основных условий формирования сбалансированного  и доступного рынка продовольствия является создание развитой и разветвленной инфраструктуры. В частности этому должна способствовать выработка действенных стимулов и оказание поддержки в организации продуктовых специализированных и многоотраслевых объединений (союзов, подкомплексов, корпораций, компаний и др.), объединяющих интересы сельских товаропроизводителей, предприятий по переработке сырья и торговых организаций; создание мобильных оптовых продовольственных рынков (и их филиалов в регионах); содействие развитию биржевой деятельности в целях перехода от сделок с наличным товаром к срочным форвардным, фьючерсным и опционным сделкам, а также организации межрегиональной биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией; активное использование возможностей проведения товарных аукционов, ярмарок, фирменной торговли, заключения посреднических контрактов, установления долгосрочных связей между крупными производителями и оптовыми покупателями продукции. В этой связи для обеспечения устойчивости продовольственного рынка важное значение имеет создание надежной и стабильной системы сельскохозяйственного кредита. Предприятия и организации должны иметь возможность получать разнообразные кредиты для развития производства, различающиеся по целям, срокам, платности, возвратности, срочности, объемам и окупаемости. Но неизменно одно – все кредиты для сельского хозяйства должны иметь целевой характер, быть широкодоступными, предоставляться на основе взаимной заинтересованности и содержать льготные условия. Для этого государство должно предусматривать специальные средства в расходной части республиканского и местного бюджетов для компенсации льготных процентных ставок по кредитам для сельского хозяйства и создания необходимых мотивационных условий для более широкого размещения кредитных средств банков в отраслях агропромышленного комплекса.

  Устойчивость  развития продовольственного рынка  должна определяться темпами прироста объемов производства и выручки  от реализации готовой продукции, ростом конкурентоспособности поставок, расширением потребительского спроса и состоянием маркетинговой инфраструктуры АПК. Определяющим в системе аграрного комплекса является рынок зерна и зернопродуктов, который является базисом развития всех других продуктовых рынков. Например, зернопродукты – не только основа интенсификации отраслей животноводства, но интенсивность и продуктивность зернового хозяйства, поэтому он находится в прямой корреляционной связи с продуктивностью и интенсификацией всех других видов растениеводческой продукции, а также отраслей животноводства. Так, при урожайности зерна около 20 ц/га удой молока в расчете на 1 фуражную корову составляет в среднем 2000 кг; при урожайности зерна 40 ц/га удой достигает 4000 кг и т. д. Поэтому развитию зернового хозяйства и рынка зерна в стране следует придавать приоритетное значение.

Информация о работе Продовольственный рынок: проблемы развития и укрепление конкурентоспособности