Проблемы занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена одной из важнейших проблем экономической сферы, проблеме занятости населения и сокращения безработицы в России. В работе я проанализирую ситуацию, которая сложилась на рынке труда Российской Федерации в период с 2009 по 2011 г.г., рассмотрю основу некоторых экономических теорий, раскрою само понятие занятости, рассмотрю типы, причины безработицы, а также обозначу роль государства в решении данной проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…..………………………………...........................................................................3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ О ЗАНЯТОСТИ......................................................4
1.1 Классическая теория занятости……………………………………………….…4
1.2 Кейнсианская и Монетаристская теории занятости……………………...17
1.3 Современные экономические школы. Институционализм.......................19
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА РОССИИ В 2009-2011г................22
3. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ…................27
3.1 Проблемы занятости населения в Российской Федерации …..................27
3.2 Государственная политика регулирования рынка труда ………..............32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНН ОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………..………………………. 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ проблемы занятости населения.doc

— 178.00 Кб (Скачать)
  • занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.

Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также административные отпуска без  сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность.

  • занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;

самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства.

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его  производительности связана не менее  важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.

Содержание понятия «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов. [23]

Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует  понимать совокупность социально-экономических  отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.

В специальной литературе можно встретить большое количество определений занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее в необходимости поддержания такого соответствия между занятой рабочей силой и ее свободным резервом, между личными и вещественными факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения.

Различают понятия полной и эффективной занятости.[23] Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.

Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:

1. Исключительное право  граждан распоряжаться своими  способностями к производительному  и творческому труду. Принуждение  в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.

    2. Ответственность  государства за реализацию права  граждан за труд, содействие занятости  трудовой деятельностью, на которую  способен человек и которую  он желает осуществить.

Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь  полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется  при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих  мест.

При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. Несомненно, что рыночной экономике гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым, которое для нее органично.

Новым законодательством  о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода.

Эта концепция занятости  гораздо ближе к канонам рыночного  хозяйства, чем к принципам административно-государственной  экономики. Она легализует совершенно законные, общественно признанные формы  трудовой деятельности – работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.

Во многом такой режим  предопределен технологическими особенностями  производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику. Значение таких форм организация труда состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики.

Подобная концепция  занятости создает качественно  новые представления о труде  как социально-экономической категории.

Но следует не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда.

      

 3.2. Государственная политика регулирования рынка труда.

Рынок труда в России регулируется рядом законов. Главные  из них – закон «О занятости  населения РФ» и Трудовой кодекс, принятый в декабре 2001 г. [14, C.29] Непременным условием создания необходимых предпосылок для экономического роста и повышения занятости должно стать новое обоснование и более четкий выбор направлений государственного регулирования экономического развития, повышение ответственности государственных органов в решении экономических проблем. Активное участие государства в экономике означает, что оно выступает в экономической сфере в качестве предпринимателя и соответственно предъявляет спрос на рабочую силу. В государственном секторе спрос определяется общественными потребностями достижения социально значимых целей общества [14, C.79-80]. К числу первоочередных текущих задач государственного регулирования относится обеспечение и регулирование структурных преобразований и межотраслевых сдвигов в экономике. Такие преобразования и соответствующие им изменения потоков рабочей силы шли и идут сейчас, в связи с разрушением существовавших в дореформенное время хозяйственных связей, в результате действия нового рыночного механизма, и вследствие внедрения новых технологий и создания современных производств.

Среди важнейших функций  государственного регулирования по обеспечению занятости необходимо назвать: совершенствование всей системы  распределительных отношений в экономике и в обществе; организацию социальной защиты населения и обеспечение социальных гарантий в рамках занятости и охраны труда; мероприятия по непосредственному поддержанию и содействию занятости населения, созданию и обеспечению работы служб занятости; выработку и осуществление рациональной политики в области трудовой миграции населения [14, C.137,138]. Регулирование рынка труда предполагает также пропорциональное распределение наемного труда по всем сферам вторжения предпринимательской деятельности. Отлив наемного труда из отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность всего общества в настоящем и его процветание в будущем, может привести к тяжелым лишениям всего населения. Вместе с этим вовлечение наемного труда в те сферы предпринимательской деятельности, которые подрывают генофонд нации, скажем, в наркобизнес, требует регулирующего механизма, препятствующего такому распространению рынка труда. Регулировать рынок труда — значит поддерживать работоспособность наемных работников, не допуская снижения их доходов до черты бедности, не допускать чрезмерного увеличения продолжительности рабочего дня и интенсивности труда.    Главный инструмент государственного воздействия на уровень заработной платы – введение минимума заработной платы. В России размер минимальной зарплаты настолько низок, что никакого реального воздействия на рынок он не оказывает [14, C.29]. Регулирование рынка труда предполагает обеспечение выгодности предпринимательства, прибыльности и конкурентоспособности фирм, оказывающих стабилизирующее воздействие на рыночную экономику. Также государством должно обеспечиваться равновесие между занятостью и безработицей, соблюдение необходимого соответствия между номинальной (денежной) и реальной заработной платой, поддержание стабильности покупательной способности денежной единицы, а также обоснованной дифференциации (различий) трудовых доходов наемных работников в зависимости от их профессионально-квалификационных, деловых качеств, трудолюбия и добросовестности [14, C.182-183]. В регулирующие функции государства входит согласование интересов работодателей и наемных работников не только в государственном, но и в негосударственных секторах экономики. Для реализации этой задачи используются возможности налоговой системы и создания адекватной правовой среды, в частности в целях правового регулирования деятельности профсоюзов, обеспечения возможностей мобильности капитала, с одной стороны, и рабочей силы — с другой [14, C.137-138]. Что касается проблемы утечки умов, то за последнее время значительно возросло число государственных инициатив в сфере кадровой политики. Меры, предпринимаемые в первую очередь, касаются установления надбавок, премий ученым и научным администраторам, поддержки ведущих научных школ, а также повышения стипендий, грантов и надбавок молодым ученым и аспирантам. В течение 2005 года было выпущено два Указа Президента РФ.[23]  По уровню же зарплаты наука будет остается неконкурентоспособной в сравнении с другими областями экономической деятельности. Таким образом, пока принимаемые меры не направлены на устранение глубинных причин, вызывающих кадровые проблемы в науке [23, C.319-320]. Как уже отмечалось, государству необходимо больше внимания уделять сфере образования, разрабатывать стандарты качества знаний, разрабатывать концепции опережающего образования, осуществлять программы по подготовке квалифицированных кадров, особенности это касается технических специальностей, так как сейчас наблюдается дефицит специалистов этого направления. Также необходимо введение эффективной системы повышения квалификации. [23, C.95].

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:       проблема занятости и безработицы, которая тесно связана  проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу. Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, внедрение современных методов профилирования безработных и многие другие меры.

Государство должно способствовать развитию рынка труда, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь  с общими направлениями социально-экономического развития общества.

Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомерно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.        Архангельская Н. Кто беден в России? –М.:  Эксперт, – 2004. – 204 с.
  2.        Ананьин О. Исследовательская программа Т.Веблена: 100 лет спустя, – М., Вопросы экономики, 1999. – 567 с.
  3.        Бреев Б.Д. Экономические последствия безработицы: оценка потерь. – М.: Общество и экономика. – 2002. – 280 с.
  4.        Булатов А.С. Экономика: Учебник. – 4-е изд. Перераб. И доп. – М., Инфра, 2005. – 430 с.
  5.        Буфетова, А.Н. Основы экономики – М., Инфра, 2005. – 300 с.
  6.        Воловик Н. Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы. – М., Вопросы экономики, 2006. – 348 с.
  7.        Грязновой А.Г. Экономическая теория. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 448 с.
  8.        Государственный комитет Российской Федерации по статистике. «Обследование населения по проблемам занятости»., М.: Февраль 2003.
  9.        Гульбина Н.И. Эволюция институциональной теории., – М., Новый учебник, 2004. – 387 с.
  10. Грязнова А.Г. Экономическая теория /А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелева. – М.: Экзамен, 2003. – 448 с.
  11. Денисова И.А. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России. И.А. Денисова, А.В. Саватеев – М.: Цэфир, 2002. – 284 с.
  12. Жеребин В.М. Занятость и самозанятость населения: соотношение и перспективы – М.: Цэфир, 2003 – 268 с.
  13. Заславский И. К характеристике труда в современной России – М. Вопросы экономики, 1997. – 168 с.
  14. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. – М.: КНОРУС, 2006. – 352 с.
  15. Логвинов С.А. Стратегическое планирование: Учебное пособие / С.А. Логвинов, Е.Г. Павлова –  М.: Финансовая академия, 2002. – 332 с.
  16. Нижегородцев, Р. Рынок труда: иллюзии равновесия и проблемы переходной экономики, – М.: Эксперт, 2004. – 184 с.
  17. Павленко В.А. «Рынок труда: занятость и безработица» – М., Вопросы экономики, 2004. – 356 с.
  18. Рощин С.Ю. Экономика труда / С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова – М.: Инфра, 2000. – 502 с.
  19. «Регионы России». Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2002: статистический сборник/ Госкомстат России. – М., 2002.
  20. Россия в цифрах. 2003: Краткий статистический сборник/Госкомстат России. – М., 2003. –  32 с.
  21. Современный экономический словарь. 3е изд., – М.: Инфра, 2003 – 800 с.
  22. «Труд и занятость в России»: Статистический сборник/ Госкомстат России. – М., 2001. – 40 с.
  23. Фещенко Н.В. Занятость и её регулирование. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2002. – 194 с.
  24. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. – М.: Эксперт, 2003. – 457 с.
  25. Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы её измерения. –М.:  Вопросы экономики. – 1999. – 245 с.
  26. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. – М.: Эксперт, 2002. – 460 с.
  27. Шлендер П.Э. Рынок труда. – М., Инфра, 2004 – 260 с.

Информация о работе Проблемы занятости населения