Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 22:01, курсовая работа
В работе освещены вопросы, связанные с понятием и содержанием экономических категорий занятости и безработицы, проведен анализ состояния рынков труда стран мира и нашей республики, а также рассмотрены пути повышения занятости и сокращения безработицы с учетом мирового опыта в настоящем и будущем.
Введение 3
Занятость и безработица как экономические явления 4
1.1. Понятие и классификация занятости 4
1.2. Безработица: понятие и класификация 8
2. Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Беларуси 12
2.1 Статистика занятости населения на 2007 год 12
2.2. Мероприятия по регулированию спроса на рабочую силу 13
2.3 Социальная защита населения от безработицы 17
3. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь 19
3.1 Создание рабочих мест в малых городах в 2006 году 19
Заключение 21
Литература: 22
- регулирование рынка
труда и повышение
- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- повышения качества создаваемых рабочих мест;
- предотвращение роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.
Программа предполагает
определение потребности в
формирование механизма финансирования создания рабочих мест.
Инструментом реализации Программы должна явиться Генеральная схема создания рабочих мест, отражающая общие потребности населения в рабочих местах, структуру имеющихся рабочих мест, а также необходимое количество дополнительных рабочих мест. Генеральная схема позволит обеспечить координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных, так и в качественных аспектах. Важнейшим условием обеспечения занятости населения, повышение конкурентоспособности граждан является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров. Преобразования экономики приводят к существенным изменениям в профессионально- квалификационной структуре рабочих мест, высвобождению рабочей силы и возникновению структурной безработицы. Чтобы безработица не стала хронической, безработные должны представлять мобильный резерв рабочей силы.
Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда представляется целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая широкое распространение в странах
Западной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями рабочего места. К преимуществам модульной системы обучения относятся:
* достаточно быстрая реакция на структурные сдвиги в экономике, удовлетворение потребности в работниках новых профессий, обеспечение подготовки специалистов необходимого уровня квалификации;
* возможность обучения
лиц, различных по уровню
* возможность самостоятельного индивидуального обучения;
* ориентация на конечный результат.
Проект внедрения модульного обучения в ряде регионов России и странах, был разработан Международным центром развития модульной системы обучения (МЦРМСО) при активной поддержке МОТ. Его цель - укрепление учебно- методической, технической и правовой базы подготовки специалистов для новых рыночных структур. Применение модульной системы обучения в Беларуси позволит, особенно в перспективе, при ускорении технологических и структурных изменений в экономике более гибко реагировать на потребности предприятий в квалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы.
2.3 Социальная защита населения от безработицы
Социальная защита безработных и членов их семей основана на
Конституции, Кодексе законов о труде, Законе “О занятости населения Республики Беларусь” и других нормативно-правовых актах. В соответствии с законодательством государство гарантирует безработным предоставление особых льгот лицам, высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице и стипендии в период профессионального обучения, оказание материальной помощи членам семьи безработного, возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства.
Вместе с тем социальная защита безработных имеет и существенные недостатки. К ним относятся, в частности, чрезвычайно низкая материальная помощь, которая не обеспечивает элементарных жизненных потребностей безработного и членов его семьи. Средний размер пособия по безработице покрывает всего около 13% прожиточного минимума. Низкие пособия по безработице и отсутствие, как правило, в службе занятости подходящей работы ведут к тому, что безработные теряют всякие стимулы к регистрации. Это означает, что служба занятости не контролирует значительную часть рынка труда, тем самым не оказывая помощи в трудоустройстве и подготовке, переподготовке незанятого населения.
Таким образом, в стране назрела необходимость увеличение пособий по безработице до социально оправданного уровня, соответствующего общепринятым международным нормам гарантий социальной защищенности граждан (от 10 до 60% величины минимального потребительского бюджета, в зависимости от категории безработных).
Создание в Беларуси социально ориентированной экономики требует усиления социальных амортизаторов, в частности организации системы государственного обязательного страхования от безработицы. Система страхования граждан от безработицы значительно поднимает уровень и длительность материальной помощи безработным, ориентирует безработных на активный поиск работы и трудоустройство. В результате безработные будут стремиться не только к получению высокого пособия по безработице, но и к быстрому нахождению подходящей работы, то есть к совсем иным, активным формам социальной защиты.
Учитывая опыт других стран, система государственного страхования от безработицы должна охватывать лиц наемного труда и финансироваться работодателями и работниками в соответствии со специальной шкалой: чем ниже заработок работника, тем большую долю налога платит за него работодатель. Страховая система предполагает, что гарантии получения определенного дохода в случае потери работы зарабатываются, а не предоставляются как милость. Принципиально важно становится одно - имеет ли человек право на пособие по безработице, то есть, участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда.
Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда.
Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.
3. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь
3.1 Создание рабочих мест в малых городах в 2006 году
Особое внимание в
2006 году уделялось стабилизации ситуации
на рынке рабочей силы в малых, средних
городах, поселках и регионах с устойчиво
высоким уровнем безработицы. По каждому
из 42 регионов, включенных в областные
и Государственную программы, реализовывался
конкретный комплекс мер, разработанных
с учетом специфики территории и направленных
на обеспечение занятости населения и
снижение уровня безработицы.
В Государственную
программу включены
мероприятия по обеспечению
занятости в 22 малых
и средних городах и
регионах с устойчиво
высоким уровнем безработицы
(Брестская область
- Ганцевичский район,
гг. Микашевичи Лунинецкого
района и Белоозерск
Березовского района;
Витебская область -
Поставский район, гг.
Поставы, Новолукомль,
г.п. Воропаево Поставского
района; Гомельская
область - Октябрьский
и Речицкий районы, г.
Речица, г. Василевичи
и г.п. Заречье Речицкого
района, г.п. Октябрьский,
г.п. Комарин Брагинского
района; Гродненская
область - г. Скидель;
Минская область - г.п.
Бобр Крупского района,
г.п. Свислочь Пуховичского
района, г.п. Уречье Любанского
района; Могилевская
область - р.п. Глуша
Бобруйского района,
г.п. Краснополье, г.п.
Хотимск, г.п. Глуск).
Кроме того, в областные программы занятости населения включены еще 20 регионов, требующих первостепенного решения проблем обеспечения занятости проживающего в них населения (г.п. Ореховск и Копысь Оршанского района, г. Солигорск, д. Раевка Молодечненского района, г.п. Белыничи и др.).
Мероприятиями государственной и областных программ занятости населения на 2006 г. предусматривалось создание в данных проблемных регионах 7,4 тыс. новых рабочих мест. За 2006 год республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено создание в малых и средних городских поселениях новых рабочих мест, на которые трудоустроено 8440 человек (113,5 процента к годовому заданию), в том числе по областям: Брестская область - 1804 рабочих места (114,8 процента к заданию), Витебская область - 1325 рабочих мест (139,3 процента), Гомельская - 1574 рабочих места (101,9 процента), Гродненская - 1422 рабочих места (101,2 процента), Минская - 1527 рабочих мест (107,3 процента), Могилевская - 788 рабочих мест (145,4 процента). Реализация мер по обеспечению занятости в 42 регионах, включенных в Государственную и областные программы занятости населения, позволила улучшить ситуацию на рынках рабочей силы в 38 и стабилизировать ее в 4 малых и средних городских поселениях. Справочно. Обеспечено снижение уровня регистрируемой безработицы в Ганцевичском районе с 7 процентов на 1.01.2006 до 4,2 процента на 1.01.2007, Дрогичинском районе - с 2,8 до 2,3, Ивановском районе - с 3,5 до 3,2 и др.) а также уменьшение количества безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости на конец отчетного периода в г. Белоозерске со 141 на начало 2006 г. до 117 на 1.01.2007 г., Поставском районе - с Вообще, проблема безработицы присуща рыночной экономике. Если в середине XIX века западные идеологи объясняли наличие безработных
“плохим поведением” самих рабочих, то в новых условиях они заговорили о
“несовершенствах” и этим объясняли возникновение и существования
“избыточного” населения. Так появилась теория “фрикционной” безработицы, выставлявшая в качестве причин этого порока капитализма “фрикции” ( в перев. трения, неполадки) на рынке труда. Возникновение и существование такой безработицы объяснялись несоответствием между изменившимися потребностями в рабочей силе и сложившимся ее распределением по отдельным отраслям и районам, а также недостаточной мобильностью рабочих, привязанных к определенным местам жительства и специальностям. Помимо нее развивалась теория “добровольной” безработицы, согласно которой в безработицы будто бы повинны сами рабочие, так как они требуют повышения заработной платы и не хотят работать за плату, соответствующую предельной производительности. В месте с тем история данной проблемы показывает, что люди добровольно лишают себя заработков и безработные возникают и существуют только из-за “неполадок” на рынке.
В такой обстановке появляется теория, объясняющая безработицу недостатком совокупного спроса на товары и услуги. Ее автор Джон Мейранд Кейнс показал, что помимо “добровольной” и “фрикционной” безработицы существует “недобровольная” или “вынужденная”.
Незанятость определенной части населения является результатом действия объективных процессов:
* неравномерного
развития производственных сил;
* противоречивого характера НТП;
* высоких темпов
модернизации производства.
Кейнс утверждал, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.
По закону РБ “О занятости населения “ от 30 мая 1991 г. “безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины - до 55 лет, мужчины - до 60), постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.
Согласно определению международных организаций - Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), безработные - это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель
Так, например, в США безработными, считаются гражданские лица, которые:
. не имели занятости в течении недели обследования;
. предпринимали усилия найти работу в течении предыдущих 4-х недель (обращаясь непосредственно к нанимателю, к услугам государственной службы занятости или к друзьям);
. лица, временно уволенные или лица, нанятые на новую работу, которые должны приступить к работе в течение 30 дней.
В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа, в Великобритании - кто не имеет работы в течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не может искать ее из-за болезни, а также кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу. Органами трудоустройства и статистикой развитых капиталистических стран не рассматриваются как безработные лица, проживающие в застойных районах, где нет и не предвидится свободных рабочих мест. Если даже люди, проживающие в этих районах, и предпринимали поиски работы, они быстро разочаровались. По-разному в странах относятся к таким категориям населения, как впервые ищущие работу и возвращаются на работу после длительного перерыва. К первой группе относится прежде всего молодежь, ко второй - женщины, оставившие работу в связи с рождением и воспитанием малолетних детей. Основной же массив безработных - это лица, уволенные с предприятий и имеющие стаж работы. В эту категорию в основном входят работники, потерявшие работу вследствие структурных изменений в экономике и производстве, закрытия предприятий и учреждений, модернизации производства, перехода на новые виды продукции и т.д. Среди них люди различных квалификаций и профессий, готовые работать по своей специальности на других предприятиях, пройти переподготовку и повысить свою квалификацию.
Информация о работе Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь