Проблемы внешней торговли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 12:06, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что на рубеже XX и XXI вв. мировая экономика вышла на новый уровень развития. Внешнеэкономические связи стали более заметной составной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Возрос интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран. В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малых предприятий и государственных учреждений нуждаются в объективной информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления коммерческих операций.

Содержание

Введение. 2

Особенности интеграции России в систему международных экономических отношений. 3

Цели, принципы и приоритеты внешнеэкономической политики России. 4

Основные цели ВЭД России. 4

Основные принципы ВЭД России. 6

Основные приоритеты ВЭД России. 7

Россия и Всемирная Торговая Организация (ВТО). 8

Валютная политика России и динамика ее внешней торговли. 10

Стратегия экономических отношений России с Евросоюзом. 12

Заключение. 14

Список использованной литературы. 17

Работа содержит 1 файл

Проблемы внешеней торговли России..docx

— 35.41 Кб (Скачать)

Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Лаже между  промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского  продовольственного рынка будет  очень сложно.

В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию.

В-четвертых, страховой  рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем  отечественные, и развитую инфраструктуру.

В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.

Следует также  отметить, что до вступления во Всемирную  торговую организацию Россия на двусторонней основе уже имеет режим наибольшего  благоприятствования со всеми основными  торговыми партнерами, входящими  в ГАТТ/ВТО. Присоединение России к Всемирной торговой организации  должно служить средством для  обеспечения ее внешних экономических  интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы  это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась  в итоге беззащитной перед  мощным давлением других стран-членов этой организации.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. 
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

Валютная  политика России и  динамика ее внешней  торговли.

Эффективное функционирование национальной экономики в системе  мирозяйственных связей предполагает выработку каждой страной собственной валютной политики.

Валютная политика - это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений  в соответствии с текущими и стратегическими  целями страны.

Направление и  формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. На разных исторических этапах на первый план выдвигаются конкретные задачи валютной политики: преодоление валютного  кризиса и обеспечение валютной стабилизации; валютные ограничения, переход  к конвертируемости валюты, либеризации валютных операций и т.п.

Валютная политика отражает принципы взаимоотношений  стран.

Валютная политика направлена на достижение главных целей  экономической политики: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.

Валютная политика - относительно самостоятельная часть  государственной политики России. Основными  ее задачами на современном этапе  развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение  устойчивости национальной валюты. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством, которое регулирует порядок совершения операций с валютными  ценностями.

Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование.

Валютная политика в России в зависимости от её целей  и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление  стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном валютном механизме, другой - повседневное, оперативное  регулирование текущей валютной конъюнктуры.

Цель стратегической, структурной политики России состоит  в формировании цельной валютной системы, которая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыночной экономики, а с другой - структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе Международного Валютного Фонда. Это предполагает:

1. образование  полномасштабного внутреннего валютного  рынка;

2. формирование  рынка золота и других драгоценных  металлов;

3. введение свободной  конвертируемости рубля по текущим  международным операциям;

4. установление  единого курса рубля по отношению  к иностранным валютам;

5. преодоление  долларизации экономики;

6. интегрирование  национального валютного механизма  в мировую валютную систему,  полноправное участие России  в деятельности мировых финансовых  организаций.

Валютный рынок, являясь одним из объектов валютной политики, наиболее полно отражает взаимосвязь национальной экономики с мировой экономикой отдельных стран.

В сложных условиях перехода к рыночной экономике валютная политика России направлена на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание равновесия платежного баланса.

 

Стратегия экономических отношений  России с Евросоюзом.

 

Стратегическое  партнерство между ЕС и Россией - обоюдовыгодная и вполне достижимая цель.  
Трудно недооценить важность России для Евросоюза. Россия является крупнейшим соседом стран Европейского союза, серьезной мировой силой и очень важным торговым партнером, обладающим значительным потенциалом. Точно так же и ЕС является ключевым партнером для России как с политической, так и с экономической точки зрения.  
ЕС - важнейший торговый партнер России. На него приходится 46% объема всей ее торговли.  
В этом контексте важно наличие подлинно открытого и честного стратегического партнерства между ЕС и Россией.  
ЕС также заинтересован в приверженности России европейским ценностям, которые она приняла, в частности - тем, что содержатся в Европейской хартии по правам человека. Значение общих ценностей как основы для более глубоких отношений не должно недооцениваться.  
Кроме приверженности общим ценностям важно также вести честную, открытую и конструктивную дискуссию по всем вопросам, вызывающим взаимную озабоченность. 

В условиях крайне противоречиво развивающихся международных  экономических отношений не только между отдельными странами, но и  экономическими блоками стран (региональными  экономическими объединениями) формирование единой системы стратегического  партнерства между национальным внутренним рынком России и общим  рынком Евросоюза одна из актуальных проблем мировой экономики.  
Если в рамках двусторонних экспортно-импортных отношений между Россией и крупными странами данного экономического блока наблюдается достаточно сбалансированное соотношение, то в целом импорт из стран Евросоюза превалирует.  
Инвестиции в Россию поступают почти из ста стран мира, причем свыше 90 процентов приходится на десять государств. В частности, крупнейшими вкладчиками капитала в российскую экономику остаются Германия (6,9 млрд. долл., накопленных инвестиций к началу 2001года), США (6,3 млрд. долл.), Великобритания (3,6 млрд. долл.), Кипр, который стал «убежищем» для российский капиталов ( 3,4 млрд. долл.), Франция (3,2 млрд. долл.), Голландия (0,7 млрд.долл.), Италия (0,6 млрд. долл.), Швейцария (0,4 млрд.долл.), Швеция ( 0,38 млрд.долл.), Япония (0,36 млрд.долл.) [4.С.65-66].  
Однако объемы таких инвестиций - лишь видимость (если не считать Германию) активной заинтересованности «западной» стороны в поддержке и развитии рыночных отношений в России и ее промышленного производства. На самом деле инвестиции в реструкторизацию промышленного производство - было, есть и должно стать делом Правительства РФ, руководителей регионов и крупных национальных инвестиционных
компаний и институциональных организаций.

 

Заключение.

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение  как равноправного участника  в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале.

Проблема интеграции России в мировое экономическое  сообщество достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут  стать:

прохождение Россией  основных ступеней развития экономики  рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более  развитые страны;

восстановление  нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое  хозяйство.

Одновременно  с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий. 

Можно, конечно, надеяться на то, что Россия, продолжая  опираться на традиционные экспортные отрасли, сохранит относительно высокие  темпы экономического роста и  удвоит ВВП в начале 2-ого десятилетия. Однако, важнее решить проблему подъёма  обрабатывающей промышленности и аграрного  сектора, создав таким образом надёжную основу для устойчивого развития в будущем, дополнительные рабочие  места и плацдарм для преодоления  бедности. При этом важно добиться чтобы российские товаропроизводители  научились выпускать готовую  продукцию, пользующуюся устойчивым спросом  на внутреннем и внешнем рынках. Именно от этого во многом будет  зависеть темпы роста и товарного  наполнения экспортных поставок, структура  и объёмы импорта, включая его  рационализацию за счёт развития импортозамещающих  производств.

Анализ состояния  и прогнозов развития от дельных  отраслей народного хозяйства говорит  о том, что возможности изменить характер участия в системе мирохозяйственных  связей в ближайшие годы незначительны. Но в средне срочной перспективе  внешнеэкономическую специализацию  страны можно было бы диверсифицировать, опираясь на природные факторы, в  частности на ее наделенность лесом и пригодной для ведения сельского хозяйства землей. Определенный вклад в обновление экспортной специализации страны могла бы внести и научно-техническая сфера, которая располагает высокими технологиями в оборонных и некоторых других отраслях промышленности и достаточно широкой сетью организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования. Такая диверсификация могла бы помочь укреплению позиции страны в качестве экспортера и снижению ее импортной зависимости. Для модернизации экономики требуется, по имеющимся оценкам громадный объём капитальных вложений - более 2 трлн.долл. в течении ближайших 20 лет. Это означает, что среднегодовой объём инвестиций в основной капитал должен превышать нынешний уровень примерно в 2,8 раза. Финансовые рынки в России - кредитный и фондовый - к сожалению, ещё недостаточно развиты.

Поэтому их укрепление - важнейшее условие успешного  решения задачи сближения объёмов  сбережения и накопления. Некоторые  отечественные специалисты считают, что нельзя терять время и ждать, когда банковская система и финансовые рынки достигнут необходимой  степени зрелости и станут надёжными  источниками финансирования. В целях  активизации инвестиционного процесса они полагают необходимым, по примеру  других стран, наладить деятельность государственных  банков развития. Не менее важной задачей, чем стимулирование инвестиций и  перелива капитала из сырьевых в перерабатывающие отрасли, является активизация использования  инновационного фактора на базе целенаправленного  развития научно-технической сферы. Расходы на исследования и разработки в стране составляют 1,28% ВВП, в том  числе на фундаментальную науку - 0,3%. Организационная структура  отечественной науки, исследований, разработок остаётся архаичной и  не отвечает потребностям рынка.

В перспективе  предполагается продолжение принятия мер по гармонизации российского  законодательства с нормами и  правилами Всемирной торговой организации  в области таможенных процедур, лицензирования, сертификации и стандартизации, предоставления государственных субсидий, санитарных и фитосанитарных правил, интеллектуальной собственности, регулирования в  сфере услуг и т. д. Положительное  влияние на развитие экспорта окажет постепенное снижение вывозных таможенных пошлин, прежде всего на готовые  изделия, а также мероприятия  в рамках процесса присоединения  страны к ВТО, что позволит улучшить условия доступа отечественных  товаров на внешние рынки и  устранить многие действующие дискриминационные  ограничения.

Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении  экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

 

Список  использованной литературы и интернет-ресурсов.

1. Байков М. актуальные проблемы экономических отношений Россия - ЕС//МЭ и МО. - 2009.

2. Белоусов А. Эволюция  системы воспроизводства российской  экономики от кризиса к развитию//Москва. - 2008.

3. Богомолов О. Сложный  путь интеграции России в мировую  экономику//МЭ и МО. - 2009.

4. www.ru.wikipedia.org

5. www.cbr.ru

6. www.customs.ru

Информация о работе Проблемы внешней торговли России